Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста «Путешествие в сказочный мир».
план-конспект занятия на тему

Сказкотерапия в работе с детьми по развитию психических функций. Практикум для педагогов и родителей. Как можно помочь своему ребенку, используя сказкотерапию как терапевтический метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

«Путешествие в сказочный мир».

Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы с вами немного поиграем и проверим вашу сообразительность!

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».

Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей. В сказках лежит мудрость поколений, которая помогает находить выход из ситуации, стать самим собой,  а также наладить отношения с окружающим миром.

Но есть и ещё один способ работы со сказками в сказкотерапии. Это сочинение своих собственных незамысловатых историй-сказок. Сочиняя сказки о своей будущей, настоящей, прошлой жизни, мы как бы описываем нашу реальную жизнь с помощью метафор, сравнений, аллегорий.

Когда вы сами сочиняете сказку,  все ваши внутренние, подсознательные проблемы выходят на поверхность. В сказке могут быть указаны такие ваши внутренние проблемы, о которых вы даже не подозревали. Таким образом, человек начинает переосмыслять собственную жизнь и конструирует для себя ее новую модель. Методы сказкотерапии позволяют по-новому взглянуть на свою жизнь, написать новый счастливый сценарий своего жизненного пути.

 А вы знаете, как с помощью сказок можно развивать память, мышление и воображение? Вот мы сейчас и проверим. Приглашаю вас принять участие в путешествии по сказочному миру. Отправляемся, друзья! Для начала разомнемся!

А для начала разомнемся. «Сказочная безопасность, или Путешествие в сказочный мир» внимание на экран

Нужно указать те правила безопасности, которые нарушили сказочные герои.

1. Какое правило нарушил Кай из сказки «Снежная королева» (Не цепляться за транспорт).

2. Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне» (Не брать угощение у незнакомых людей) .

3. Какую ошибку совершили герои сказок «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» (Не открывать дверь незнакомцам, т. е. чужим) .

5. Почему с колобком («Колобок») и петухом из сказки «Кот, петух и лиса» случилась беда (Не разговаривать, не доверять незнакомцам) .

6. Какое правило личной гигиены не соблюдал герой сказки «Мойдодыр»?

7. Какие правила гигиены нарушила Маша из сказки «Три медведя»?

Перейдем к пословицам! найти в пословицах, поговорках «озорные» буквы, стоящие не на своих местах, меняющие  тем самым привычный смысл.

1 команда.

Занятого человека и грусть-доска не берет (доска) д-т.

Не тесто красит человека, человек тесто ( место) т –м.

Лето дурное – зима с метелями ( бурное) д –б .

Море луковое ( горе ) м –г.

Комар ножа не подточит  ( носа) ж – с.

Чем рогаты, тем и рады ( богаты) р – б.

Хозяин весел – и гости гады (рады) г — р.

На ловца и дверь бежит ( зверь) д –з.

По одежке протягивай ложки (ножки) л — н.

Марина любит ласку, чистку и смазку (машина) р –ш.

2 команда.

Родной куст и зайцу порог ( дорог) п – д.

От глупого писка до беды близко (риска) п – р.

На горе и шапка горит (воре) г – в.

Верная указка – не кулак, а маска (ласка) м – л.

Врач на горе – весна во дворе (грач) в – г.

Зима весну путает, да все равно тает  (пугает) т-г.

Больше дела, меньше снов  (слов) н – л.

Голода не бойся, а по пояс мойся (холода) г – х.

Не зная броду, не суйся в моду (воду) м –в.

Забота не волк, в лес не убежит (работа) з – р

Следующие упражнение: «Доскажи словечко»

1. Ведущий произносит первое слово имени (прозвища) сказочного героя. Участники команд поочерёдно называют второе слово.

