Поддержка ребенка в процессе индивидуального общения.
консультация на тему

Асеева Ольга Николаевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Поддержка ребенка в процессе индивидуального общения

Подготовила: Асеева О.Н.

Воспитатель

    Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за ребенком право на построение собственного, индивидуального социального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название "педагогическая поддержка". Ее автором является замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).
     Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие "педагогическая поддержка" очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля поддерживать - значит "служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде"86. Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.
   Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая теоретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспитания и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую социальную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направлена на:
   - поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;
   - поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;
   - поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;
   - поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.
   Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать
кризис в технологии воспитания.
   Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от ребенка", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:
   - ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
   - самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;
   - всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
   - все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;
   - не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
   - дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;
   - не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
   - доверяй - не проверяй!
   - признавай право на ошибку и не суди за нее;
   - умей признать свою ошибку; 
   - защищай ребенка, учи его защищаться.
   Технология педагогической поддержки существенным образом преобразует роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса . Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется "фасилитатор" (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия).
   Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.

    Главный залог успеха любого педагога в воспитании детей это стиль общения с детьми, который может в корне отличаться от привычного всем и свойственного репродуктивному пути обучения и воспитания, - сводящему к элементарной трансляции знаний, норм, способов мышления.

     Чтобы понять, в каком направлении происходит изменение стиля общения, обратимся к концепции межличностных отношений американского психолога Эрика Берна. По его мнению, в личности каждого человека есть то, что называется «Я». Это «Я» состоит из трех компонентов: «Дитя», «Родитель», «Взрослый». Поведение, интонации, стиль общения зависят от того, в каком состоянии «Я» находятся общающиеся личности.

     Ребенок обычно находится в состоянии «Дитя», характеризующемся следующим типом поведения: наивность, уход от проблем, шалость и баловство, игры, любознательность, капризность или покорность, беспомощность и т.п. в ходе воспитания растет, укрепляется, доминирует компонент «Взрослый» – здравый смысл, умение что-то решать, делать по деловому, объективно, внимательно прислушиваясь к собеседнику, высказывание своей точки зрения (по моему мнению, я думаю, с моей точки зрения).

      Педагоги нередко утрируют в себе компонент «Родитель», составляющими которого являются поучение, наставление, инструктирование, требование, похвала и порицание, запрет, указание или забота, сочувствие, совет, помощь, покровительство.

      Общение детей и педагогов в детском саду обычно принимает форму «Родитель – Дитя». Когда эта связь становиться доминируещей, дети начинают отличаться инфантильностью. Они теряються в новых, нестандартных ситуациях, не верят в свои силы, не пытаються найти путь разрешения возникших проблем. Психологи считают, что разноуровневые связи типа «Родитель – Дитя» всегда менее прочные, они легко рассогласовываются, приводят к конфликтам.

     Самая надежная и естественная связь – «Взрослый – Взрослый». Она является воплощением демократического стиля общения, так важного для полноценного развития ребенка, развития его творческих способностей. Ребенок и педагог общаются как равные. Ребенку, привыкшему постоянно находится в состоянии «Дитя», бывает трудно войти в состояние «Взрослый», поэтому может наблюдаться рассогласованность связей. Например, педагог обращается к ребенку как ко «Взрослому», а он, смутившись, отвечает как «Дитя» («не знаю», «не помню» и т.п.) или начинает шалить (особенно если с ним постоянно общались с пизиции «Родитель- Дитя»).

           Обрести в общении состояние «Взрослого» ребенку помогает вспомогательный персонаж занятия или игры (маленький- Фантик, Лунтик, Незнайка), а младшему можно передать свой опыт и от того чувствовать свою значительность. Это укрепляет в ребенке позицию «Взрослого», и он постепенно привыкает думать, рассуждать, находить решение проблем вместе с педагогом на равных. Это способствует формированию независимости мышления, умению открыто высказывать

           Смелые идеи и гипотезы, защищая и аргументированно отстаивая собственное мнение, способности видеть недостатки в собственных суждениях и оценках, принимать критику без обид. Педагогу важно отказаться от привычки «говорить детям», надо научиться разговаривать с ними.

      Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в сознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации.

     Именно в игре реализуется потребность  дошкольника действовать самостоятельно , активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда для решения проблем им необходимо превратиться в волшебников, художников, портных, конструторов и т.п. дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда требуется помощь их близкому другу, к которому они привязались, полюбили. Ребенок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным, умным.

     Значимой для дошкольников является и потребность общения со взрослым. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Процесс общения должен сопровождатся только положительными эмоциями: радостью нового знания, радостью открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой. При этом отрицательные эмоции недопустимы: замечания, скука, зависть по поводу успехов другого. Отрицательные оценки заприщают, поэтому используют только доброжелательность и поддержка.      

       Психологи отмечают, что у детей ярко выражена потребность в неоднократном проживании ситуации. При чем повороты сюжетных линий дети часто придумывают самостоятельно, важно только вовремя подхватить идею, помочь ее реализации. В этом случае очень важна педагогическая импровизация – способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать иной поворот событий.

        В ходе занятий, бесед возникает множество незапланированных ситуаций, выходящих за рамки ранее продуманного хода. «Рамками» служат только цели занятий, а способы и логика рассуждения регулируется педагогом, не нарушая логику рассуждения детей.

         Главная задача воспитателя – развивать у детей требовательность друг к другу, внимательное, но критическое отношение к сверстникам. И только, если сами дети не могут справиться с теми, кто нарушает правила, воспитатель должен прийти на помощь. Будьте внимательны к жалобам детей, не расценивайте их как ябедничество. Поймите, что в данной ситуаци ребенок стремится соблюдать моральные нормы и хочет, чтобы также поступали и другие. Только при самостоятельности детей, контроле и поддержке со стороны воспитателя, нравственные требования, выраженные в игровых правилах, могут стать нормой поведения.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации "Принципы общения с ребенком", "Способы эмоциональной поддержки ребенка"

В представленном материале  даются  рекомендации по  взаимодействию с детьми, спосбоствующие их гармоничному психическому развитию....

"Поддержка ребенка с особыми индивидуальными потребностями"

В статье представлены примерные игры и упражнения направенные на развитие внимания, памяти и мышления у дошкольников с ОНР....

Поддержка индивидуальности ребенка через разные способы общения.

С рождения каждый ребенок индивидуален и неповторим. Очень часто,  взрослея и адаптируясь к социуму, ребенок частично утрачивает свою индивидуальность,  в силу разных причин, одной из которы...

План индивидуальной поддержки ребенка

Методы и формы работы сдетьми...