Главные вкладки

    Детско-взрослый проект "Семейный этикет"
    методическая разработка на тему

    Коржавина Оксана Владимировна

    Детско-взрослый проект "Семейный этикет", направлен на формирование культуры общения детей дошкольного возраста в семье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_semeynyy_etiket.docx92.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    http://ds6buynaksk.dagschool.com/_http_schools/1746/ds6buynaksk/admin/ckfinder/core/connector/php/connector.phpfck_user_files/images/vezhlivyeslova.jpg

    Актуальность проекта:

    Развитие социально - коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом, со взрослыми.

    Обязанность каждой семьи – развить культуру общения ребенка с помощью своих поступков и действий, чтобы впоследствии он мог “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам и приемлемым формам культуры поведения. Неумение правильно вести себя в обществе, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни. Поэтому, с детства следует формировать у детей культуру  общения.

    Важным фактором развития социально - коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.

    Постановка проблемы:

    В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

    Цель: 

               Способствовать формированию культуры общения старшего дошкольника в условиях детского сада, семьи и общества. Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений во взаимоотношениях с родителями как нравственные основы социального поведения.

    Задачи для педагогов:

    • отобрать инновационные методы и приемы, направленные на улучшение качества образовательной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста культуры общения;
    • повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей и вовлечь их в процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
    • способствовать созданию социально - коммуникативной предметно-развивающей среды в домашних условиях и детском саду;
    • разработать методические рекомендации для педагогов и родителей для совершенствования образовательной работы по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста;
    • обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения;
    • развитие коммуникативных умений и навыков детей, умений сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

    Задачи для детей:

    • Знакомить с правилами этикета;
    • Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
    • Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;
    • Научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при  этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;
    • Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

    Задачи для родителей:

    • Создание оптимальных условий для обогащения детско- родительских отношений, опыта этико-культурного общения в семье;
    • Раскрыть воспитательное значение по формированию навыков культуры общения и взаимоотношений в вопросах нравственного воспитания детей;
    • Стимулировать желание участвовать в изготовлений игр и наглядного материала дома совместно с детьми, используемые в работе. создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
    • Формировать практические умения в общении с ребенком и  положительных взаимоотношений;
    • Помочь использовать дома игры по нравственному воспитанию. Принимать ребенка таким, каков он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков.

    Условия:

     Одним из условий успешной реализации этих задач является использование игровых приемов, т.к. в процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Главное – дать детям возможность понимать и уметь высказываться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций.

    Предполагаемый результат:

    После знакомства с этическими нормами поведения, дети будут подготовлены к современному социуму. У ребят закрепятся определенные понятия об обязанностях девочек и мальчиков, т.е. произойдет обучение поведению, соответствующему полу. Дети научатся пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, смогут сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.

    Новизной проекта является совершенствование традиционных приемов и методов и поиск инновационных, более эффективных методов и приемов образовательной работы по формированию навыков культурного общения у детей дошкольного возраста, реализуемых в ДОУ и семье.

    Оценка результата:

    Проект проводился на базе Монтессори группы №2. Всю запланированную работу по проекту выполнили.

    Особо хочется отметить сотрудничество с родителями, которое было направлено на воспитание  у детей интереса и стремления к постоянному общению со сверстниками, с близкими людьми.

    Родители стали активными помощниками, участниками викторин и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в рамках реализации проекта.

    С помощью родителей в группе появилась множество разнообразных продуктов детско-взрослого взаимодействия: книжек-малышек, мини-сочинений, пальчиковый театр  и др.

    Таким образом, реализация  проекта совместно с педагогами,  детьми и родителями показывает, насколько важно  роль взрослого в формировании модели по проблеме приобщения  дошкольников к этикету.

    Предполагаемый продукт проекта:

     Развлечение «К нам гости пришли», выставка творческих работ детей; презентация «Все, что можешь, делай сам» (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по воспитанию культуры общения  дошкольника ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме проекта; разработанные рекомендации для родителей, интерактивные игры, журнал для родителей, сочинение родителей «Мое солнышко».

    Механизм реализации проекта:

    Организацию по реализации проекта, рассматриваем как процесс поэтапного  развития субъектов:  работа с родителями и детьми.

    Этапы проекта:

    Подготовительный: выявление и изучение сложившихся условий, постановка целей и задач, определение методов и приемов.

