Предметно-развивающая среда в разных возрастных группах.
статья на тему

Рахметова Елена Анатольевна

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetno-razvivayushchaya_sreda.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда в разных возрастных группах.

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.

Задачи воспитателя:

  • в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
  • развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
  • развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью;
  • развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.

Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны:

Спальня

  • кроватки разных размеров (до 5 штук)
  • для кроватки - постельные принадлежности (одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник, матрац, подушка - до 5 наборов)
  • коляски (до 5 штук)
  • куклы-младенцы в конвертах (до 4 штук)
  • шкаф для одежды, в котором хранятся запасные комплекты постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек, наборы зимней и летней одежды для кукол

Столовая

  • стол (до 2 штук)
  • стулья (до 8 штук)
  • кресла и диванчик
  • наборы чайной и столовой посуды
  • телефон со звонком

Кухня

  • плита
  • кухонный стол
  • шкаф для посуды
  • наборы кухонной посуды
  • гладильная доска
  • утюги

Ванная

  • ванночка для купания кукол
  • тазик для стирки
  • веревка для белья и прищепки

Магазин продуктов

  • маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов (йогуртов, творожков, соков и т.п.) - чисто промытые, из пластика или картона
  • игровые наборы пластмассовых игрушек — овощей или фруктов (восковые муляжи лучше не использовать)
  • таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для (приготовления различных блюд - супов, компотов, каш, мясных блюд)
  • возможно, кассовый аппарат
  • сумочки, корзиночки разные

«Парикмахерская»

  • зеркало
  • расчески и щетки, вырезанные из мягкого пластика или линолеума

Рядом с парикмахерской обычно располагается «Уголок ряжения».

Готовые игровые зоны необходимы для того, чтобы побуждать детей к игре, подталкивать их к совершению различных игровых действий. Эти игры будут еще однообразными, дети будут вновь и вновь возвращаться к привычному сюжету.

Воспитатель показывает детям, как использовать в игре предметы-заместители: кубик - хлеб, маленький кирпичик - кусочек мыла, палочка - градусник. Поэтому нам необходим специальный короб (лоток, коробочка, небольшой ящик) с предметами-заместителями.

Зона конструирования

  • большой конструктор-строитель деревянный
  • настольные строительные наборы из дерева
  • крупные пластмассовые конструкторы (типа «Элтик»)
  • небольшие игрушки для обыгрывания построек

Транспортные игрушки и двигатели

  • автомобили грузовые (не менее 4 шт.)
  • автомобили легковые (не менее 4 шт.)
  • автобусы
  • паровозы (электровозы) с вагончиками;
  • лодочки
  • самолеты
  • крупные игрушки-двигатели

Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных

Вторая младшая группа

Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.

Задачи воспитателя:

  • способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;
  • в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
  • в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;
  • поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
  • учить детей использовать в играх строительный материал.

Исходя из этих задач во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются.

Для игры «Семья»

Куклы: куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы в конвертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов. Кукольная одежда может помещаться уже не в отдельном шкафу, а в пластиковых или картонных лотках, поставленных на стеллажи. Каждый такой лоток имеет свое условное обозначение: например, на коробку с постельным бельем можно поместить изображение кроватки; на коробку с зимней одеждой - изображение зимней шубы или шапки и снежинку и т.п.

Оборудование для игр с куклами

  • постельные принадлежности (до 5 комплектов)
  • мебель для кукол (столы, стулья, кровати разных размеров)
  • коляски, санки и качели для кукол
  • стиральные наборы
  • утюги
  • телефон со звонком
  • наборы кукольной посуды — кухонной, столовой и чайной; посуду тоже не обязательно помещать в отдельный шкаф или красиво расставлять на полках, заведите для нее отдельные красивые коробки

Зона для игры в «Магазин»

  • прилавок или витрина
  • несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках под прилавком: молочные продукты, овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары
  • кассовый аппарат
  • сумочки разные

Зона для игры в «Больницу»: здесь содержатся игрушечные атрибуты из пластика - банки, стетоскоп, шпатели, градусники. Во второй младшей группе не должно быть баночек или коробок от таблеток.

«Парикмахерская»: зеркало, различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера от духов и шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены.

Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных разного размера, сделанные из разных материалов.

Транспортные игрушки: автомобили легковые и грузовые, автобусы, электровозы (паровозы) с вагонами, лодочки и катера разных размеров, самолеты, вертолеты.

Игровые строительные наборы: напольный конструктор-строитель, настольные строительные материалы, крупные пластиковые легоподобные конструкторы, мелкие пластиковые игрушки для обыгрывания построек.

Предметы-заместители

Средняя группа

Задачи воспитателя:

  • в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
  • учить детей готовить обстановку для игры — подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;
  • развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;
  • развивать умение использовать предметы-заместители.

