Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Талаева Светлана Александровна, воспитатель МДОАУ  № 1 «Звездочка» г. Новокубанска

Управление образования администрации муниципального образования

Новокубанский район, Краснодарского края

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 1 «Звездочка» г. Новокубанска

                                                                                   Воспитатель

                                                                                   МДОАУ № 1 «Звездочка»

                                                                                   г. Новокубанска

                                                                                   Талаева Светлана Александровна

г. Новокубанск, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                               стр.

1. Литературный обзор состояния вопроса                                                          3

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике                                    3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном

       учреждении и муниципальном образовании                                                4

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта             4

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников,

    являющихся базой для формирования представляемого

    педагогического опыта                                                                                       5

3. Педагогический опыт                                                                                          6

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в

       представляемом педагогическом опыте                                                         6

3.2.Актуальность педагогического опыта                                                             6

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте                                   8

3.4. Результативность педагогического опыта                                                      9

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического

       опыта                                                                                                                 10

3.6. Технологичность  представляемого педагогического опыта                       11

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического

       опыта                                                                                                                  12

4. Выводы                                                                                                                  14

5. Список используемой литературы и интернет-ресурсов                                 15

 

                                 

Тема опыта: Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности.

« … наглядность при обучении никак не отделить от обучения родному языку, главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах».

К.Д. Ушинский

1. Литературный обзор состояния вопроса

  1. История темы педагогического опыта в педагогике.

Для того, чтобы человек стал экологически культурным необходимо уделить большое внимание его экологическому образованию в дошкольном возрасте. Экологическое образование дошкольника - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации.

Экологическая культура является частью общей культуры человека и обладает рядом ее признаков. Вместе с тем это явление характеризуется своими специфическими особенностями. По мнению В.С. Шиловой, экологическая культура представляет собой научный феномен, отражающий человеческое общество в аспекте его отношений с окружающей средой в прочесе непосредственного взаимодействия с ней по поводу использования природных и культурных богатств. С точки зрения педагогической науки экологическая культура личности выступает интегральным показателем усвоения ребенком системы экологических представлений, знаний, умений, опыта  творческого и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Анализ литературы показал, что систематическое изучение представлений детей началось в конце XIX в. Их особенности и содержание нашли отражение в работах П.П. Блонского, Дж. Браунера, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, А.П. Усовой и др.

В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, Т.А. Репина и другие в своих исследованиях отмечают, что представления дошкольников часто носят фрагментарный, неустойчивый, диффузный характер, они, по мнению В.С. Мухиной, не обладают четкостью, определенностью и систематизированностью, свойственной понятиям. Однако представления более живо, ярко отображают действительность, постепенно приобретают гибкость, подвижность. И как подчеркивается в  психолого-педагогической литературе, актуализируясь в тесной связи со знаниями, функционирующими в речевом плане, представления успешно используются детьми в общем ходе их познавательной деятельности.

  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Изучив передовой педагогический опыт работы педагогов муниципального образования Новокубанский район: работу Пашковой Галины Александровны, воспитателя МДОБУ ЦРР № 13 по теме: «Формирование основ социально-экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста», Мелкумовой Лианы Яковлевны, воспитателя МДОАУ № 11 по теме: «Влияние комплексной работы на повышение экологической культуры дошкольников», свой предыдущий опыт работы по теме: «Воспитание экологической культуры у дошкольников посредством изобразительной деятельности», пришла к выводу: несмотря на то, что в содержании образования дошкольников включены основы экологического образования, оно не в полной мере определяет воспитание экологической культуры, понимания, что человек живет в социуме с природой.

Анализ научно-методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений позволил определить, что экологическое образование требует био- (эко-) центрического подхода в социально-экологическом воспитании дошкольников.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Экологическое воспитание - это непрерывный процесс учебы, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и специальных знаний, относительно сохранения окружающей среды и природопользования, реализованных в экологически грамотной деятельности.

Экологическое образование - это психолого-педагогический процесс влияния на человека, целью которого является формирование теоретического уровня экологического сознания, что в систематизированном виде отображает разнообразные стороны единства мира, закономерности диалектического единства общества и природы, определенных знаний и практических навыков рационального природопользования.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании экосистем.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Работа по формированию основ экологической культуры у  дошкольников посредством развития речи начата со средней группы детского сада. Группу посещало 25 детей в возрасте от 4-х лет. В опыте описана работа за три года (2012 – 2015 г.г.), т.е. до подготовительной группы включительно. Дети за данный период посещали детский сал стабильно. На начало данной работы у детей имелись экологические знания и навыки, определенный опыт. Дети имели возможность самостоятельно играть, проводить экспериментальную деятельность с природным материалом. Все дети эмоционально отзывчивы, существенных проблем в общении со взрослыми и сверстниками не наблюдалось.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

