Театрализованная деятельность в детском саду
методическая разработка на тему

Донская Елена Петровна

Краткий доклад для педагогов или воспитателей со стажем работы менее 3-х лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Театрализованная деятельность в детском саду»

                 Донская Е.П.

Воспитатель ГБДОУ №28

Цели и задачи

Повышение педагогического мастерства воспитателей со стажем работы менее трех лет.

  • Показ и обсуждение оформления «театральных уголков» в других детских садах.
  • Показ и обсуждение способов изготовления кукол, масок и других атрибутов для театрализованных представлений.
  • Обмен педагогическими и творческими наработками по организации театрализованной деятельности в саду и в каждой группе.
  • Обсуждение и внесение в план работы дополнительных мероприятий и событий по детскому саду и конкретно в группах, приобщающих детей к литературной и музыкальной культуре, способствующих развитию детского творчества.

 

Игра для ребенка – ведущий вид деятельности.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ осмысления, восприятия знаний, чувств, впечатлений и эмоций. Игры бывают разные. Мы сегодня говорим о театрализованной деятельности, театрализованной игре, цель которой - развитие  художественно-творческих способностей дошкольников.

 Театрализация – это в первую очередь оживление предметов, звуков, часто невозможное без импровизации.

            Театрализованная  игра является эффективным средством социализации дошкольника, во время театрализованной игры происходит осмысление ребенком нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется  развитие.

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ:
  • развитие разносторонних представлений о действительности. Сценические  образы-образы обобщенные и каждый конкретный образ всегда  несет ребенку большую информацию о жизни окружающего общества, людях, социальный опыт. Дети становятся
  • участниками разных событий в жизни людей, животных, растений,

познают разные виды театра, профессии людей, создающих

спектакль

  • развитие памяти,  умения планировать свои действия для достижения результатов
  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных для передачи символическими средствами в игре-драматизации

  • РЕЧЕВОЕ:

  • приобщение к высокохудожественной литературе
  • пополнение словарного запаса, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов
  • осваивается выразительность речи (громкость, интонации, тембр)
  • совершенствование диалогов и монологов
  • обучение импровизации

  • ЭСТЕТИЧЕСКО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ:

  • развитие воображения
  • дети знакомятся с чувствами, настроениями героев
  • дети учатся внешне их выражать (т.е. осваивают способы их внешнего выражения)
  • осознают причины того или иного настроения
  • формируется уважительное отношение к друг другу
  • в игре дети учатся преодолевать стеснительность, замкнутость, неуверенность в себе
  • в игре легче и быстрее происходит адаптация ребенка в коллективе

 

  • ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

  • развитие движений, согласование действий и сопровождающей их речи

          Таким образом, театрализованные игры являются средством самовыражения и самореализации ребенка. Цель воспитателя – помочь в этом детям.

         Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизация и режиссерская.

          Драматизация: ребенок сам исполняет роль в качестве артиста, самостоятельно

создает образ.

          Режиссерская: артистами являются игрушки и их заместители. Ребенок в такой

игре – сценарист и режиссер.  Озвучивает и управляет артистами.

           Театрализованная игра, прежде всего режиссерская, является более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом. Он «ведет» объемного или плоскостного персонажа, создает сцены, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой – игрушкой.

 

Кукольный театр – одна из великих моделей человека и человечества. Кукольный театр более долговечен в отличие от драматического, где играют люди. Куклы способны жить столетиями. Любая музейная кукла, ведомая рукой кукловода, способна жить и сыграть перед нами ту самую комедию, которой восхищались еще средневековые зрители.

          Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием  театров,  используемых в детском саду.    Итак:

  • настольный театр игрушек
  • настольный театр картинок
  • напольные куклы
  • куклы-марионетки
  • верховые куклы (с театральной ширмой). Основу кукол составляет деревянный стержень- гапит
  • пальчиковый театр на руке
  • театр с перчаточными куклами
  • театр на фланелеграфе
  • теневой театр

   

Игры- драматизация:

  • театр «живой» куклы
  • куклы с «живой»  рукой
  •  куклы-люди (надевается костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью).

          Куклы могут все или почти все. Куклы должны быть разными, стимулирующими детское творчество: игровое, песенное, танцевальное.