    Организационный: проведение педагогических мероприятий.

    Завершающий: систематизация практического материала.

    № п/п

    Этапы

    Мероприятия

    Подготовительный

    Подготовить теоретический и практический материал по теме.

    Педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников. Определить уровень осведомленности детей, выбрать направления работы над проектом.

    Выявление  уровня педагогической культуры родителей  по приобщению детей  к этикету  (анкетирование).

    Организационный

    Участие  детей в совместной игровой, познавательной и практической деятельности. Оказание помощи родителей в пополнении предметно-развивающей среды посредством разнообразных продуктов детско-взрослого взаимодействия. Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

    Завершающий

    Сравнительный  педагогический анализ уровня сформированности детей. Отзывы родителей. Участие в выставках, тематических встречах.

    План совместной образовательной деятельности педагога с детьми

    в рамках проекта.

    Форма работы

    Цель

    Познавательное развитие

    Дидактические игры «Можно-нельзя»,  «Что нужно кукле!», «Найди вежливое слово», «Культура поведения за столом»

     «Что случится, если…»

    Игра «Отгадай, кто это?»

    Обобщить представление о культуре еды и поведения за столом.

    Закрепить знания детей об употреблении вежливых слов и выражений.

    Словесная игра на развитие воображения и закрепление ориентации на правильное поведение.

    Много загадок указывает на то, что животные тоже ухаживают за собой.

    Интерактивная игра:

     Кроссворд «Вежливые слова»,

     «Столовый этикет»

    Развивать умение отвечать на вопросы, мышление, воображение, память. Развивать речевые умения и навыки,

    Закрепить навыки  сервировки, приглашения к столу, поведения за столом.

    Игровые ситуации «Мы принимаем гостей», ««У постели больного», «Уложите куклу спать»

    Учить формам вежливого общения; закрепление речевого этикета в семье. Воспитывать в детях доброту, сочувствие, сопереживание.

    Игровые ситуации «Хочу!»,

    «У меня зазвонил телефон»

    Формировать умение детей контролировать свои желания, предвидеть последствия своего «Хочу!».( хочу съесть весь торт, не ложиться спать всю ночь…)

    Уточнить и закрепить знания детей о навыках телефонного этикета. Формировать умение вести вежливо телефонный разговор.

    Мини – викторина «Отвечай правильно»

    Продолжать закреплять навыки культуры общения с взрослыми и сверстниками.

    Беседа «Обязанности по дому – это не скучно»

    Игра «Придумай своей обязанности торжественное название»   (заместитель мамы, главный протиратель пыли, почетный поливатель цветов… )

    Педагогическое мероприятие «Накроем стол к чаю с конфетами»

    Беседа с детьми «Что такое этикет»

    Сформировать представление детей о труде и самостоятельности;

    стимулировать приобретение детьми бытовых навыков; изучить основные семейные обязанности и роли; определить возможные детские обязанности по дому.

    Познакомить с правилами этикета во время чаепития с конфетами.       Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения.

    Упражнять детей в сервировке стола .

    Воспитывать в детях такие качества, как гостеприимство, вежливость.

    Познакомить детей с понятием «этикет». Упражнять детей в навыках поведения на улице, дома, в общественных местах.

    Речевое развитие

    Интервьюирование детей «Каким я хочу быть», «Мои обязанности по дому»

    Продолжать формирование у детей связной речи типа рассуждения.

    Интерактивная игра «Прочитай!»

    Формировать умение детей составить и прочитать  слово по первой букве картинки

    Разучивание  стихов, пословиц и поговорок об общении людей, о семье.

    Воспитывать интонационную выразительность речи. Формировать умение запомнить текст стихотворения, умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса. Развивать выразительность речи, чувство ритма, память, устную речь, воображение.

    Творческое рассказывание «Вежливые сочинялки»

    Поддерживать стремление и развивать умение составлять творческие рассказы фантастического содержания. Развивать умения находить причинно-следственные связи. Развивать активную речь детей, содействовать налаживанию речевого общения в совместных видах деятельности. Воспитывать уважение к мнению товарищей, желание оказывать им посильную помощь. Формировать у детей стремление использовать в речи вежливые слова.  

    Беседа ««Как и чем можно порадовать близких»,

     «Наше настроение», «Дом в котором ты живешь»,

    «Вежливость в разговоре».

