"Формирование нравственно-патриотических качеств дощкольников на примере сюжетно-ролевой игры "Путешествие в старину"
консультация (подготовительная группа) по теме

Нравственные чувства дошкольников могут развиваться только на конкретных примерах. Традиционный быт россиян, уважение к старшим, помощь слабым, ответственность в делах - та почва, которая способствует формиронию нравственной позиции малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_starinu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 15 «Солнышко» городского округа город Михайловка Волгоградской области»

Консультация

Формирование нравственно-патриотических качеств у старших дошкольников на примере сюжетно-ролевой игры

«Путешествие в старину»

Основой правильного духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки маленьких детей отличаются искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.

Мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей. Родители, как и воспитателидошкольных учреждений, должны постоянно отслеживать, правильно ли дети воспринимают основные моральных установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. Формальные знания, когда общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки, могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.  Необходимо помнить, что дошкольное нравственное воспитание детей должно сочетаться с предельным уважением их личного достоинства.

Хочу показать особенности нравственного воспитания в нашей группе на приме развертывания сюжетно-ролевой игры «Путешествие в старину»

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

  • закрепить с детьми особенности жизни и быта русского народа;
  • дать понятия о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим;
  • привить детям интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа;
  • активизировать в речи детей русские потешки;
  • расширять и активировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи;
  • сформировать в сознании детей чувство сопричасности к крестьянской культуре через игру и фантазию;
  • учить детей осваивать игровое пространство согласно ролевым установкам;
  • воспитывать патриотические чувства;

ХОД ИГРЫ :

- Ребята, сегодня к нам пришел гость. -Я хочу вас с ним познакомить. -Может кто-то узнал его?

-Правильно, это домовенок. Он живет в домах, где всегда уютно, весело, пахнет пирогами и царит добро.

-Давайте, послушаем, что же привело его к нам.

Домовенок (ребенок):

-Здравствуйте, ребята, у меня случилась беда. Скосились мои лапоточки, они мне достались от прадеда.

-Кто мне теперь такие сплетет, давно это было. Да уж теперь и позабыли про это мастерство. Что ж мне теперь делать?

Воспитатель:

-А ты не расстраивайся, Домовекнок, мы тебе поможем. Мы можем тебе показать, как издавна жили люди на Руси. И может мы найдем того, кто тебе лапоточки сплетет новые.

-Ну что, ребята, пригласим нашего гостя?

Ребенок: Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут, Они прославляют жилища родные, Раздольные русские песни поют.

Дети занимают игровые места:

а)        Горница с приветливой хозяюшкой

б)        Детская комната с колыбелью

в)        Девушки у старинного зеркала

г)        Хозяюшка по скотному двору

д)        Красна девица у ручья, занимающаяся стиркой белья

е)        Кузница

ё) Хлопец, занимающийся плетением лаптей

Происходит игровое действие.

В процессе игры воспитатель с домовенком заходит ко всем в гости. Дети рассказывают патешки, называют предметы быта русской старины.

Во время посещения места, где плетут лапти, Домовенку дарят лапти.

В процессе игры, добрый молодец приглашает девочек пропеть частушки.

Воспитатель приглашает на игру-хоровод «Подушечка».

- Для того, чтобы завершить игру воспитатель обращает внимание детей, что стало вечереть и приглашает присесть на скамеечки под свет луны.

-Вдруг слышится стук.

-Слышите, кто то стучит. Это небылицы в лицах сидят в теремах, да в светлицах. Щелкают орешки, да творят насмешки. А ну, кто из вас мастер рассказывать небылицы?

Мальчики рассказывают небылицы, а девочки заняты рукоделием (вязанием, вышиванием и др.)

Воспитатель:

-Ну, что, Домовенок, нашли мы тебе лапоточки. -Понравилось тебе в нашей русской избе. Домовенок.

-Спасибо, вам, большое за ваш подарок.

-Будьте здоровы, живите богато. А я уезжаю до дома, до хаты.

Предварительная работа:

  1. Разучивание русских потешек, небылиц.
  2. Знакомство с народной игрой «Подушечка».
  3. Разучивание загадок о предметах старинной русской утвари.
  4. Игра на русских старинных инструментах (ложки, бубен, трещётки, свистульки).
  5. Разучивание русских народных частушек.
  6. Знакомство со словами русской старины.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Частушки.

С неба звездочка упала

Прямо на нос петуху,

А петух наш встрепенулся,

Закричал : «Ку-ка-ре-ку».

Ярославские ребята

Невелики - удалы.

Нашу курочку рябую

На веревочке вели.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А по лужам босиком

 Прыгали девчушки.

Потешки и небылицы.

Лапти, да лапти, да лапти мои,

 Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые,

Вы не бойтесь, ходите Тятька новые сплетет

 Эх, ну! Тьфу!

Расти, коса, до пояса,

 Не вырони не волоса,

Расти, косонька, до пят-

Все волосыньки в ряд

Расти, коса, не путайся

 Маму, дочка, слушайся.

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку на донышке

Ждут меня котята, малые ребята

Дай сливок ложечку, творожку немножечко

Всем дает здоровье молоко коровье.

Чай пить - не дрова рубить.