В работе по формированию у дошкольников основ экологической культуры посредством развития речи я использовала такие методы и приёмы работы, как:

  • словесные: плановые и ситуационные беседы, загадки, чтение художественной литературы, рассказывание, объяснение;
  • наглядные: показ иллюстраций, зарисовки на доске, картины, технические средства обучения – это демонстрации учебных фильмов и презентаций (Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения);
  • практические: наблюдения, исследовательская деятельность, индивидуальная работа, выполнение трудовых поручений;
  • игровые приёмы: приход сказочных героев, которые оживали на занятиях, игровые обучающие ситуации (дидактические игры и упражнения), экскурсии-путешествия, сюжетно-ролевые игры, всё – это способствует скорейшему восприятию материала и скорейшему запоминанию. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы;
  • художественное творчество также – самый доступный для дошкольников способ выражения отношения ребёнка к окружающей действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на занятиях.

Комплексное использование разнообразных методов и приёмов обучения обеспечивает более высокое качество восприятия материала, его запоминания и применение в жизни, другими словами обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие дошкольников я выделила следующие составляющие:

  • речь педагога дошкольного учреждения 
  • формирование представлений об окружающей жизни
  • развитие любознательности
  • сенсорное воспитание
  • игра        

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Углубление экологической проблемы в стране обостряет необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

Сегодняшние дошкольники  живут в третьем тысячелетии в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будет зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. 

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Пребывание детей на природе приучает их видеть и слышать ее такой, какой она является в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания.

Актуальность и значение экологического воспитания детей становится жизненно-необходимой приоритетной задачей в воспитании детей дошкольного возраста. Знакомство с природой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей.

Первой ступенью системы непрерывного экологического образования является дошкольная ступень. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие личности, закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру - природе, другим людям, культуре (С.А.Козлова, В.Т.Кудрявцев, В.А.Петровский, Д.И.Фельдштейн, Р.М.Чумичева и др.). Однако, по свидетельству ученых современное детство как самостоятельное развитие ребенка в пространстве и во времени, вытеснено из жизни общества и превращено в процесс «выращивания детей в заданных условиях». При этом жестко планируется не только само содержание детской жизни, но и повседневный опыт общения с окружающим миром.

Эта ситуация существенно ограничивает возможности получения ребенком социального и личностного опыта взаимодействия с природой. Его способ освоения мира превращается из непосредственного в опосредованный телевидением, литературой, компьютером.

На современном этапе актуальна разработка образовательной программы введения ребенка в окружающий мир  родного края (естественной и искусственно созданной природы и экологической культуры), построенной на идее социально-экологического развития и специфически преломляющей в себе все содержание дошкольного образования.    

Развитие личности дошкольника как экологической всецело зависит от профессиональной компетенции педагога решать вопросы экологического образования в контексте гуманистической культуросообразной модели образования.  

В связи с этим назрела необходимость разработки модели процесса экологического развития детей дошкольного возраста, отличающихся от традиционных подходов, разработки форм и методов по экологическому развитию детей.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему моего опыта - каковы должны быть методологические и концептуальные подходы к проектированию условий экологического образования, чтобы обеспечить требуемый уровень экологического развития личности ребенка?

Именно из этих побуждений, изучив ряд пособий (Н.А. Рыжова «Наш дом природа», С.Н. Николаева « Юный эколог», Т.И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников») я пришла к выводу, что моя тема особенно актуальна на сегодняшний день. 

 

3.3. Научность в предоставляемом педагогическом опыте.

Проблема экологического образования дошкольников - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и решается на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Л.С.Игнаткина, Н.Н.Кондратьева, Н.А.Рыжова, П.Г.Саморукова, А.М.Федотова, И.А.Хайдурова и др.). Анализ специальных экологических программ для дошкольных учреждений: «Мы» Н.Н.Кондратьевой, «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Наш дом:- природа» Н.А.Рыжовой, «Мы земляне» Н.Н.Вересова позволил выявить их направленность на формирование основ знаний факторной и системной экологии.

Экологическая культура – это сложное, разноуровневое, многокомпонентное образование, важнейшим элементом которого являются представления. Учитывая, что дошкольники познают мир посредством чувственных форм познания (ощущения, восприятия, представления), остановимся на некоторых особенностях детских представлений.

Большое значение для воспитания у дошкольников бережного отношения  к природе имеют наблюдения.

В течение всей жизни К.Д. Ушинский неоднократно повторял, что наглядность при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.