Кукольный театр в  1  младшей  группе

Могут и должны быть небольшие спектакли, используя для этого различные виды театров:

  • театр картинок (фланелеграф)
  • театр с перчаточными куклами
  • театр теней
  • театр пальчиковый

          С моей точки зрения, самый простой. Делаются на бумажном или матерчатом чехольчике по размеру пальца, рисуется лицо или мордочка. «Театр» может быть вязаным – из клубков, куклы  из варежек. Куклы  « играют» под  веселые стихи и потешки. Самая

известная: «Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…Это наш малыш. Зовут его (… называют имя ребенка).

         К концу 1ой младшей группы у детей появляется определенный опыт, они пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Необходимо развивать и поддерживать это стремление.

Кукольный театр во  2  младшей  группе

К кукольным театрам, с которыми дети познакомились в 1 младшей группе добавляется «театр на столе». Кроме кукол это могут быть объемные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты, вылепленные из глины, на палочке и даже ложки.

             Для малышей это веселая, интересная игра. Уже в 1 младшей группе дети могут изображать каких-либо персонажей – зайчиков, белочек, воробушков и т.д.  Дети 2 младшей группы – один из самых благодатных возрастов. Они активнее двухлеток и менее стеснительны, чем дети средней группы. Они очень эмоциональны.

Именно с этим возрастом начинается полноценная работа по театрализованной деятельности – драматизации. В драматизации делают  в с е:  говорят, поют, танцуют. Дети обыгрывают сюжеты потешек, прибауток, небольших стихов, учатся передавать мимикой, жестами, движениями знакомые игровые образы. Большое внимание уделяется выразительности речи.

             Работа начинается с этюдов. В общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой эти этюды называются «образными упражнениями». Их разучивание можно организовать разными методами. Например, двигательные этюды в каждом квартале, - времени года – включают подражание (имитацию) движений персонажей сказок или других героев, соответствующих моментам времени года:

  • 1 квартал – листочки, птички, ветер, капельки дождя, курочки, козлята…..
  • 2 квартал – зайчики, снежинки, елочки, мишки, белки…
  • 3 квартал – собачки, котята, куклы, ручеек, цветочки…

             Детей младших групп важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью проводятся игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Ты цыпленок, я – утенок» и  т.п.,  по стихам А. Барто «Игрушки», В. Жуковского «Котик и козлик».

             Дети быстрее, эмоциональнее, легче учатся умению перевоплощаться, если этюды или образные упражнения сопровождаются музыкой.  Значение музыки трудно переоценить. К любому стишку, считалочке, потешке  можно и желательно подобрать музыкальное сопровождение.  

             Эти этюды в будущем послужат основой для полноценной постановки сказок.

            В младших группах это сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят». Но надо отметить, что дети более старшего возраста  также с удовольствием играют в спектаклях по этим сказкам.

              В работе с детьми по театрализации сказок, стихов, песенок, сценок фантазии воспитателя практически не ограничены.

            От начала 1  до конца 2 младших групп растут умения детей не просто быть доброжелательным «зрителем», хлопать в ладоши и благодарить артистов, но и непосредственно самим принимать участие в постановках. В театрах «на столе» - это умение правильно держать и вести куклу.

Театр в средней группе

           Театр  в    средней    группе  к вышеперечисленным добавляется театр с верховыми куклами и театральной ширмой. Основу кукол составляет деревянный стержень – гапит.

             В средней группе учим детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму 2-4 действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например, «представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С активными детьми целесообразно драматизировать сказки, где достаточное количество действий. С малоактивными детьми разыгрываются произведения, где действий и персонажей немного.

             Детям среднего возраста для театрализованных представлений предлагаются сказки «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка», «Пых», «Гуси-лебеди», «Бычок – смоляной бочок» и т.д. и следующие этюды-драматизации: «Барабанщик», муз. А. Красева;  «Танец

осенних листочков», муз. А.Филиппенко, сл. Е.Макшанцевой; «Сапожки скачут по дорожке», сл.Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко; «Считалка», «Катилось яблоко» муз. В. Агафонникова и другие. (См. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.  Вераксы

стр. 164).

