Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "
методическая разработка (младшая группа)

Хайдаршина Расиля Мадавиевна

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практического мастерства педагогов в театрализованной деятельности с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Театральная деятельность в ДОУ»

Составитель: Расиля Мадавиевна Хайдаршина, воспитатель 

Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость моего мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и предоставлю возможность превратиться в артистов.

Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации. Я представлю вашему вниманию новые виды театров.

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи:

  1. Познакомить воспитателей с разными видами театров.
  2. Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.
  3. Дать возможность воспитателям самостоятельно изготавливать персонажей из подручного материала.
  4. Привлечь внимание молодых воспитателей к театрализованной игре.

Участники: воспитатели.

Результат: освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду, формирование умения изготавливать театральных персонажей из подручного материала.

-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вместе с вами окунуться в волшебный мир театра. Для этого нужно совсем немного: желание и хорошее настроение. Целевые ориентиры, которые обозначены в ФОП ДО, согласно которых ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, направляют нас педагогов на поиск новых подходов к организации образовательной деятельности. Именно эти личностные характеристики особенно ярко проявляются и развиваются в театрализованной деятельности дошкольников.

Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимают театрализованные игры, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, памяти, воображения, учат сопереживанию; через мимику, жесты ребенок передает эмоциональное состояние героя. Обогащается словарный запас ребенка, формируется звуковая культура речи.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.

Культура и техника речи
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Работа над спектаклем.

Формы работы
-
Театральные игры
- Речевые игры
- Ритмопластика
- Инсценировка песен, попевок, хороводов
- Использование различных видов театра
- Драматизация сказок
- Посещение театров;
- Взаимодействие с родителям

Виды театра в детском саду(презентация)
-
бибабо
- настольный театр
- книжка-театр
- театр пяти пальцев
- театр масок
- театр ручных теней
- пальчиковый теневой театр
- театр «живых» теней
- магнитный театр
- марионеточный театр
- театр на фланелеграфе

В работе с детьми я использую разнообразные методы и приёмы: упражнения для губ и языка, настольный и пальчиковый театр, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, игры на развитие эмоций, звукоподражание, инсценировка сказок, театрализованные игры. С некоторыми сейчас познакомлю вас в своём мастер-классе.

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы.

Режиссерские игры

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Игры-драматизации

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях. На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей.

- Уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами перейдем от теоретической части нашей встречи к практической. Упражнение "Сходства" - Предлагаю вам разбиться на 2 группы. Постарайтесь выбрать себе в группу тех, у кого есть что – то общее с вами, например, совпадает цвет одежды или волос.

Как я уже говорила, что театрализованное представление помогает развивать музыкально-творческие способности дошкольников. Чтобы научить красиво говорить, петь, выразительно читать стихотворения, драматизировать, надо долго удерживать дыхание, изменять темп, использовать динамику голоса, изменять интонацию и т.д. Для этого есть специальные упражнения, игры, тренинги, упражнения на развитие мимики, пантомимики.

 - Давайте представим, что мы с вами пришли в театральную студию.

- Хотите быть артистами и выступать на сцене? (Ответ).

- А артисты могут в кого превращаться? (Ответы).

- А что они могут делать?

Сегодня мы тоже постараемся быть артистами! А чтобы выступать на сцене артисты проводят разминку.

Давайте согреем наше горлышко и сделаем зарядку для губ и язычка.

Чоки-чоки-чоки- чок!

Поработай язычок!

Шарик.

Надуть щёки, сдуть щёки.

Часики.

Улыбнуться, открыть рот и переводить язык из одного уголка рта в другой.

Чтобы достойно сыграть свою роль, актер должен громко и выразительно проговаривать свои слова. Для этого нужно сделать разминку. Прочитать стихотворение А. Барто "Идет бычок качается» не так, как вы обычно читаете - с выражением, а словно:

 вы оправдываетесь перед товарищем;

 вы хвастаетесь перед кем-то;

  вы испугались собаку;

 как робот;

 со скоростью улитки

  как будто вы страшно замерзли;

  как будто у вас во рту горячая картошка.

- Получилось здорово! Давайте похлопаем друг другу.

Мимическая игра «Угадай, что изображаю» (участникам раздать листочки с заданиями. Одна команда показывает, другая отгадывает).

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1 команда. Ем лимон.

2команда. Сердитый человек.

1 команда. Тепло-холодно.

2 команда. Встретили хорошего знакомого.

1 команда. Обиделись.

2 команда. Удивились.

1 команда. Получить подарок.

2 команда. Мне грустно.

Игра- пантомима.

1 команда. Показать (руками или пальцами):

Стой на месте!

Идём со мной.

До свидания!

Давай, помиримся.

Я тебя люблю!

Я боюсь.

2 команда. Показать частями тела:

как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;

как твой палец говорит: «Иди сюда!»

как твои глаза говорят: «Нет»;

как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится.»

- Итак, мы с Вами поиграли в театральные игры. Показали замечательные актерские способности. Теперь мы перейдем к практическому заданию.

Мастер класс по изготовлению настольного театра из одноразовых стаканчиков.

Материал: одноразовые стаканчики, картинки к сказкам, клей, ножницы, клеёнки. 

Сегодня мы собрались, чтобы немного окунуться в мир детства. Вспомнить знакомые сказки. Научиться изготавливать настольный театр, из подручного материала. Полученные сегодня знания вы можете использовать в работе с детьми.  Вот сейчас мы вместе с вами попробуем сделать настольный театр из одноразовых стаканчиков

1. Возьмём одноразовый стаканчик.

2. Вырезаем героев из сказок.

3. Приклеиваем их на стаканчик.

Ну, вот такой кукольный театр у нас получился.

Такие же настольные театры вы можете изготовить с использованием ложек, из втулок, из шишек и пластилина. Также можно изготовить театр на палочках, с использованием китайских палочек и т.д.

-  Какую сказку вы тут увидели? (Ответы воспитателей). Такие куклы очень устойчивы и нравятся детям. Давайте мы сейчас попробуем вместе с вами обыграть сказку.

Практическая работа воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Эмпатия"

Материал о развитии эмпатийных чувств средствами театрализованной деятельности...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

Доклад для педагогов на тему «Театрализованная деятельность в детском саду»

Доклад для педагогов на тему«Театрализованная деятельность в детском саду»...

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Театрализованная деятельность, как педагогическое средство развития связной речи дошкольников»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА»

Цель мастер-класса: Повышение уровня  профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.Задачи:- познакомить участников маст...

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду на тему: «Исследуем краски»"

Мастер - класс для педагогов по познавательно - исследовательской деятельности в детском саду на тему :"Исследуем краски"...