Мастер класс для педагогов с элементами тренинга: «Экспериментирование с красками»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Зленко Юлия Владимировна

Мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov_s_elementami.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов с элементами

тренинга:

«Экспериментирование с красками»

Изобразительное творчество - это особая деятельность, поскольку её результат относиться к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения со специалистом, владеющим языком искусства, ребёнок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное – это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становиться чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению бессознательный идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической,  значимой для ребенка и, возможно, необычной для всех остальных форме.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Он ещё не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия упражняют руку, ведут к улучшению координации движения, накоплению цветового опыта. Ребенок пробует сам удержать кисть и набрать краску. Первый цветовой выбор предлагает взрослый: « Солнышко жёлтое. Выбери краску жёлтую».

Период раннего и младшего возраста, где всё внимание ребёнка направлено на освоение новых материалов, интерес к краскам объясняется возможность получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся более ритмичными, движения кисти более уверенными и точными.

Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развитием конкретного, образного мышления, развитием эмоциональной сферы. Детей привлекает не только процесс закрашивания листа, но и восприятие пятна. Они рисуют одно пятно рядом с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна. Лист бумаги, закрашенный в какой-либо цвет, воспринимается как единый образ. Эти ассоциации возникают не только по цвету, пятна по своим очертаниям действительно похожи на предметы названные детьми. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера линий, пятен штрихов.

Выбрав черную краску, маленький художник ведёт кистью непрерывную полосу по листу бумаги. Потом появляются круги, пятна, точки. Ребёнок приговаривает: « Кап, кап, шлёп ,  шлёп. Это дождик».

 – « Какого он цвета?»

 – «Чёрный   - потому что туча».

Меняет краску. Теперь она жёлтая.  « Жёлтый, потому что хороший». Этот ассоциативный цветовой рисунок, в общем, мало чем отличается от первых каракулей и пятен,  с той лишь разницей, что ребёнок дает характеристику цвета и высказывает своё отношения к нему. В начале и в конце третьего года жизни процесс рисования существенно изменяется. Это говорит о развитии воспитания, представлений, образно - смысловой стороны деятельности. Ребёнок может самостоятельно выбрать красный, жёлтый и зелёный цвета. Под определение красного могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов.

        К четырем - пяти годам, как только ребёнок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе педагог может использовать не только задания по цветоведению, но и обращать внимание на роль цвета в окружающей жизни.

        В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравиться - не нравиться», «красиво – не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие, чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравиться и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов: черные линии, черные или тёмно-коричневые образы животных, людей.

        Для того чтобы ребёнок мог творить, сначала его нужно научить, как перенести на бумагу то, что возникло в его воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребёнка могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребёнка разочарование и может даже оттолкнуть от занятий живописью. Психологи считают, это эмоциональное и интеллектуальное развитие ребёнка тесно связано с тем, как и что он рисует. Я думаю, это не совсем верно. Ребёнок, в силу того что он не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога научить его этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимо занятия музыкальной грамоты и владение инструментами для того, чтобы выразить определенные эмоции, в живописи так же необходимы знания и владения основами техники. Только после овладения ребёнком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке его эмоционального и интеллектуального уровня его восприятии цвета.

        Занятия по рисованию - в изостудии позволяет детям ознакомиться с разнообразными изобразительными материалами и научиться использовать их в своей деятельности.

        На своих занятиях я предлагаю доступные детям изобразительные материалы и техники.

        Проще всего обучать ребёнка на знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет, который он видит каждый день, можно представить в необычном для него ракурсе. Это его ладошки и пальчики, которые могут не только играть, держать кисть или карандаш ими можно еще и рисовать. Эта техника называется «пальчиковая» и «ладонная».

        Еще одна техника, которую можно использовать в работе с детьми, это рисование тампоном.

        Техника набрызга доступна и интересна тем, что она освобождает ребёнка от штриховки, если по своим физическим возможностям он не может этого сделать. Можно использовать различные трафареты, а также листья, ракушки и другой природный материал.

        Рисование с помощью раздувания из трубочек краски.

Главным условием использования такой техники является умение ребенка выдувать из трубочки воздух.

        Кляксография.

Весело и легко наносить кляксы на бумагу. Обыгрывание с ребенком полученного изображения помогает развивать его воображение.

        Отражение.

Эта техника используется вместе с кляксографией. На одну часть листа наносится клякса, затем половинки листа соединяются, а потом раскрываются. Получается зеркальное изображение.

        Монотипие.

Рисование красками на стекле, затем прикладывается лист бумаги и получается отпечаток нарисованного.

        Следует отметить, что в зависимости от возраста, интеллектуального и физического развития ребёнка способы рисования могут быть различными по своей сложности. Помощь и подсказка педагога необходимы, для того, чтобы ребёнок получил удовлетворение и результат своей деятельности.  Педагог должен не просто рассказывать детям о том, что знает сам, но и вовлекать их в творческий процесс создания нового художественного произведения.

Литература:

Дубровская Н.В., «Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста», Журнал «Дошкольная педагогика» №6, 2003 год

Летуновская М.В., «Изобразительная деятельность для детей с грубыми нарушениями опорно-двигательного аппарата», Журнал «Дошкольная педагогика» №4, 2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс с педагогами по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства мате...

мастер класс для педагогов на тему "Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира"

Одним  из эффективных  приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников  является детское экспериментирование, которое даёт реальное представление о различных сторона...

Мастер-класс с педагогами и родителями по экспериментированию «Новогодние чудеса»

Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок особенно в преддверии са...

Мастер- класс с педагогами по теме: «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира».

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

laquo;Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее...

Мастер-класс для педагогов с элементами тренинга «Полюби себя»

Цель:  сплочение педагогического коллектива, развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе.Задачи:формирование благоприятного психологического климата;развивать коммуникативные навыки и...

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования "пухлыми "красками

Формирование творческой личности-одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. И как можно раньше нужно дать во...