Мастер- класс для педагогов с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Эмпатия"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Баранова Ирина Сергеевна

Материал о развитии эмпатийных чувств средствами театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass_konspekt.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Мастер- класс для педагогов.

« Путешествие в страну Эмпатия».

Воспитатель МБДОУ «Ромашка», ст. Гиагинская, республика Адыгея.               

  Актуальность

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.

Каковы же принципы работы по данной теме?

1. Принцип системности. Позволяет решать задачи развития эмпатии во взаимосвязи группы задач.

2. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса.

3. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным.

4. Принцип дифференцированного построение процесса развития эмпатии(каждому ребёнку давать материал доступный его развитию).

5. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей (психология наших детей построена таким образом, что необходимо задействовать все три анализаторных системы) .

6. Принцип доступности, заключается в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.

7. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребёнок получает знания, которые он способен успешно выполнить (ситуация успеха стимулирует развитие каждого ребёнка

Цель мастер-класса: демонстрация приёмов эмпатии, в которых разворачивается содействие, сочувствие, сопереживание  к окружающей действительности.

Задачи:

*Понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны.

*Познакомить  с понятием эмпатия.

*Создавать условия для развития чувства эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

*Определять  некоторые возможности переноса полученных результатов в жизненные ситуации и закрепления их в структуре эмоционального опыта ребенка-дошкольника.

*Развивать  интерес  и положительное отношение к эмпатийному поведению.

*Воспитывать чуткое и бережное  отношение к чувствам и пережваниям окружающих.

На современном этапе в соответствии с ФГТ я выстраивала свою работу через интеграцию образовательных областей.

Используемые методы  и  приемы: 

~метод эмпатии(метод развития творческого воображения);

~игры-этюды на основе сюжетов художественной литературы;

~беседы с детьми.

 Виды работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

 Оборудование: ватман, маркеры, маски «Сопереживание», «Сочувствие», «Содействие»

                   

                    Конспект мастер- класса.

  1. Организационный этап.

( введение в тему)

 Педагог: Друзья, вы любите путешествовать? Какие страны вы знаете? А вы знаете, что где-то очень далеко, а может быть, совсем близко находится  одна удивительная страна. В ней, так же как и в обычной стране, есть озёра и реки, горы и равнины. Только названия у них необычные: «Озеро Внимания», «Река Любви», «Горы Поддержки», «Равнина Уважения».

В этой стране живут удивительные люди. Но её жителями можно назвать не только их, но и всех, кто, побывав в ней хотя бы один раз,  навсегда считают эту страну своим домом, а себя – её жителями, помнит и соблюдает все традиции этой страны.

Ни на одной карте этой удивительной страны нет. Я предлагаю вам изобразить её  графически (в процессе путешествия на карте появляются города с воображаемыми образами).  

        Так вот, именно в этой стране живут три брата, с которыми нам предстоит познакомиться. Братьев-близнецов зовут Сочувствие, Сопереживание, Содействие. Правда, необычные имена? Интересно, почему их так назвали? Хотите это узнать? Их имена – отражение черт характера каждого брата. Давайте попробуем догадаться, что они означают(ответы).

Хотите познакомиться с братьями?  Имя первого брата – Сочувствие. Какое слово спрятано внутри его имени? Правильно, это слово – Чувство. Что означает это слово?

Чувство- способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия.

Какие чувства вам знакомы? (ответы)

А что же значит Сочувствие? (Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других). В этом слове спрятано умение человека понимать чувство другого.

(Появляется младший брат).

Сочувствие:

 Меня зовут Сочувствие,

 Я - самый младший брат.

 Историй знаю много я,

 Их рассказать вам рад.

 Они о чувствах главных,

 Которые важны.

 Они внутри у каждого

 И каждому нужны!

Педагог: Друзья, а что вы умеете чувствовать? Давайте с вами поиграем и проверим, какие чувства вам знакомы. Разделимся на две подгруппы: 1-я подгруппа показывает этюды на выражение различных чувств, другая – изображает на плакате  «Реку Любви», «Дерево счастья» в этом городе.

Этюды 

Цель: активизировать творческое воображение, готовить их к действиям с воображаемыми предметами.

  1. Передать мячик так, как будто это: кирпич, кусок торта, бомба, червяк, маленькая бусинка.
  2. - «Один дома». Мама - енотиха ушла добывать еду, крошка- енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке- еноту страшно- а вдруг на него кто- нибудь нападёт, а мама не успеет прийти на помощь?

3.   -  «Кот Васька». Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Педагог: Молодцы, ребята! Сейчас я познакомлю вас со вторым братом, его зовут  Сопереживание. Давайте раскроем секрет его имени. Какое слово в нём спрятано? (ответы) 

Сопереживание - сочувствовать другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

   Вы правильно догадались, это слово – переживание. Вы знаете, что означает это слово? (ответы) Он сам об этом вам расскажет.

Сопереживание:

Я — Сопереживание.

Всем сердцем и душой

Болею я о людях,

Что делятся со мной.

