Конспект занятия по заучиванию стихотворения.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Емельянова Наталья Вячеславовна

Конспект занятия по заучиванию стихотворения с детьми подготовительной группы. Заучивание стихотворения С.Д.Дрожжина «Весенние утро»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по заучиванию стихотворения с детьми подготовительной группы.

Заучивание стихотворения С.Д.Дрожжина «Весенние утро»

Цель: Развивать речь детей, обогащать ее новыми словами, знакомить с                                особенностями  звучания поэтической речи.

Развивать воображение детей, формировать положительные эмоции.

Воспитывать интерес и любовь к природе и стихам.

Материалы, оборудование: Иллюстрация «На пашне» А.Г. Венецианова.  «Рожь» И.И.Шишкина.

Фонограмма музыки П. И.Чайковского «Март. Жаворонок» из фортепианного цикла «Времена года».

Ход занятия

Воспитатель: Закончилась зима, растаял снег, скоро начнутся полевые работы. Отдохнувшая за зиму земля радостно примет брошенные  в нее семена.

(Показывает иллюстрацию «На пашне»).

Вот так в старину сеяли хлеб. Лошадь, а не трактор вспахивала землю, а человек, идущий за лошадью, бросал в борозды семена. Труд пахаря был тяжел, но радостен и почетен, потому что он выращивал хлеб. Вот так в стихотворении описывается эта нелегкая, но приносящая радость работа.

Рассказ воспитателя о поэте С. Д. Дрожжине. 

Воспитатель:  Спиридон Дмитриевич (1848-1930) родился в крепостной семье в селе Низовке Тверской губернии. Он очень хотел учиться.  Семья сильно бедствовала, поэтому у будущего поэта  в детстве  не было ни карандашей, ни ручки. Писал мальчик обточенным углем или мягким красным камнем, который находил на берегах реки Волги, где находилась деревня, в которой он жил.

Большое влияние  на мальчика оказал его дед-знаток русских легенд и поверий. Он обучил внука азбуке. А бабушка рассказывала ему сказки и хорошо  пела. В школе он  учился две неполных зимы, потом в одиннадцать лет мать отправила сына на заработки в Санкт-Петербург. Он  работал в трактире мыл пол, прислуживал посетителям. Любил петь, пристрастился к чтению. Знал много стихотворений наизусть.

Свое первое стихотворение поэт написал, когда ему было 16 лет. В творчестве Дрожжина,  большое место занимала «детская» тема. В стихах для детей и о детях он особенно поэтично воспевал крестьянский труд. С одним из них мы с вами познакомимся.

(Воспитатель зачитывает стихотворение С.Д.Дрожжина «Весеннее утро»)

Утро заря занимается.

Блещет над чащей лесной;

Птичка с гнезда поднимается.

Громко поет надо мной.

Весело зореньку ясную

Мне за работой встречать,

Птичке на песнь сладкогласную

Песней родной отвечать.

Весело, в пашню глубокую

Бросивши горстью зерно,

Думать, что рожью высокою

Заколоситься оно.

А сейчас давайте послушаем, какую «сладкогласную песню» поет птичка над головой пахаря высоко в небе.

(Прослушивание  фрагмента произведения П.И.Чайковского «Март. Жаворонок» из фортепианного цикла  «Времена года»).

Воспитатель: Мы сейчас послушали песенку жаворонка. Какое время года вы представляете, слушая песенку этой птички?

Ответ детей: Весну.

Воспитатель: Да, жаворонок птица весенняя. Считается, что с их прилетом наступает настоящая весна. Представьте: голубое небо, на нем нет ни одного облачка, и только высоко в небе одна маленькая  птичка поет свою радостную песенку. Какое  у вас становиться настроение?

Ответ детей.

Воспитатель: Дети, за что вы любите весну?

Ответы детей: Тепло, солнце светит. Появляются первые листочки на деревьях.

Воспитатель: Да, весной природа пробуждается, оживает. Люди радуются окончанию суровой зиме, поэтому у них праздничное настроение. Но весна – это и время труда. Нужно посадить урожай, а осенью собрать его, чтобы были запасы на зиму. Поэтому с весной приходят тяжелые полевые работы, когда нужно вставать очень рано, чтобы за день много успеть сделать.

(Еще раз зачитывает стихотворение).

Воспитатель: Когда встает пахарь на работу?

Ответ детей: Утром, когда «заря поднимается», птичка из гнезда вылетает.

Воспитатель: Поэтому  стихотворение  называется «Весеннее утро».

Воспитатель обращает внимание  на незнакомые им обороты «…заря занимается, блещет над чащей лесной», «песнь сладкогласная», «рожью высокою заколоситься».

При объяснении последнего оборота демонстрирует репродукцию И.Шишкина «Рожь».

Воспитатель: А теперь сравните два поля – весной и осенью. О каком поле, мечтает пахарь, когда сеет зерно?

Ответ детей: О поле, на котором вырастет богатый урожай.

Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте себе высокое голубое небо, еще неодетые в зеленую листву деревья, черную землю, ласковое теплое солнышко и радостно поющую свою песенку птичку. Что вы почувствовали?

Ответы детей:

Воспитатель: Я прочитаю стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте.

Дети шепотом повторяют. Затем просит прочитать стихотворение тех детей, которые лучше его запомнили. Некоторые рассказывают с подсказками воспитателя.

В конце занятия воспитатель предлагает детям нарисовать рисунок о весне.

Звучит музыка П. И.Чайковского «Март. Жаворонок» из фортепианного цикла «Времена года»  дети рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по заучиванию стихотворения

Уточнение представления детей о весенних явлениях природы и передаче их в разных ощущениях. Читать наизусть стихотворения интонационно передавая радость пробуждения природы....

Конспект занятия по заучиванию стихотворения И. Токмаковой «Купите лук» в средней группе с использованием приёма мнемотехники

Основная цель занятия - побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблицы, картинок....

Практическое занятие. Моделирование конспектов занятий по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.

Цель занятия развитие умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказывать, форми...