     «Как сидим, как едим»,

    «Телефонный разговор»

    Вызвать стремление употреблять в речи вежливые слова, оказывать моральную поддержку тому, кто в ней нуждается.

    Упражнять детей в правильности употребления вежливых слов.

    Дидактическая игра ««Назови ласково»

    Утренний круг ««Комплименты, пожелания»,  

    Игра «Скажи наоборот»

    Игра «Волшебное дерево»

    учить детей называть друг друга ласковыми именами;

    -формировать доброжелательное отношение к сверстникам;

    Упражнять детей находить слова антонимы. Обогащение словарного запаса. Развивать умение детей видеть альтернативное поведение

    Учимся вежливому общению. Обогащаем словарный запас.

    Чтение произведений: В.Осеевой «Волшебное слово», Л.Толстой «Филиппок», А.Барто «Девочка-ревушка»,В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»,Т.Шарыгина «Вежливые бельчата»,Е.Алябьева «Не хочу, не буду!»С.Михалков «А что у вас?», А.Шибаева «Дорогие слова», Т.Шарыгина «Вредная ворона», «Два жадных медвежонка» венгерская сказка, Е.Алябьева «Подружки», З.Александрова «Что взяла, клади на место».

    Знакомить детей с культурой общения, через художественные произведения.Формировать умение понимать основную идею, отвечать на вопросы по содержанию. Активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие качества героев. Формировать умение  детей не перебивать друг друга, внимательно слушать, простейшие выводы.

    Социально-коммуникативное развитие

    Домашнее задание «Добрые дела»

    Стимулировать детей совершать дома добрые дела –полить цветы, помыть посуду и т.д.. Формировать умение детей анализировать свои поступки, делать выводы( за каждое  доброе дело  ребенок кладет в стаканчик бусину. Сегодня бусин больше чем вчера –похвали себя.)

    Этикетные задачки для мальчиков

    Этикетные задачки для девочек

    Упражнять в речевых приемах вежливости, побуждать употреблять их с соответствующей интонацией. Формировать в детях уверенность в том, что вежливость это средство достижения цели.

    Сюжетно ролевая игра « Семья. Вечерние посиделки», «Чаепитие», «Магазин подарков», «Приглашаем гостей», «Поздравляем маму», «Игрушки заболели»

    Закрепить знания детей в формулах словесной вежливости, побуждать использовать их в игровых ситуациях.

    Этюд «Поделись хорошим настроением», «Обнимите мысленно папу, маму и весь мир», «Улыбка»

    Дидактическая игра «Подари подарок»

    Развивать выразительность движений, мимику, речь;

    Упражнять детей в игровой форме создавать хорошее настроение для себя и других.

    Интерактивные игры:

     «Третий лишний»

    Развлечение «К нам гости пришли»

    Закрепить знания детей о гостевом этикете, умении принимать, угощать и провожать гостей.

    Художественно-эстетическое развитие

    Слова и музыка Картушиной коммуникативная игра «Здравствуйте».

    Развивать музыкально- сенсорные способности, творческие проявления в музыкальной деятельности. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха.

    Инсценировка « Вежливый мышонок»

    Закрепить в игровой форме вежливые слова.

    Рисование «Место за столом», «Моя семья», «Мое настроение»

    Продолжать формировать умение детей выражать в рисунки свои эмоции, настроение, свое отношение к членам семьи.

    Ручной труд. Изготовление подарков для малышей «Игрушки –забавы»

    Напомнить детям о том, что к малышам нужно относится с заботой и вниманием. Развитие творческих способностей детей.

    Изготовление   с детьми «Энциклопедия слов - Откуда слово ты пришло?» (значение и появление вежливых слов)

    Систематизировать знания детей о вежливых словах, их происхождении

    Физическое развитие

    Пальчиковые игры «Здравствуй, солнце золотое»,

    «В гости», «Шалун», «Радуются взрослые и дети».

    Продолжать формировать умение детей в игре и серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу. Развитие мелкой и крупной моторики тела и кистей рук.

    Подвижная игра «Пожалуйста» 

    Мини – эстафета «Накрой на стол»

    Дидактическая игра «Здоровые, красивые, опрятные»

    Игра «Чистоплотные дети».

    «Ромашка»

    Закрепить знания о назначении предметов, помогающих поддерживать внешний вид в порядке.