Барон (Мюнхгаузен), старуха (Шапокляк), Винни (Пух), Соловей (Разбойник), старик (Хоттабыч), доктор (Айболит), домовёнок (Кузя), Финист (Ясный сокол), дядя (Стёпа, Фёдор), черепаха (Тортилла), Елена (Прекрасная), Красная (Шапочка), Железный (Дровосек), Иванушка (Дурачок), Змей (Горыныч), Крошечка (Хаврошечка), Иван (Царевич), Кощей (Бессмертный), Кот (в сапогах, Леопольд, Матроскин), Маленький (принц, Мук), Мальчик (с пальчик), Муха (цокотуха), Никита (Кожемяка), папа (Карло), пёс (Шарик), Илья (Муромец), Василиса (Премудрая, Прекрасная), пудель (Артемон), Конёк (Горбунок).

А теперь нам нужно продолжить чистоговорку, проговариваем все вместе.

1 команда.

Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).

Ло – ло – ло —  греет …. (солнышко тепло).

Ры – ры – ры — летят… (синие шары).

Ор – ор – ор — спеет…(красный помидор).

Ши – ши – ши — гуляют…(наши малыши).

2 команда.

За – за – за — в поле… (бегает коза).

Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).

Ор – ор – ор — острый …. (топор).

Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).

Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы)

А сейчас вспомним название сказки.

- О многодетной маме. («Волк и семеро козлят».)

- О ветеринаре. («Доктор Айболит».)

- Об общежитии для зверей. («Теремок».)

- О хлебобулочном изделии. («Колобок».)

- О деревянном мальчике. («Буратино».)

- О трудолюбивой девочке. («Золушка».)

Следующие задание  нужно подобрать как можно больше рифмующихся слов  к предложенным словам.

Чья команда подберет больше.

Шишки, дети, окно, игра, дом, пирожки.

6. Конкурс «Закончи предложение».

Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда,  выполнившая задание за более короткое время.

1 команда.

1. Земля покрыта снегом, как….

2. Лед блестит у берега, как …

3. Волны вздымаются, как…

4. Солнце нещадно палит, как…

5. Заря полыхает, как….

6. Дверь в комнате скрипит, как …

7. Дети в группе галдят, как …

8. Девушка на обложке выглядит, как …

9. Мальчик плывет, как …

10. Мокрое платье выглядит, как …

2 команда.

1. Туман стелется над озером, как …

2. Дождинки текут по лицу, как …

3. Малыши прыгают по траве, как …

4. Машина, едущая по дороге грохочет, как …

5. Балерина на сцене кружится, как …

6. Мысль в моей голове засела, как …

7. Человек подошел тихо, как …

8. Ветер завывает за окном, как …

9. На улице темно, как …

10. Девчонки порхают по группе, как …

8 задание. Итак, а теперь мы попрактикуем выход из сложных жизненных ситуаций, чтобы и вы всегда могли прийти на помощь своим детям и выяснить в чем причины того или иного поведения! И попробуем сочинить сказку, и если сказка получится радостной, поучительной и поможет нам решить проблему, значит, вы можете стать счастливым человеком и изменить свою жизнь и вашего ребенка. 

В помощь нам есть правила, которым нужно следовать.

  1. Начинается рассказ с «Жил-был», затем придумывается имя главному герою (его должны звать не так как ребенка).
  2. Потом в рассказ вводится проблема, с которой он столкнулся (нужно описать ее с точки зрения ребенка).
  3. Далее в рассказе должен появиться «помощник» (но не сказочный персонаж), который переживает за решение этой проблемы.
  4. Предлагается положительный и реалистический или альтернативный выход из положения.
  5. Предлагается ребенку по-новому взглянуть на саму проблему.
  6. Придумывается реалистический конфликт, ситуация, с которой герой столкнулся в действительности.
  7. Персонаж должен найти какое-нибудь решение, справиться с проблемой и проявить оптимизм.
  8. Нужно сочинить развязку конфликта и подвести  итоги истории.

Теперь  и вы владеете методами сказкотерапии и всегда сами можете разобраться в возникающих ситуациях.

Благодарю вас за вашу открытость и творчество! Приходите к нам снова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

Конспект открытого занятия с детьми дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес»

Цель - способствовать закреплению элементарных математических представлений у детей.Образовательные:Закрепить  знание у детей о цифрах в пределах  17 и умение соотносить их с количеством пре...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...