« Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
методическая разработка на тему

         Особенностями проявления патриотических чувств  у  детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только, что услышаны рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации.

« Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Основные задачи: формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.

         Особенностями проявления патриотических чувств  у  детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только, что услышаны рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

          Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

            Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

             Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие   документы:

             Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы»

             Закон РФ « Об образовании»

            Закон «О днях воинской славы ( победных днях) России

            Закон « Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»

            Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»

            Национальная доктрина образования в РФ.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи.

  1. Задачи эстетического и нравственного воспитания.

Самое существенное  в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное  отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

  1. Задачи физического воспитания.

Развитие смелости, ловкости ( особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).

  1. Задачи трудового воспитания.

Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относится к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказывать и показывать, например, как выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам. На   огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить ее, собрать урожай, испечь хлеб, конечно с помощью взрослых.

  1. Формирование бережного отношения к природе.

Важно, чтобы формирование  бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (озеленение, субботники, уборка улиц).

Рекомендуемые методы работы.

  • Целевые  прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения ( например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике улицы, города)
  • Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе.
  • Использование иллюстраций, диафильмов, медиатеки, детских произведений (их рассматривание и обсуждение).
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка).
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно – полезному труду.
  • Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказать дошкольникам о подвигах воинов,  устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда.

     



Предварительный просмотр:

Анкета для  воспитателей по патриотическому воспитанию.

  1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

  1. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

  1. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

  1. Считаете ли Вы нужным увеличить запас по истории и географии России?

  1. Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

  1. Достаточно  ли у Вас знаний о городе, в котором живете?

  1. Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

  1. Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

  1. Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

  1.  Правильно ли организованна в групповой комнате предметно – развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

  1. Проводите ли Вы досуги и развлечения по теме?

  1. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

 



Предварительный просмотр:

Диагностика

детей по патриотическому воспитанию.

Ф.И. ребенка ______________________________________________________

Родная страна

Название страны____________________________________________________

Название города ____________________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________________

Названия достопримечательностей города ______________________________

Названия улиц, площадей, проспектов _________________________________

Символика

Флаг России________________________________________________________

Флаг родного города________________________________________________

Герб России________________________________________________________

Гимн России _______________________________________________________

История народной культуры и традиций

Жилище человека и предметы быта ___________________________________

Народные праздники ________________________________________________

Народная игрушка __________________________________________________

Историко –географический  и природный компоненты

Природные богатства нашей родины __________________________________

Различные природно-климатические зоны (тундра, пустыня и т.д)._______________________________________________________________

Личностный компонент

Отношение к окружающей природе ___________________________________

Забота о близких ___________________________________________________

Проявление дружелюбия ____________________________________________

Умение анализировать свои поступки и поступки других людей_____________________________________________________________

Высокий уровень – знает название города, страны, свой адрес; называет, узнает

 ( по иллюстрации) достопримечательности, зоны родного города, 4-5 улиц, площадей, проспектов; знает и узнает флаг, герб страны, города, гимн России; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализировать поступки.

Средний уровень- знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города ( делает это все после пояснений взрослого), затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь, анализирует поступки с помощью  взрослого.

Низкий уровень – не знает названия страны, города, своего адреса, но знает герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбие, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь, анализирует поступки с помощью  взрослого.

 



Предварительный просмотр:

Критерии и показатели нравственного развития детей

2 младшая группа

    Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия. Приучать детей общаться спокойно, без крика.

    Продолжать формировать образ Я. Помогать детям осознавать себя, сообщать детям разнообразные сведения, касающиеся непосредственно их (ты девочка, у тебя зеленые глаза, ты любишь прыгать и т.п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и о прошедших с ним изменениях (умеешь танцевать, рисовать).

    Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь. Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе  пользоваться игрушками, книгами.

    Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной, умывальной комнатах, в спальне и столовой.

Средняя группа

       Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению ( и нарушению) моральных норм; сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну)

     Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я ( помогать ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

     Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным, смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

     Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

     Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.

Старшая группа

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками.

     Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

      Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.). Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки и др.).

       Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

        Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т.д.

      Воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков.

        Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

  Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Подготовительная к школе  группа

   Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

     Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его. Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

      Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.    

     Продолжать обогащать словарь формулами   словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.

     Продолжать развивать в мальчиках и девочках качества свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других).

     Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

      Продолжать воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.

      Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

  Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.