    Отгадать загадку, значит совершить мыслительную операцию, найти решение. Дети закрепляют знания о предметах гигиены. Чистоплотность, аккуратность, опрятный внешний вид необходим для здоровья.

    План совместной деятельности с семьями воспитанников в рамках проекта

    Форма работы

    Цель

    Анкетирование родителей «Как вы общаетесь в семье?»

    Памятка для родителей «Правила общения в семье»

    Консультация психолога: «Возрастные особенности ребенка».

    «Библиотечка для родителей»

    Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству.

    Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;

    Углубить знания родителей о психических и физических особенностях детей.

    Родительское собрание. Брейн - ринг «Азбука вежливости»

    Мини-сочинение родителей: «Мое солнышко».

    День открытых дверей

    «Мы играем»

    Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.

    Актуализировать понятие «вежливость».

    Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.

    Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.

    Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.

    Познакомить родителей с тематикой детских игр по культуре общения и методикой руководства ими.

    Консультация для родителей «Посеешь привычку – пожнешь характер».

    ЖУРНАЛ для родителей и детей «Ежели вы вежливы"

    Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.

    Журнал – это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами, на популяризацию работы МБДОУ.

    Памятка «Каждой вещи – свое место».

    Домашнее задание «День самостоятельности»

    Стенгазета( фотоотчет) «Все, что можешь, делай сам».

    Деловая игра «Как отвечать на детские вопросы?»,

    Расширить знания родителей о воспитании ребенка в бытовой и повседневной жизни.

    Познакомить с условиями, необходимости для воспитания воли в процессе труда, ознакомить с трудом детей в детском саду.

    Формировать практические умения в общении с ребенком и  положительных взаимоотношений. Показать значение детских вопросов в развитии любознательности детей, вооружить родителей умениями правильно отвечать на них.

    «Кафедра эффективного родительства»

     «А, что у Вас?» Презентация опыта семейного воспитания.

     «Родительская почта» -  обратная связь. «Что удается? В чем есть проблемы?»

    Викторина для детей и их родителей: «Книга наш лучший друг»

    Фотовыставка «Домашняя библиотека»

    Сказки

    «Волшебная книга короля этикета»

    Закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания.

    Содействовать воспитанию любви к чтению у дошкольников и их родителей, через совместную деятельность.

    Предоставление родителям материала для чтения детям в кругу семьи

    Оформление галереи детского творчества совместно с родителями (рисунки, поделки).

    Изготовление родителями атрибутов для настольного театра.

    Совместное изготовление с детьми книжек-малышек «Пословицы и поговорки о семье», « Что такое Этикет»

    Стимулирование творческой деятельности   родителей в нравственном воспитание детей.

    Способствовать сплочению детей и родителей в ходе выполнения домашнего задания.

    Дальнейшее развитие проекта.

    В результате реализации проекта ребенок придерживается норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также у него формируется вежливое поведение в общественных местах, в быту.

    Эффективность сотрудничества с семьей зависит от профессионализма, компетентности, педагогической культуры воспитателя, а также от потребностей и желания родителей.

            Результаты проекта будут применяться педагогическими работниками по созданию единого нравственно-воспитательного процесса между детским садом и семьей.

    Литература:

    1.        Н.Е. Богуславская, Н.А.Купина «Веселый этикет», Екатеринбург «Арго», 1997.

    2.        Е.А. Алябьева «Дни этикета в детском саду», М.: «Сфера», 2011

    3.        М.Д.Маханева « Театрализованные занятия в детском саду», М.: «Сфера», 2001.

    4.        О.В Дыбина  «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», М. 2012.

    5.      Л.Д. Есина «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников». – М. : Издательство Скрипторий , 2008.

    6.     Е.Ульева «100 увлекательных игр для хороших манер». – М.:МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2012.

    7.     Е.В. Баринова «Учимся дружить» пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. – Роств н/Д : Феникс, 2014


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольников

    МДОУ ЦРР Детский сад № 142 воспитатель Миролюбова О.В. Тема: « Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольник...

    Детско-взрослый проект «День Святого Валентина»

    Актуальность: С недавних пор праздник «День Святого  Валентина» стали отмечать в нашей стране. Это добрый и весёлый праздник, но историю возникновения этого праздника дети не знают.Цель: По...

    Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра

    Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра...

    Мастер класс. Детско – взрослое творчество в детском саду «Вытынанка из бумаги»

    Развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя ...