Главные вкладки

    Проект (подготовительная группа) на тему:
    Блок познавательно - развивающих занятий для старших дошкольников «Истории учиться всегда пригодится».

    Маннанова Светлана Ивановна

    В представленном материале содержатся выдержки из проекта «Истории учиться всегда пригодится», а именно: блок познавательно-развивающих занятий (состоящий из трех частей) по обозначенным проблемам.

    Особое внимание в организации непосредственно образовательной деятельности с детьми уделялось раскрытию содержания подвигов исторических деятелей, связанных с

    историческими датами Года российской истории:

    - 862 г. - 1150 лет со дня основания Государства российского ( исторический деятель-князь Рюрик –основатель Государства российского);

    -1612 г.- 400 лет со дня освобождения Москвы от польских захватчиков (исторические деятели: князь Д. Пожарский и русский человек К. Минин);

    - 1812 г.- 200 лет со дня победы над армией Наполеона (исторический деятель –полководец Кутузов).

    Содержание событий конкретных исторических дат использовалось исключительно в самообразовании педагогов, в повышении их профессионального и творческого уровней. В работе с детьми главным явилось:

    формирование ценностных ориентиров:

    - предпосылок гражданско – патриотических чувств, любви к Родине, основанных на ознакомлении с подвигами великих предков;

    В реализации проекта, при интеграции образовательных областей, использовались все виды детской деятельности (совместная, самостоятельная, общая: дети, родители, педагоги).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл istorii_uchitsya.docx31.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта проектной деятельности

    Блок познавательно - развивающих занятий для старших дошкольников

    «Истории учиться всегда пригодится».

    В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Эти чувства формируются благодаря увлекательным рассказам об истории, традициях, достопримечательностях, выдающихся людях. Личный пример взрослых, грамотно выстроенный педагогический процесс помогают создавать условия для развития в детях гражданских чувств, любви в родному краю, детскому саду, своей семье.

    В Год Российской истории, в нашем детском саду с воспитанниками старшего дошкольного возраста реализован социально-исследовательский проект «Истории учиться – всегда пригодится», опытом проведения я хочу  поделиться.

    В Проекте объектом изучения явился «процесс истории», предметом исследования «Влияние исторических фактов на формирование гражданско- патриотических позиций детей». Гипотезами выдвинуты следующие положения:

    -«Без прошлого не бывает будущего?»;

    - Может ли «Иван, не помнящий родства…» быть полноценным членом общества, патриотом Отечества? и др.

    Одной из целей проекта явилось: формирование у детей целостной картины мира через приобщение их к историческому прошлому нашего Отечества. Для ее достижения  определены задачи, одна из них:

     -Развитие у детей интереса к истории Отчизны на примерах ярких событий, связанных с защитой памятных мест, «откуда пошла земля русская»;

    Краткое описание .

    В представленном материале содержатся выдержки из проекта «Истории учиться всегда пригодится», а именно: блок познавательно-развивающих занятий (состоящий из трех частей) по обозначенным проблемам.

    Особое внимание в организации непосредственно образовательной деятельности с детьми уделялось раскрытию содержания подвигов исторических деятелей, связанных с

    историческими датами Года российской истории :

    - 862 год - 1150 лет со дня основания Государства российского ( исторический деятель-князь Рюрик –основатель Государства российского);

    -1612г.- 400 лет со дня освобождения Москвы от польских захватчиков (исторические деятели: князь Д. Пожарский и русский человек К. Минин);

    - 1812г.- 200 лет со дня победы над армией Наполеона (исторический деятель –полководец Кутузов).

    Содержание событий конкретных исторических дат использовалось исключительно в самообразовании педагогов, в повышении их профессионального и творческого уровней. В работе с детьми главным явилось:

    формирование ценностных ориентиров:

    - предпосылок гражданско – патриотических чувств, любви к Родине, основанных на ознакомлении с подвигами великих предков;

    В реализации проекта, при интеграции образовательных областей, использовались все виды детской деятельности (совместная, самостоятельная, общая : дети, родители, педагоги).

    Конспекты занятий могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений в практике гражданско- патриотического воспитания детей.

    Цель: приобщать детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому нашего Отечества, совершенствовать работу по гражданско – патриотическому воспитанию.

    Задачи:

    Образовательный аспект:

    • в связи с Годом Российской истории знакомить детей с доступными пониманию элементарными историческими данными из истории Отечества;
    • расширять знания детей о Родине, о прошлом, настоящем и будущем России;
    • обогащать пассивный словарь детей новыми терминами : предания, Русь, Отчество, история, славяне, русские князья (Рюрик, Минин, Пожарский), русский полководец (Кутузов), ополчение и др., побуждать интересоваться смыслом слов;
    • активизация словаря:(русские народные поговорки):

    «Нет земли краше, чем Родина наша»;

    «Кто за Родину горой, тот истинный герой»;

    « Жить – Родине служить» и др.;

    Развивающий аспект:

    • развитие у детей любознательности и интереса к истории Отчизны на примерах ярких событий, связанных с защитой памятных мест, «откуда пошла земля русская»;
    • развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;

    Воспитательный аспект:

    • воспитывать любовь к Отчизне, уважение к защитникам Отечества, желание «Родине служить»;

    Здоровьесберегающий аспект:

    • упражнять в правильном выполнении основных видов движений;
    • развивать потребность в двигательной активности.