В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».

Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей.

Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.

Куклы и все атрибуты для игры в кукол

  • наборы одежды и обуви
  • мебель для кукол - столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки
  • коляски, санки и качели для кукол

Посуда кухонная, столовая и чайная. Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, кухонный комбайн, тостер и др.

Игровая зона «Магазин»

  • прилавок
  • «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках — различные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные наборы овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Необходимо обратить внимание на размеры атрибутов — они должны быть небольшими. Можно сделать несколько магазинов — «Булочная», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета.
  • «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке.
  • «Магазин игрушек»

Игровая зона «Парикмахерская»: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др.

Игровая зона «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Здесь же может стоять небольшая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут использовать для создания различных атрибутов. Например, из кубика делается стол для кукол, он накрывается лоскутком — скатертью.

Игровая зона «Больница» или «Аптека»: обратите внимание на то, что ни в коем случае в атрибутах не должно быть баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упаковок таблеток используйте картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таблетки. Также можно использовать игровые наборы «Доктор Айболит» - стетоскопы, пластиковые градусники, шприцы, банки и др.

Игровая зона «Транспорт»: грузовые и легковые автомобили; автомобили специального назначения; автобусы; лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.

Игрушки-животные: наборы домашних животных и диких животных средней полосы России, сделанные из разных материалов и разного размера.

Зона конструирования: большой напольный конструктор строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгрывания построек

Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики.

Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Он хранится в отдельной коробке (лотке, сундучке), которую дети хорошо знают и к которой имеют свободный доступ. Воспитатель учит детей, как использовать материалы этого «волшебного сундучка», при организации игр предлагает подумать, какие игрушки и атрибуты нужны детям и из чего их можно смастерить.

При создании предметно-развивающей среды для сюжетных игр детей важно помнить, что в игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают на занятиях, во время экскурсий, наблюдений, чтения художественной литературы. Поэтому игровая среда должна быть гибкой, видоизменяющейся, в нее постоянно вносятся изменения в зависимости от интересов детей, их потребностей. Например, на этой неделе воспитатель рассказывал детям о работе врачей разных специальностей; поэтому на первый план выдвигается атрибутика, связанная с игрой в «Больницу», все игрушки и атрибуты вынимаются из коробок и размещаются в игровых зонах. На следующей неделе темой занятия по ознакомлению с социальной действительностью будет «Почта». Значит, всю атрибутику игры в «Больницу» мы вновь аккуратно сложим в коробку или красивый лоток, поставим на полку стеллажа и оставим в свободном доступе для детей. А в игровой зоне разместим атрибутику для «Почты».

Старшая и подготовительная группы

Задачи воспитателя:

  • развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
  • развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
  • учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
  • учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
  • развивать умение использовать предметы-заместители,

В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.

Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).

Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пишу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.

Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала — чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах есть мягкие игровые модули.

В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей.

Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как «Туристическая фирма» или «Рекламное агентство», «Телевидение» и др.

По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей.

Макеты: макет средневекового замка, макет корабля - парусного судна, парохода или современного теплохода, макеты различных жилых помещений и др.

Атрибуты для игры «Семья»

  • куклы разные
  • наборы кукольной мебели «Жилая комната», «Спальня», «Кухня»
  • посуда кухонная, столовая и чайная
  • различные кухонные приборы и техника - мясорубка, тостер, стиральная машина, плита, посудомоечная машина, холодильник

Атрибуты для игры «Магазин»: магазины делаются самые разные - продуктовые, одежды и обуви, «Свет», «Радиотехника», «Салон шляп» или «Головные уборы», «Магазин игрушек», «Канцтовары», «Мебель», «Спорт», «Книги» и др. Небольшие прямоугольники бумаги с написанными на них цифрами, обозначающие «деньги». Нам также понадобятся кассовый аппарат, корзинки и сумочки для покупок.

Атрибуты для игры «Парикмахерская» или «Салон красоты»:

самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней и др.

Атрибуты для игры «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Швейные машины. Стойка для одежды и плечики. Возможно, игрушка-манекен.

Атрибуты для игр «Больница» или «Аптека»: в старшем возрасте дети знакомятся с различными специализациями врачей, поэтому и атрибутика игры значительно обогащается. Например, здесь могут быть таблицы для проверки зрения, различные игрушечные хирургические инструменты, игрушечные шприцы, бинты. Можно сделать коробочку с «регистратурой» — в нее помещаются «амбулаторные карты». Баночки для лекарств по-прежнему без этикеток, оклеены яркой бумагой.

Атрибуты для игр «Транспорт»: грузовые и легковые автомобили разного размера и разных марок; автомобили специального назначения; автобусы и троллейбусы; лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Добавляется строительная и дорожная техника: бульдозер, экскаватор, трактор. Можно вырезать рули и штурвал из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.

