Картина-загадка "Пчела и цветок" (командная игра)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Командная игра «Картина-загадка» – это очень интересный материал, который позволит с большой пользой организовать досуг детей 6-7 лет. Участвовать в этой игре могут от 4 до 9 ребят. Ее цель  – комплексное развитие навыков взаимодействия в команде, в том числе навыков участия в групповом обсуждении задачи. Игра моделирует один из основных приемов, используемых в командообразовании для взрослых, а именно разделение задачи на отдельные части. Данная игра специально адаптирована для старших дошкольников. Из отдельных геометрческих деталей в ходе совместного обсуждения они должны воссоздать целую картину с простым сюжетом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartina-zagadka_pchela_i_tsvetok.docx108.09 КБ

Предварительный просмотр:

Картина-загадка «Пчела и цветок»

Командная игра «Картина-загадка» – это очень интересный материал, который позволит с большой пользой организовать досуг детей 6-7 лет. Участвовать в этой игре могут от 4 до 9 ребят. Ее цель  – комплексное развитие навыков взаимодействия в команде, в том числе навыков участия в групповом обсуждении задачи. Игра моделирует один из основных приемов, используемых в командообразовании для взрослых, а именно разделение задачи на отдельные части. Но так как ребята в этом возрасте еще не должны читать и писать и не могут запоминать большой объем информации, мы адаптировали правила к их возрасту, сделали их более ясными, а задачу более наглядной и  краткой. В нашей игре дети получают упрощенные инструкции – кусочек общего рисунка, описанный геометрическим языком. И уже из этих деталей в ходе совместного обсуждения они должны создать целую картину с простым сюжетом.

Для этой игры понадобятся лишь лист бумаги, карандаш и ластик. При желании детям можно дать черновик. Участие взрослого является обязательным. Он выполняет роль ведущего и ориентирует детей на корректное общение друг с другом. Таким образом, игра приобретает мощный воспитательный и развивающий компонент. Особенно полезна она для детей со сложностями в общении: застенчивых, чрезмерно импульсивных, агрессивных,  и для ребят, переживающих из-за сложностей с речью. Далее обратимся к ходу игры.

Ход игры

1) Ведущий приглашает детей сесть вокруг стола. По желанию ребят им можно стоять и даже перемещаться среди игроков. Далее ведущий отзывает каждого ребенка в сторону и тихо сообщает ему 1-2 детали рисунка. Ребенок должен запомнить их максимально точно и вернуться на свое место. А взрослый помечает себе, за какую часть картины отвечает каждый из детей.

Фрагменты картины:

  1. Длинная палочка, нарисованная сверху вниз
  2. Овал, заостренный на конце
  3. Круг, вокруг него полукруги
  4. Два круга с общим боком
  5. Штриховка
  6. Шесть палочек рядом
  7. Два маленьких овала
  8. Две палочки как антенны
  9. Точка

2) Далее ребятам в команде сообщается, что из всего того, что им было сказано, нужно создать целую осмысленную картину. В ней должны быть абсолютно все элементы. Менять их или разъединять на части нельзя (например, из 6 палочек нельзя сделать 3 и 3). О том, какая именно это картина пока не знает никто, это загадка. И цель ребят – разгадать ее и нарисовать.

3) Ведущий предлагает ребятам приступить к обсуждению всех деталей и стимулирует каждого из них называть свой фрагмент. Важно подчеркнуть, что без помощи всех без исключения ребят задание не решится.

4) После описания всех элементов взрослый стимулирует детей к творческому поиску объектов, которые можно составить из этих частей. Следует обращать внимание детей на то, что если в их замысел входят не все фрагменты, то от него придется отказаться. Тем не менее, резко пресекать развитие мысли в неверном направлении тоже не следует. Желательно мягко привести детей к тому, что их творческий поиск должен быть более гибким и что после одной неудачной идеи может прийти очень хорошая.

5) Далее дети либо самостоятельно, либо при помощи взрослого должны подойти к первому шагу при изображении рисунка. Если они не справятся с этим сами, их стимулирует к этому ведущий. Он показывает, что важно сделать первый шаг и что-то нарисовать. Начать лучше всего с самого большого и понятного элемента. В сознании детей им обычно выступает круг с полукругами вокруг, который напоминает им чашечку цветка. Потом дети с легкостью изображают цветок целиком, дополняя его другими деталями.

6) Следующим шагом становится размышление того, что же можно создать из оставшихся элементов. Их желательно снова перечислить вместе с детьми. Начинать рисовать лучше также с самой большой детали – двух кругов с общим боком. Далее воображение детей обычно позволяет им создать образ насекомого, летящего к цветку. А потом кто-либо из ребят догадывается, что речь идет именно о полосатой пчеле.

7) На заключительном этапе ребята вместе с ведущим проверяют свой рисунок: ищут лишние и потерявшиеся детали. Если все сделано верно, аплодируют себе и праздную победу в решении непростой головоломки. Ведущий может обратить внимание детей на то, какие у них были проблемы и как они их преодолели.

Основные темя для обсуждения детьми.

1. Смогли ли дети услышать друг друга? Смогли ли они донести друг до друга все, что хотели сказать?

2. Все ли получилось с самого начала и что помогло справиться с неясностью?

3. Почему важно было, чтобы каждый из ребят поучаствовал в задании?

Основным выводом такого игрового сеанса станет то, что только совместными усилиями можно решить сложные задачи. Дети на своем опыте могут увидеть, насколько неоценима бывает помощь сверстника и их собственные знания. Это повышает сплоченность детского коллектива, уважение к личности другого и повышает у ребенка ощущение собственной значимости в группе сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию», «Исправь ошибку». • Обсуждение пословицы

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Наз...