Организация развивающей среды в разных возрастных группах.
методическая разработка по теме

 

Организация развивающей среды в разных возрастных группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация развивающей среды в разных возрастных группах.

               

Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную, комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Современный детский сад- это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно- пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно- творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, даёт ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

 Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.

Авторы программы «Детство» рекомендует условно разделить помещение группы, раздевалки, других помещений на центры. Количество центров и их содержание различно в разных возрастных группах, что обусловлено ведущими линиями развития детей дошкольного возраста.

 Название центров может быть различным, главное, чтобы оно отражало смысл и содержание данного центра.

Так, например, в младшем дошкольном возрасте резко возрастает двигательная активность малышей, развиваются различные виды движений .

 В связи с этим, в младших группах создаётся « Центр движений и подвижных игр», который стимулирует двигательную активность детей. Центр оснащён специальным спортивным оборудованием( горка, лестницы, дуги и др.) и инвентарём.

 Для развития у младших дошкольников сенсорных способностей в группе находится «Сенсорный центр», в котором находятся игры, игрушки и пособия для развития слухового и зрительного внимания, осязания, обоняния, мелкой моторики руки.

 В сенсорном центре особое место уделено играм с водой и песком, для проведения сними первых опытов и экспериментов.

 Игра- способствует созданию у детей весёлого жизнерадостного настроения, побуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками. Для обогащения игрового опыта ребёнка в группах создан центр «Мы играем». Он содержит игрушки, мебель, атрибуты для сюжетно- ролевых игр, атрибуты для ряжения.  

Центр «Здравствуй, книжка» предназначен для воспитания у детей интереса к книге, формирования интереса самостоятельно добывать новую информацию.

 Наряду с любимыми книжками в центре находятся различные виды театра, маски, атрибуты для разыгрывания сказки.          

Ближе к 4м годам целесообразно организовать « Центр для развития навыков исследовательской деятельности». Он предусматривает наличие оборудования  для  исследовательской деятельности с предметами и явлениями живой и неживой природы.    

В младшем дошкольном возрасте дети активно осваивают различные средства и способы познания, незаменимыми помощниками в этом являются обучающие и развивающие игры: различные конструкторы, игры- шнуровки, пазлы, мозайки и т.д.

 Для этого организуется центр «Учимся и конструируем».

Центр « Маленькие строители» оснащён строительным материалом и модулями большого и среднего размера, а также мелким строителем и игрушками для обыгрывания построек.

Строительные игры помогают развивать у детей конструктивные способности, навыки общения и взаимодействия со сверстниками.          

Итак, мы увидели примерное содержание предметно- развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста.

Развивающая среда для детей 5го года жизни должна сохранять некоторые черты среды младшей группы, и в то же время иметь свои только ей присущие особенности.

Таким образом, созданные в младшей группе центры сохраняются и в средней группе. Естественно, усложняется  их содержание.

Дети среднего дошкольного возраста испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются если она не удовлетворяется. Поэтому организованный центр «Маленькие спортсмены» должен быть оснащён новым оборудованием: мишени, кольцебросы, «Дорожки движения» или «Физкультурная тропа», где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребёнком.

 Центр « Маленькие спортсмены» способствует повышению двигательной активности, профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

Наиболее удовлетворяет интерес детей к познанию окружающего центр «Мы познаём мир», где дети  учатся устанавливать связи и закономерности в природе и окружающей действительности, ухаживать за комнатными растениями и животными.  

В среднем д\в дети начинают проявлять более активный интерес к рисованию .Предлагается организация «Центра креативного развития». Наряду с традиционным оборудованием для рисования, лепки, аппликации, предлагаются детям магнитные и восковые доски, « Волшебные экраны», самоклеящаяся плёнка.

Предлагается центр «Учимся считать». В него входят, прежде всего, дид. игры на сравнение предметов по цвету, размеру, материалу, функции, на группировку, на воссоздание целого из частей.

 Важно, чтобы у ребёнка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно многообразным и периодически менялся(1 р. в 2 мес.).

« Музыкальный центр» и центр « Мы играем в театр» предназначен для развития у детей чувства ритма, музыкальной памяти, умения эмоционально передавать различные образы и действия, а также для ознакомления  с музыкальными инструментами.

В старшем д\в у детей появляется интерес к проблемам, выходящих за рамки их личного опыта. Это находит отражение в среде, позволяющей расширить жизненный опыт ребёнка

Для обучения детей  грамоте и развития речи создаётся центр «Развития речи», содержащий дидактические игры (направленные на совершенствование звукового анализа слов, анализа и синтеза предложения и т.д.) , в том числе и авторские, серии сюжетных картинок, лото, домино, альбом « Наш город»( рисунки и рассказы детей о нашем городе) и др.

В центре «Наша лаборатория» широко используется опытно- экспериментальная деятельность с предметами в действии и явлениями (часы, термометры, наборы копировальной бумаги и т.д.). Деятельность детей в этом центре обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост, а также поддерживает детскую инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.

В старших группах целесообразно создать центр «Географии», в котором могут находиться глобусы, географические карты ,макеты, развивающие игры для самостоятельной деятельности.

В моём выступлении я обратила внимание на наиболее значимые моменты, которые необходимо учитывать при организации предметной среды.