             У детей 4-5 лет формируется так называемая третья группа умений. Она предполагает взаимодействие с другими участниками игры – исполнение привлекательных ролей по очереди,  поиск компромиссов в игре, решение спорных вопросов без ссор.

Театр в  старших  группах

Добавляется театр кукол – марионеток и куклы с «живой» рукой. «Живую куклу» можно сделать самостоятельно: основой является платок в виде треугольника. Один угол крепится к голове куклы, два других угла – резинками к запястьям ребенка. Для того, чтобы зафиксировать голову куклы, к ней присоединяют тесемки, которые завязываются на шее кукловода. Также для представлений продолжает использоваться теневой, пальчиковый, настольный, кукольный театр.

             В старших группах дети продолжают совершенствовать исполнительские умения. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, короткие выразительные диалоги, простота и образность языка – все это способствует для проведения игр-драматизаций на основе сказок, стихов, песен и других литературных произведений (см. Программам «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, стр. 182, 204, 232, 256).

             В старшей и подготовительной группах возможно и более того, рекомендовано проведение концертов, тематических праздников и развлечений, различных конкурсов и викторин.

             Такие игры и представления сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, так как в них требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения. Если малыши воспроизводят отдельные сюжеты, то  старшие дошкольники – сказку целиком.  У детей подготовительной группы игра-драматизация становится спектаклем, где они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре.

В режиссерской игре дети сами заставляют персонажей действовать и сами их озвучивают. Это  требует от ребенка умения обдумывать слова и контролировать свое поведение. Формируется (четвертая-пятая) группа умений, позволяющая ребенку подбирать атрибуты для представления, включаться в процесс изготовления недостающих, определять место для игры, вариативно использовать элементы костюмов, подразумевает умение решать конфликтные ситуации в процессе игры, умение договариваться.

Любой материал, предлагаемый для инсценировки, должен быть  «разбит» на ролевые диалоги, не в ущерб основной идее, состоять из понятных недлинных фраз. Продолжительность спектакля в зависимости от возраста 10-20 минут. Слишком короткий

кукольный спектакль может «обрастать» в сценарии живыми, образными вступлением и заключением, к которых могут появляться в качестве ведущих персонажи-артисты (Осень, Зима, Снегурочка, Оле-Лукойе и т.д.). Могут включаться игры, хороводы, пение песен, чтение стихов, слушание музыкального отрывка.

В методической литературе обращается внимание на существование  так называемых «порогов восприятия». Что это значит? Если содержание спектакля не соприкасается с опытом ребенка, оно как бы проходит мимо его сознания, не задевает его. Содержание спектакля в определенной мере должно опираться на опыт детей, соотноситься с их стремлениями, интересами и духовными потребностями. Таким образом, ключ к пониманию спектакля лежит в личном опыте ребенка. Для ребенка понять какое-то явление – значит раскрыть для себя его сущность, его основной смысл.

«Пороги восприятия» детьми театрализованных игр, сценок, спектаклей связаны прежде всего с психологическими особенностями развития детей. Психологические особенности обусловлены возрастными ступенями развития дошкольников. Однако «возрастные» границы подвижны: иногда они сдвигаются в зависимости от обстоятельств и уровня развития ребенка. При выборе сценария для постановки спектакля воспитатель не должен ориентироваться только на элементарную доступность  восприятия и  жизненный опыт детей. Чтобы смысл спектакля был понят детьми, ему должна предшествовать подготовительная работа,  вызывающая необходимые ассоциации, создающая предпосылки для активного восприятия спектакля и участия  в нем, определенный, радостный настрой.

Список используемой литературы:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»  под  редакцией Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой, М., Мозаика-Синтез, 2012  г.
  • Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в  детском саду под редакцией Н.А.Ветлугиной, М., Просвещение, 1989 г.
  • Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность  дошкольников», СПб , Питер, 2009 г.
  • А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», М., Просвещение, 1999 г.
  • Н.Д. Сорокина «Сценарии  театральных кукольных занятий», М., Дрофа, 2009 г.
  • Л.Б. Дерягин «Играем  сказку», СПб, Детство-Пресс, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...