Атрибуты для игр «Школа» и «Библиотека»: самодельные тетради и книги, мелки, картинки, наборы цифр и букв, для библиотеки - самодельные формуляры и детские книги.

Атрибуты для игры «Почта»: самодельные посылки — небольшие; открытки, телеграммы, письма в самодельных конвертах, игрушечный штемпель (детская печать).

Игрушки-животные: наборы домашних животных и диких животных средней полосы России, животных жарких стран, животных доисторической эпохи (динозавров) из разных материалов и разного размера.

Зона конструирования: большой напольный конструктор-строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы. Схемы для конструирования. Коробки с бросовым материалом — лоскутами ткани, кожи, бумагой и др., который дети могут использовать для изготовления атрибутов различных игр.

Так как содержание детских игр значительно обогащается, то могут появиться атрибуты для игр «Рекламное агентство», «Туристическое бюро», «Телевидение». Для «Рекламного агентства», например, нужны будут рекламные проспекты, сделанные самими детьми: вырезанные из разных журналов, наклеенные в определенном порядке образцы различных товаров. Для «Туристической фирмы» нам понадобятся туристические проспекты, «база данных» на карточках, модель компьютера и т.д. Для игры «Телевидение» - игрушечный микрофон, макет телекамеры или игрушка-телекамера, кофр для телекамеры и т.п.

Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики, воины разных эпох и народов.

Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Он хранится в отдельной коробке (лотке, сундучке). Воспитатель поощряет детскую самостоятельность и творчество в изготовлении атрибутики для игр, подсказывает им новые способы использования природного и бросового материала.

Методическое сопровождение к играм

Материал, изложенный в предыдущей главе, еще раз убедил нас в том, что в современных условиях именно взрослый должен стать для ребенка проводником в мир игр.

Из истории педагогики мы немало знаем о том, где, когда и по каким причинам детей объединяли в группы. Мы знаем, как их воспитывали, чему обучали. Но практически никогда не обозначалась проблема игры и необходимости обучения игре. Игра детей не была проблемой. Мастерство игры передавалось ребенку от уже умеющего играть старшего ребенка в многодетной семье, во дворе, на деревенской улице и т.д. Малыши естественным образом «втягивались в мир игры, в мир играющих людей» (Михайленко Н., Короткова Н.) Этому же способствовали и разновозрастные группы. «В такой группе сюжетная игра «живет» во всей ее целостности и полноте: каждый раз, развертывая какой-то конкретный сюжет, старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на доступном им уровне, проникаясь в целом духом игры (так что в таких ситуациях не возникает никакой специальной задачи побуждения к игре). Постепенно дети накапливают игровой опыт и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; взрослея, они уже сами становятся «носителями» игры, передающими ее другому поколению детей».

В современных реалиях, особенно в условиях крупных городов и мегаполисов, дети лишены большинства видов свободного межвозрастного общения. В условиях одновозрастных групп, где большинство детей одного возраста, из однодетных семей, гуляющих в свободное время под присмотром мамы, основная роль по обучению детей игре ложится на воспитателя.

Но эта миссия не из легких. Руководство детской игрой всегда вызывало у педагогов затруднения. Взрослому нелегко вернуться на уровень дошкольной непосредственности. При всем богатстве опыта и развитой фантазии воспитатель не всегда может быстро, оперативно отреагировать на изменяющуюся линию игры, подхватить и развить затухающий сюжет. Поэтому мы посчитали целесообразным попытаться помочь воспитателям с помощью своеобразного пособия. По нашему замыслу, это пособие должно помочь как молодым неопытным педагогам, так и педагогам с большим стажем.

При составлении «Методического сопровождения к играм» мы исходили из следующего:

  1. За основу нами взят «Комплексный метод руководства развитием самодеятельных игр», разработанный Е.В. Зворыгиной и СЛ. Новоселовой.
  2. Каждый раздел «Комплексного метода...» рассмотрен более подробно. По нашему мнению, педагогу гораздо удобнее будет иметь весь материал по определенной игре, сконцентрированный в одном пособии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды в разных возрастных группах.

Организация развивающей среды в разных возрастных группах....

Создание предметно-развивающей среды в разных возрастных группах для ознакомления дошкольников с правилами безопасности дорожного движения.

Данный материал будет полезен для воспитателей  в практическом использовании в работе с детьми дошкольного возраста....

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

Презентация на тему "Организация предметно - пространственной среды в разных возрастных группах ДОУ по ФГОС"

Презентация раскрывает понятие предметно - проостранственной среды по ФГОС, требования к ней и условия реализации. А также содержит модель предметно - пространственной среды для всех возрастных групп....

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах

РППС в ДОУ - это среда, в которой ребёнок живёт, занимается, отдыхает. Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребёнка, но и показателем профессионального творчества педаг...

«Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах по ФГОС»

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных о...