Одним из приемов развития связанной речи детей является наблюдение окружающего мира. Основной принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление о мире должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим активный запас слов ребенка.

Экологические представления являются одним из важных компонентов экологической культуры ребенка-дошкольника.

Анализ философской, психологической, специальной литературы позволяет рассматривать  экологические представления как сложное, личностное образование, включающее в себя совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: смыслообразующего, когнитивного, операционально-деятельностного и эмотивного.

Смыслообразующий компонент социально-экологических представлений отражает личностно-смысловой аспект  психических  образов, а также рассматривается как механизм и предпосылка их формирования. Данный компонент характеризует, во-первых, осознание и осмысление представлений через отношение ребенка к окружающей среде, во-вторых, осознание дошкольником собственных качеств, действий, а также понимание мотивов своих и чужих поступков, умений предвидеть и анализировать результаты собственных действий и действий других людей.

Когнитивный компонент социально-экологических представлений, во-первых, представлен результатами процессов познания, в которых возникают образы социальной и природной действительности, происходит понимание особенностей и непреходящей самоценности всего живого и неживого в окружающем мире, во-вторых, характеризует уровень развития познавательной активности, проявляющейся в стремлении получать, искать и

перерабатывать информацию о явлениях и объектах природной и социальной действительности.

Операционально-деятельностный компонент социально-экологических представлений характеризует способность ребенка оперировать представлениями как в процессе умственной, так и в процессе практической деятельности; определяет развитие умения оперировать представлениями( воображать, воспроизводить, создавать, репродуктивные образы в различных ситуациях). Это требует от ребенка навыка владения определенными средствами и способами умственной деятельности. Основным средством оперирования представлениями с точки зрения Н.Н. Подьякова являются «операторные эталоны» (обобщенные средства мыслительного преобразования представлений).

Важным в структуре экологических представлений является эмотивный компонент, характеризующийся эмоциональными устремлениями по отношению к природе, себе, другим людям. Эти устремления выражаются эмоциональной эмпатией, «вчуствованием», сорадостью, сочувствием, сопереживанием, в которых отражается отношение ребенка к тому, что он делает, узнает, понимает, чувствует.

3.4. Результативность педагогического опыта.

На первом этапе своей работы я провела педагогическую диагностику, которая показала о необходимости углубленной работы по формированию экологического воспитания дошкольников.

Исходя из этого результата обследования детей, я наметила в своей работе личностно – ориентированный подход, т.е. раскрытие индивидуальных способностей ребенка, как личности. Адаптировала уже известные методы и приемы к условиям группы и возрастным особенностям детей в формировании экологической культуры через развитие речи ребенка. Например, при обучении детей в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой, я использовала: наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий); разнообразные словесные методы (чтение художественных произведений, рассказы и пересказы природоведческого характера); составление и рассказывание сказок о природе. Занятие часто начинаю с загадок, потешек, небольших стихотворений, в которых раскрывается красота природы, природных явлений и др.

В результате проведенной работы по формирование основ экологической культуры посредством развития речи, у детей старшего дошкольного возраста сформировались следующие показатели экологической культуры:

- наличие интереса, проявляющегося к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, умение оценивать их состояние с позиций хорошо - плохо;

- желание участвовать в экологически ориентированной деятельности;

- эмоциональная реакция при встрече с прекрасным и попытки ребенка передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);

- выполнение правил поведения на улице, во время прогулок в сад, лес, др.;

- готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

- наличие самоконтроля поведения, поступков с целью охраны и бережного отношения к окружающей среде;

- умение описать природное явление или природный пейзаж;

- знание загадок и стихотворений о природе;

- умение составлять описательные рассказы.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна моей работы состоит в описании методологии процесса ознакомления детей с природой через совершенствование всех сторон речи. В работе представлены этапы формирования совместной деятельности:

1. Познавательно-речевая деятельность. Экскурсии в парк и наблюдения за объектами природы с обсуждением наблюдаемых явлений, составление описательных рассказов детей.

2. Познавательно-речевая деятельность. Рассматривание картин и иллюстраций с родной природой.

3. Познавательно-речевая деятельность. Формирование целостной картины мира.

4. Речевая деятельность. Беседы на тему «С кем ты дружишь, лесок?».

5. Речевая деятельность. Рассказ воспитателя «Природа России».

6. Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений о природе :

- заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березу

Русскую»;

- заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза»;

- чтение рассказа Е. Тимошенко «Елочки-метелочки»;

- пересказ русской народной сказки «Как коза избушку

построила»;

- заучивание народных примет о природе.

7. Рассматривание репродукций картин русских художников.

8. В опыте работы представлен календарно - тематический план работы со старшими дошкольниками по экологическому воспитанию  через развитие речи «Послушай природу».