Эх, возьму я в руки балалайку,

 Да потешу свою хозяйку!

 Сядем, братцы, все рядком,

 Да частушки пропоем!

Ах! В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу!

Я иду, иду, иду самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Эх чай, чай, чай...

Уж ты,кумушка, встречай,

Прибауткой привечай.

Как для вас, мои друзья, наварила, напекла

 Девяносто два блина, два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов - не найти едоков!

Хозяйку потеште - пирогов моих поеште!

 Не красна изба углами, а красна пирогами!

Спасибо вам, хозяюшка!

 Наделил бы вас господь

И житьем, и бытьем,

 И здоровьицем.

Федул, а Федул, что губу надул?

 Кафтан прожег.

Зачинить можно?

Можно, да иглы нет.

 А велика ли дыра - то?

 Один ворот остался.

Ой, люли, люли, люленьки!

 Прилетели гуленьки,

 Прилетели гуленьки,

Сели возле люленьки.

Они стали ворковать,

Ванне спать не давать.

Ой, вы, гули не воркуйте

 Дайте Ванечке поспать.

 Перва гуля говорит:

 «Надо кашей кормить»,

 А вторая говорит:

 «Ване спать надо велеть».

 А третья гуля говорит:

«Погулять надо сходить».

Баю-бай, баю-бай!

 Ты, собаченька не лай.

 И в гудочек, не гуди.

Нашего Ванечку не буди...

Баю - баюшки, баю!

Колотушек надою,

 Колотушек двадцать пять-

Будет Ваня лучше спать.

На завалинках, в светелке

 Иль на бревнышках каких

 Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

 При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели и

Водили хоровод.

А играли как! В «горелки»,

 Ах, «горелки» хороши!

Словом, эти посиделки

 Были праздником души!

-Тюха, есть хочешь?

-Нет, я перекусил.

- чего перекусил?

-Да съел краюшку хлеба!

-А ты бы ее в горшке со сметаной мочил?

-Да в горшок не влезла!

-Ваньк!

 -А!

-Ну повторь!

 -Ну, иду!

-А у тебя нос в меду!

Фома, что из леса не идешь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да, он меня не пускает!

Загадки.

Стоит терем, в тереме - ящик, в ящике - мучка, в мучке - Жучка, (изба, печь, зола, жар)

Два братца глядятся, а вместе не сойдутся, (пол и потолок)

Без рук, без ног, во все стороны кланяется. (зыбка,люлька)

Два брюшка, четыре ушка, (подушка)

Черный конь скачет в огонь, (кочерга)

Ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора, (коромысло)

Мать толста, дочь красна, сын - сокол под небеса ушел, (печь)

Светленько, чистенько, посмотреть-любенько. (зеркало)

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков,

 И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком, (гребень)

Четыре братца

Одним кушаком подпоясаны,

Под одной шляпой стоят, (стол)

Русская народная игра «Подушечка».

Дети стоят в кругу. В центре хоровода девочка с подушечкой. Дети идут хороводом со словами :

Молодушка, ты молодая, Подушечка, ты пуховая,

 Кто нравится, голову поклони,

 И пуховую подушечку подари.

Девочка выбирает мальчика, кланяется ему и дарит подушечку. Водящий меняется.

Словарь старорусских слов.

Бадья- деревянная емкость, для подъема воды из колодца или реки.

Валек - плоский деревянный брусок с ручкой для выколачивания белья или катания

белья на скалке.

Кадка - емкость для заготовки впрок солений, квашений, мочений.

Квашня - деревянная или глиняная посуда для заквашивания теста.

Ковш - деревянный сосуд для питья и разлива кваса.

Колыбель - приспособление для сна и укачивания младенца.

Коромысло - приспособление для переноса ведер, бочек, корзин..

Кошель - дорожная заплечная емкость для переноса продуктов.

Кринка - глиняный сосуд для хранения и подачи молока.

Ларец-теремок - емкость для хранения денег, драгоценностей, документов.

Плошка - посуда для пищи.

Самовар - сосуд для заваривания кипятка.

Светец - приспособление для держания горящей лучины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста

В презентации рассматриваются вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников: определены  задачи,  принципы, методы, средства, особенности формирования нравственно- патриотическ...

Оформление сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС. На примере сюжетно -ролевой игры "Больница".

Дошкольный возраст самый благодатный возраст для игр т. к. это ведущая детская деятельность.Хочу предложить Вашему вниманию подборку сюжетно-ролевой игры «Больница», её изменения и дополнения в соотве...

Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»

Игра с одной стороны позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Игра помогает сплотить детский коллектив. ...

Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»

В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включиться в разные виды деятельность, самостоятельность, умение отстоять свою точку зре...

Статья "Формирование личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры"

В статье говорится о том, чему способствует сюжетно-ролевая игра...

Фотоотчет мероприятия патриотического содержания в средней группе «Нравственно-патриотическое воспитание детей» «День молодого избирателя сюжетно-ролевая игра «Выборы Президента Мультилэнда».

Сюжетно ролевая игра содержит познавательный материал о символике России, выборах. В игровой форме детям предлагается поучаствовать в выборах, стать избирателем, пройти путь от получения бюллетеня до ...

Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»

Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...