Готовим портфолио ребёнка.
консультация по теме

Алексеенко Галина Ивановна

Объективные механизмы оценки деятельности ребенка, моделирующее личностное развитие его интегрированного качеств, с каждым годом приобретают все большее значение. В последнее время в образовательной практике стало широко использоваться технология «портфолио», позволяющая не только собрать и представить объективную информацию о процессе развития ребенка, изменении его личностных качеств, но и зафиксировать динамику этого изменения. Технология «Портфолио» - одна из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании, представляет собой одновременно форму, организацию и технологию работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_rebenka.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Готовим портфолио

 ребёнка.

Объективные механизмы оценки деятельности ребенка, моделирующее личностное развитие его интегрированного качеств, с каждым годом приобретают все большее значение. В последнее время в образовательной практике стало широко использоваться технология «портфолио», позволяющая не только собрать и представить объективную информацию о процессе развития ребенка, изменении его личностных качеств, но и зафиксировать динамику этого изменения. Технология «Портфолио» - одна из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании, представляет собой одновременно форму, организацию и технологию работы.

Основная цель создания портфолио – сопровождение личностного развития ребенка в условиях освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе мониторинга, создание картины личностного развития, обеспечение и отслеживание индивидуального прогресса ребенка, демонстрация его способностей практически применять приобретенные знания и умения. Он также помогает решать важные задачи:

- организовывать реализацию личностного подхода;

- способствовать тесному взаимодействию всех участников образовательного процесса: ребенок, родитель, педагог;

- обеспечивать преемственность со школой и т.д.

Предполагаемые результаты формирования портфолио: определение особенностей развития ребенка в игровой деятельности; выявление способностей (художественно-эстетических, трудовых и т.д.), степени комфортности проживания ребенка в семье и ДОУ, эмоционально-психологического состояния ребенка, отслеживание индивидуального прогресса и достижений дошкольника.

Критерии оценки портфолио:

- достаточность и качество представленных диагностических материалов;

- широта направлений развития ребенка;

- степень активности всех участников в создании портфолио;

- эстетичность оформления.

Основные функции портфолио:

- диагностическая (фиксирует изменения и рост);

- мотивационная (поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению результатов);

- содержательная (раскрывает спектр выполняемых работ);

- социобразующая (формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности);

- развивающая (обеспечивает непрерывность личностного развития ребенка от года к году).

Принципы формирования портфолио:

- добровольность;

- участие ребенка в оформлении папки;

- систематичность;

- отсутствие строгих требований к оформлению;

- ознакомление родителей к результатам диагностических данных  с позиции ребенка;

- соблюдение конфиденциальности информации.

Портфолио создается с трехлетнего возраста.

1 раздел – «Это я!» (заполняется самим ребенком).

2 раздел – «Я и моя семья!» (заполняют родители и дети).

3 раздел – «Я и детский сад» (заполняют воспитатели).

Второй и третьи разделы имеют следующие подразделы: моя любимая игрушка, мое увлечение, мое любимое место, любимые праздники, мои достижения.

Предлагаем подробнее остановиться на технологии работы с портфолио по разделам.

Первый раздел «Это я!» - самопрезентация ребенка, дающая представление о нем как о самостоятельной деятельности, имеющий свой неповторимый внутренний мир, особые предпочтения и увлечения, а также другие проявления своей индивидуальности. Цель данного раздела: самопредставление ребенком себя, качеств, предпочтений, увлечений, собственной картины мира. Взаимодействие ребенка с портфолио проходит разными способами: отбор готового материала (рисунков, фото, иллюстраций); рассказ о себе; иллюстрирование эпизодов, событий, образов; сопроводительный рассказ к отобранному материалу или событию, сочинительство, выполнение заданий воспитателя: «Рассмотри картинку и ответь», «Расскажи о себе», «Нарисуй себя (друга, детский сад, школу, любимую игрушку и т.д.)»; использование метода неоконченных предложений и анкетирование. Данный раздел заполняется ребенком в течении всего года в удобное для него время. Ребенок знакомится с формами и способами взаимодействия с портфолио через игровую деятельность на детско-родительских собраниях, открытых просмотрах. Необходимо отметить, что первый раздел носит подвижный и изменяемый характер. Таким образом, на протяжении всего времени составления первого раздела у ребенка формируются положительная самооценка, интерес к различным видам деятельности.

Второй раздел «Я и моя семья!» дает представление о семье и ее составе, степени комфортности проживания ребенка в семье, раскрывает семейные традиции, увлечения, праздники. Его цель: научить родителей наблюдать, выявлять и анализировать изменения, происходящие в развитии ребенка, систематизировать их. Родители могут презентовать портфолио на выпускном, заполнять карты наблюдения, предоставлять готовые материалы (фото, рисунки, иллюстрации, поделки), вместе с детьми выполнять задания воспитателя (написать рассказ «Ребенок глазами родителей», сочинить сказку, нарисовать картинку, сделать поделку), а также отражать результаты своих наблюдений над ребенком после ситуативного разговора или беседы в форм Дневника наблюдений, рассказа и т.п. А чтобы родителей включить в активную деятельность по составлению портфолио, в детском саду регулярно проводятся мастер-классы, консультации, детско-родительские собрания, на которых педагоги объясняют способы работы с портфолио, знакомят с правилами и формами его заполнения. Результатом работы по составлению второго раздела становится привлечение родителей к наблюдению, выявлению и анализу изменений, происходящих в развитии ребенка.

Третий раздел «Я и детский сад» дает представление о проживании ребенка в детском саду, раскрывает уровень освоения им основной общеобразовательной программы дошкольного образования, динамику формирования интегративных личностных результатов. Цель раздела: выявить динамику личностного развития ребенка и степень комфортности проживания в ДОУ. Данный раздел заполняется педагогами и специалистами ДОУ два раза в год (в сентябре и в мае). Взаимодействие педагогов с портфолио осуществляется разными способами: написание характеристик и рекомендаций, получение новой информации о ребенке через наблюдение, совместную игровую деятельность, беседы, ситуативный разговор, импровизацию. Необходимо отметить, что на протяжении всего периода составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих определить динамику развития. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ представлены в третьем разделе. Итог работы с разделом «Я и детский сад» - фиксация динамики развития ребенка, укрепление взаимосвязи педагогов и специалистов  ДОУ.

Портфолио как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка с 2011г. стал обязательным, поскольку оно помогает включению ребенка в оценивание собственной деятельности, как это требует новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Таким образом, дошкольное портфолио, становясь стартовой ступенью к ученическому, помогает не только самому ребенку раскрыть себя и оценить собственные возможности и результаты деятельности, но и позволяет педагогу начального образования оценить готовность выпускника ДОУ к освоению школьной программы, составить общее впечатление о нем и о семье, узнать о достижениях ребенка и проблемных зонах, имеющихся в развитии и воспитании. Позволяет осуществлять преемственность в условиях перехода от дошкольного к начальному школьному образованию, фиксировать результаты личностного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...

Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...

родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"

конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и  приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....