9. Использование сказок о природных явлениях.

Научная новизна исследования состоит в: проектировании системы экологического образования дошкольников на гуманистических идеях, разработке содержания экологического образования, представляющего собой интеграцию социальных и экологических знаний, ценностное смысловое ядро системы «человек-природа-социум», способов познания природы и социальных способов ее сохранения; проектировании педагогической модели процесса социально-экологического развития детей на интеграции принципов гуманизации и социализации, полицентризма и комплексности, природо- и культуро-сообразности, прогностичности и творческой инициативы, интеграции и дифференциации.  

 Практическая значимость исследования определяется: практической реализацией концептуальных подходов к процессу экологического развития дошкольников; широкой апробацией и внедрением в педагогическую практику модели процесса экологического развития дошкольников.  

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Цель моей работы:  дать детям более расширенные знания о природе, учить видеть красоту и замечать прекрасное в окружающем мире, привить любовь к природе, учить заботиться о ней.

Задачи, над которыми я работаю, заключаются в следующем:

  1. Создавать условия для формирования элементарных экологических  представлений:
  • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказать о происхождении, многообразии форм жизни: растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т.д.);
  •  воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе;
  •  формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всего живого.
  1. Знакомить с особенностями строения человека.
  • в доступной форме (привлекая иллюстрационный материал) рассказать об элементарном строении человека;
  • формировать элементарное представление о работе собственного организма;
  • приобщать к ценностям здорового образа жизни.
  1. Обеспечивать условия для развития экологического сознания и познавательных способностей:
  • познакомить с представителями живой и неживой природы;
  • рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
  • способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
  • познакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
  • способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
  • развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в дошкольном учреждении, к лесным богатствам;
  • познакомит с Красной книгой;
  • создать условия для самостоятельной экспериментальной деятельности.

Педагогически целесообразной моделью формирования -экологической культуры выступает речевая деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности дошкольника, в свою очередь, показателем сформированности этой экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая определена рядом характеристик:

- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;

- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

- проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Методологическую основу представляемого педагогического опыта составили идеи: культурно-исторического развития общества и личности, определившие педагогические условия экологического развития дошкольников; гуманистического образования, ориентированного на развитие ценностных смыслов личности, готовой к гармоничному взаимодействию с социальной и экологической средой жизнедеятельности.  

При реализации экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) внимание в основном уделяется   развитию у детей системы знаний об окружающих природных объектах, умений и навыков бережного взаимодействия с ними. При этом на второй план уходят взаимоотношения дошкольников с их ближайшим социальным и природным окружением как проявления детской экологической культуры. В то же время, в дошкольных образовательных  учреждениях в процессе экологического образования успешно реализуются образовательные модели с воспитательной составляющей, повышающей социально-личностный и эколого-культурный потенциал детей.

Цель нашей работы состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий, способствующих  экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе речевого развития. 

4. ВЫВОДЫ.

Идея воспитания в детях дошкольного возраста человечности, доброты, милосердия, бережного и ответственного отношения к природе была и есть весьма актуальной. Ведь общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, нравственное значение. Поэтому у  дошкольников нужно формировать экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживание к ней.

Главной целью экологического образования детей является формирование экологической культуры - экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Экологическая культура является частью общей культуры человека и обладает рядом ее признаков. Вместе с тем это явление характеризуется своими специфическими особенностями.

Речевая деятельность дошкольника имеет многогранный аспект. Эффективные формы и методы речевой деятельности дошкольников позволяют  сформировать у дошкольников основы экологической культуры.

         Такие приемы развития связанной речи детей как наблюдение, использование художественного слова, ознакомление с окружающим миром, явлениями природы, заучивание стихотворений о природе, составление описательных рассказов и др. содержат основной принцип: каждое вновь усваиваемое представление о мире должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим активный запас слов ребенка.

Список использованной литературы:

1.   Мир природы и ребёнок: Методика экологического воспитания дошкольников) Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева;

2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор-составитель С.Н.Николаева;

3.   Воронкова О.А. Добро пожаловать в экологию. – «Детство-пресс»;

4.   Николаева С.Н. Эколог в детском саду;

5.   Гаврина С.Е. Подружись с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью эту природную среду. И эт...

Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

ull;Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждае...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО

В работе представлены следующие разделы:1. Цели и задачи работы по экологическому воспитанию.2. Создание условий для формирование экологической культуры.3. Методы и приемы экологического воспитания....

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ"

В данной  статье раскрывается и конкретизируется понятие «экологическая культура». Раскрыты особенности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников. Рассматривает...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем

Актуальность.Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого...