«Школа» отцов.
статья (подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Материал для воспитателей детских садов. В статье раскрывается содержание семинара на тему " Пример отца в нраственном воспитание детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_ottsov.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

 «Школа» отцов.

Большинство современных семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей и стремится вырастить их добрыми, умными, нравственно и физически здоровыми людьми.

К сожалению, именно этому родители уделяют недостаточно внимания, особенно отцы. Причины просты:

- не владеют основами педагогических знаний, не всегда контролируют себя и свои действия по отношению к ребенку;

- хронический недостаток времени.

Многие отцы заботятся только о том, чтобы обеспечить ребенка материально, уклоняются от участия в его играх, отказываются заниматься с детьми.

Если мы обратимся к такой традиционной форме работы с родителями, как родительское собрание (общее или групповое), то можем заметить, что на них присутствует 70-80% матерей, есть бабушки и очень редкими гостями являются отцы. Все это и побудило нас создать «Школу» отцов.

 В предстоящей работе мы не ставили перед собой сложных задач, а хотели научить простому, следуя мудрому народному выражению: «Педагогику знают все - воспитывать умеет не каждый».

Цель нашей работы сводилась к следующему:

- приобщить и заинтересовать отцов вопросами воспитания своих детей;

- помочь завоевать истинный авторитет у своего ребенка;

Любое, даже самое малое начинание требует серьезной подготовки и заинтересованности, как педагогического коллектива, так и аудитории родителей. Для того чтобы предстоящие встречи, беседы, консультации принесли максимальную пользу, мы решили:

- выявить общий уровень знаний отцов в вопросах нравственного воспитания, их позиции и взгляды;

- определить, какие темы актуальны для родителей, какую практическую помощь хотели они получить от работников детского учреждения.

Это была первая ступень в работе «Школы» отцов.

В этой статье я не могу рассказать о содержании всей работы, остановлюсь на наиболее интересной форме – семинар на тему «Пример отца в нравственном воспитании детей» (семинар проводился с отцами детей старших и подготовительных групп). Была запланирована лекция на тему «Педагоги и мыслители древности о роли отца в нравственном воспитании детей».

После выступления воспитателя особый интерес вызвала магнитофонная запись с высказываниями детей о своих отцах, где дети отвечали на вопросы педагога в непринужденной беседе.

Информация буквально ошеломила отцов – в зале стояла мертвая тишина. Надо отметить: дети не догадывались, что проводится запись их разговора. Мы понимали, что современные дети уже умеют отлично лавировать, приспосабливаться к определенным ситуациям. Если видят и чувствуют фальшь, элементы парадности, то могут ответить тем же.

Вопросы отбирали долго, мучительно, пытались найти самые наболевшие, близкие семье, требующие не только положительных, однозначных ответов, старались, чтобы дети критически оценивали предложенные ситуации. Содержание наших вопросов должно было побудить отцов серьезно задуматься, правильно ли они поступают со своим сыном (дочерью), всегда ли являются примером для ребенка, спросить себя: «Хороший ли я отец и человек?»

Нас порадовала реакция родителей. Они ожидали как приговора ответов детей, их серьезно взволновала нравственная оценка себя самого со стороны ребенка.

Вот вопросы:

- Чем ты занимаешься с папой дома после возвращения из детского сада?

- С каким праздником твой папа поздравляет маму и тебя?

- Ссоритесь ли вы с папой?

- Наказывают ли тебя папа и мама за плохой поступок, как это делают?

- Любит ли папа бабушку, маму, тебя; почему ты так думаешь?

Ответы  детей были разными. От добрых, полных детской любви и нежности, простоты и искренности. Например: «Папа очень любит меня  и маму, стирает, делает ремонт, носит маму на руках, меня катает на спине, смеется, потому что он веселый и добрый»; «Я хотел бы быть сильным, как папа, он так хорошо борется – ужас просто – и всех защищает»; и ответы с пожатием плеч «да», «нет», «не знаю», ответы безразличные, не выделяющие отца как личность, как защиту, гордость и силу. Порою ответы детей звучали как приговор, как страдание маленькой беззащитной души: «Папка плохой, все время кричит, злится, ругается» или «Папа всем надоел, не любит маму, брата Алешу и меня с бабушкой Олей тоже», «Мой папа любит смотреть телевизор, футбол и разный спорт, есть мясо, пить пиво, а больше ничего не любит».