Я радуюсь за каждого,

Как за себя, поверь,

И если тебе больно,

То мне — вдвойне больней.

Не бойся же рассказывать,

Что на душе, сейчас,

Все вместе легче пережить,

Чем одному, подчас.

Мы переживаем различные чувства каждый день. Вспомните, какие чувства, настроения вы переживали сегодня.

Педагог:   Пусть каждый из вас вспомнит, как он себя чувствует, когда мама грустная, весёлая, сердитая и т.д. (ответы) 

Упражнение «Определи чувство» ( 1 подгруппа)

Цель: Расширение представлений об эмоциях и чувствах, способах их вербализации.

Сейчас Вы методом жребия выберете пиктограммы, на которых изображены те или иные эмоциональные состояния или чувства. Затем каждый обладатель карточки невербально изобразит это состояние или чувство. Делать это надо будет по очереди, выйдя в центр полукруга. Наша задача — определить, какое состояние или чувство изображено, наблюдая за человеком со спины.

Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и другие. После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображённого состояния или чувства. Затем можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?». Обсуждение даёт возможность собрать «банк» пантомимических и жестикуляторных проявлений, характерных для того или иного состояния.

(2 подгруппа рисует город Сопереживание).

Педагог: Мы познакомились с двумя братьями и их городами этой удивительной страны. Понимать и принимать чувства другого человека очень важно. Ещё очень важно правильно на них реагировать. Познакомьтесь с третьим братом, его зовут  Содействие.

Содействие - деятельное участие в чьих- либо делах, с целью облегчить, помочь, поддержать в какой-нибудь деятельности.

Содействие:

Меня зовут Содействие,

Я самый старший брат.

Приду всегда на помощь

И буду очень рад.

В беде вас не оставлю,

Подняться помогу.

Слова найду я главные

И руку протяну.

 «Посочувствуйте   другому»
Цель: развивать у детей способность ставить себя на место другого, выражать сочувствие, сопереживание.

Описание
Упражнение выполняется в парах. Взрослый предлагает разнообразные ситуации.
1. Девочка упала, ей больно (
один ребёнок с помощью мимики, жестов, позы выражает эмоциональное состояние девочки, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).
2. Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (
даётся задание показать, как встречаются два друга после долгой разлуки). 
3. Малыш потерялся и плачет, нужно показать, как должен себя вести старший ребёнок.
4. Девочку обидели. Её пожалела подружка (
показать, как поступает подружка). 
5. Дети нашли на улице голодного котёнка (
нужно показать, как поступили бы дети).
6. Друг угощает конфетами (
у одного ребёнка – пакет с воображаемыми конфетами, он протягивает его другому, тот берёт конфету и благодарит).
Пары по очереди показывают этюды, остальные дети смотрят и оценивают

(рисование города).

Педагог:  Ребята, мы познакомились с тремя братьями и нарисовали, как мы представляем себе их города. Но посмотрите на карту, чего на ней не хватает? (ответы детей)

Что нужно сделать, чтобы соединить города в одну большую, дружную страну? Давайте закончим работу над картой (рисуют дороги и мосты между городами).

Педагог:  Может быть, вы догадались, в какой стране мы с вами находимся? Обратите внимание на карту этой страны. Ещё раз назовём братьев, создавших города этой страны.

(Открываю название «Эмпатия»)

Итак, ребята, мы с Вами пришли к тому, как называется эта удивительная страна. Но почему она так называется?

Эмпатия - способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другому человеку. И только человек, обладающий всеми этими качествами, может поселиться в этой стране и считаться её жителем. Ребята, а мы можем относить себя к этому сообществу?

Обсуждение.

1. Что Вы ожидали от мероприятия?

2. Соответствовало ли то, что было здесь Вашим ожиданиям?

3. Что Вам понравилось?

4. Что Вам не понравилось?

5. Какие из упражнений оказали наибольшее влияние на Вас? На группу?

Рефлексия (под музыку)

УЛЫБНИСЬ... Если дождь за окном не кончается... УЛЫБНИСЬ... если что-то не получается... УЛЫБНИСЬ... если счастье за тучами спряталось... УЛЫБНИСЬ... если даже душа поцарапалась... УЛЫБНИСЬ... и увидишь... тогда все изменится УЛЫБНИСЬ... дождь пройдет, И земля в зелень оденется... УЛЫБНИСЬ... и печаль стороной пройдет... УЛЫБНИСЬ... и душа заживет!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Театрализованная деятельность, как педагогическое средство развития связной речи дошкольников»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

Мастер –класс для педагогов Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста. Бабочка».

Мастер –класс для педагогов Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ  дошкольного возраста. Бабочка»....

Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс по сказкотерапии.   Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...

Мастер-класс для педагогов с элементами нетрадиционного рисования «Новогодняя фантазия»

Цель: поделиться опытом с коллегами в применении необычной техники рисования акварелью по соли. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческо...

Мастер-класс для педагогов с элементами тренинга «Полюби себя»

Цель:  сплочение педагогического коллектива, развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе.Задачи:формирование благоприятного психологического климата;развивать коммуникативные навыки и...