Интересным моментом встречи явилось сообщение на тему «В семье растет дочь». Рассказывал отец 6-летней дочери о том, каким должен быть отец в семье, где растет девочка. Затем предложили высказаться отцам, как они в условиях своей семьи решают вопросы воспитания дочери. Выяснилось, что некоторые отцы имеют патриархальные взгляды: «Дочка должна уважать и бояться отца»; «Мужчина должен иметь в доме силу и власть, женщина должна подчиняться мужу, выполнять его требования».

Ошибочные суждения отцов не оставляли без внимания: старались объяснить ошибки, приводили высказывания классиков и современников, педагогов, врачей. В завершение встречи предложили разобрать некоторые конфликтные ситуации. Тема оставалась прежней: нравственное воспитание детей.

Решение поставленных задач вызвало немало споров, противоречивых суждений. Отцы открыто высказывали свое отношение к проблеме, предлагали разумные пути ее решения, иногда высказывали и антипедагогические взгляды на воспитание ребенка: «Не понимает слов. Надо наказывать, чтобы сразу понял, не сюсюкаться»; «Зачем спрашивать мнение ребенка? Отец должен приказать, ребенок – сделать. Им и так все дозволено».  Так высказывались преимущественно отцы, имеющие сыновей.

Но на фоне непонимания, излишней сухости, строгости мы слышали и голос разума. Предлагались такие приемы воздействия на ребенка: убедить, объяснить, как поступают хорошие люди; уступить, если этого требует ситуация; пожалеть, утешить, переключить ребенка из одного вида деятельности на другой; поставить сына или дочь на место того, о ком шла речь в ситуации, и т.д.

В конце встречи присутствующим отцам были заданы вопросы:

- Всегда ли вы правильно относитесь к своим и чужим детям?

- в каких ситуациях вы увидели себя и свою семью.

Мы надеемся, что отцы задумались над проблемами, о которых говорили на встрече «Школы» отцов. Мы сделали вывод, что такая форма работы является результативной и актуальной. Она помогает родителям получить определенные педагогические знания, учит обращаться со своими детьми, быть для них примером во всем. Эта форма работы оказала положительное влияние и на весь педагогический коллектив. Повысился интерес педагогов к выявлению лучшего опыта воспитания ребенка в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании» Составила и провела: Воспитатель ГБОУ Школы "Спектр"Миронова Н.Н.

Круглый стол для родителей«Роль отца в семейном воспитании»  Повестка дня Выступление воспитателя на тему «Роль отца в воспитании детей».Игра «Родительские заботы».Презентация семьи «Са...

школа отцов ( нравтвенно патриотическое воспитание)

такое  общение  детей ,а именно  сыновей и их  отцами  позволяет  воспитывать  чувство  гордости, патриотизма и  вырастить мальчишек  настоящими ...

Спортивный праздник «Отцы и дети» посвященный 23 февраля - Дню Защитника Отечества. 1 – 2 младшая группа Спортивный праздник «Отцы и дети» посвященный 23 февраля - Дню Защитника Отечества. 1 – 2 младшая группа

МБДОУ «Детский сад пос.МолодежныйПерелюбского муниципального районаСаратовской области»      Спортивный праздник «Отцы и дети»посвященный 23 февраля - Дню Защитника...

конспект проведения работы клуба "Школа для пап и мам". Тема: "Роль отца в воспитании ребенка"

Конспект проведения встречи , посвященной Дню защитника Отечества .Тема: "Роль отца в воспитании ребенка"...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТЦА И РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ «СУББОТНЯЯ ШКОЛА ДЛЯ ПАП»

Для любого ребенка очень важно общение и с мамой, и с папой, но, к сожалению, не все папы любят и умеют играть с малышами – некоторые в силу усталости, ведь основное время общения пап со своими ...

Фотоотчёт о проведении мероприятий ко Дню отца в подготовительной к школе группе.

День Отца-праздник добрый и душевный.Папа – надёжный оплот семьи и её благополучия. Для маленького ребёнка нет никого ближе его родителей. Эти люди сопровождают его по жизни, учат всему, поддерж...

Беседа для детей подготовительной к школе группы «Детям о празднике «День Отца»

познакомить детей с историей возникновения праздника «День отца»; привлечь внимание детей к важнейшей роли мужчины в обществе....