    Материалы и оборудование:

    • проектор;
    • две магнитных доски;
    • макеты русской крепости (из картона - высота – 40 см. – объем окружности - до 50 см); «Кремлёвской Спасской башни»;
    • крупные плоскостные фигуры на подставках (князь, княгиня, несколько воинов на конях – дружина, русские мастеровые);
    • русский костюм (для воспитателя);
    • «ворота времени»;
    • атрибуты для игры «Раньше и теперь»;
    • две доски плоскостные (физкультурные) для игры «Победи соперника»;
    • палки гимнастические для состязания «Русские богатыри»;
    •  костюмы гусаров, «кони» на палках, сабли для игры «Гусарская эстафета»;
    • костюмы для танца «Богатырская наша сила»;
    • вьюн из цветов (для хоровода «Со вьюном я хожу»).

    Предварительная работа:

    • рисование на тему «Летние путешествия» - (за пределами Мурманской области (Москва, Великий Новгород и др.) и по городу Мурманску – для тех, кто не выезжал на лето);
    • знакомство (с видеоматериалами из жизни древних славян) с экспонатами музея  Витославицы ( с памятником 1000-летию Руси- Великий Новгород );
    • разработка семейных мини-проектов «Моя родословная»;
    • изготовление (совместно с родителями) макета «Русская крепость»;
    • изготовление крупных плоскостных фигур на подставках (князь, княгиня, несколько воинов на конях – дружина, русские мастеровые);
    • рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»;
    • организация в группе мини- выставки картин Ильи Глазунова «Герои земли русской»;
    • слушание аудиозаписи «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);
    • чтение произведения «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой.

    Занятие состоит из трех смысловых частей, объединенных одной смысловой идеей: наша Родина – Отчество – Отчизна – Россия – Русь – во все времена нуждалась в защитниках – патриотах, которые «головы не пожалеют», чтобы спасти ее от врагов. «Жить – Родине служить!»

    Ход занятия

    Экран

    1-я часть – 25 мин

    • Введение. Воспитатель в русском костюме входит в зал. Приглашает детей к знакомому хороводу «Со вьюном я хожу….»

    (Закручивает хоровод 2-3 раза, создает настроение общности и единства в игре).

    После хоровода останавливаются в круге.

    - Дети, в какой костюм я одета? (рассмотреть русский народный костюм). Правильно, и это не случайно, наше занятие посвящено далекой русской старине , когда женщины надевали такие наряды.

    Садитесь поудобнее (можно присесть на ковер).

    - Ребята, вы любите путешествовать?

    - Назовите самое необыкновенное путешествие, которое вам удалось совершить (1-2 ответа) – (напомнить летние путешествия в отпуске, кто был в больших российских городах)

    Замечательно, наше путешествие будет еще более необычным. Путешествовать мы будем в прошлое, в нашу историю.

    - Как вы понимаете слово «история»?

    (История – правдивый рассказ о прошлом).

    - Может ли быть история у человека? Семьи? Города? Страны?

    ( вспомнить 2- 3 удачных проекта «Моя родословная»).

    Да, действительно, все в жизни имеет свою историю.

    История – это увлекательное путешествие во времени. Наше занятие так и называется «Истории учиться всегда пригодится!»

    Главный вопрос, загадка, которую мы должны разгадать в конце занятия - чему нас учит история?

    • Открываю «Ворота Времени» (ворота в рост ребенка с сенсорными  подвижными ленточками)

    Чтобы попасть в далекое прошлое, надо пройти через «Ворота времени». Проходите и представьте, что мы перемещаемся в прошлое (звучит музыка) – дети выходят из ворот  и садятся полукругом перед экраном.

    Первая остановка. Древние предания рассказывают: тысячу лет назад на прекрасной земле, где было много лесов, рек и долин, давным-давно жили славяне. «Славяне» - это славный, достойный, красивый и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю. Еще в древности сложилась поговорка: «Нет земли краше, чем родина наша».

    Славяне были нашими предками.

    Как вы понимаете слово «предки»? (Это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень давно. От предков пошел русский народ и мы с вами).

    • - Чтобы лучше понять, как жили славяне, давайте поиграем в игру «Раньше и теперь» (Образец игры - играют на демонстрационном материале на двух больших магнитных досках)

    Спасибо, все справились без ошибок.

    • Теперь узнаем, где жили славяне. (За воспитателем идут к столу к макету «Русская крепость»). Встаньте вокруг макета.

    Свои жилища славяне строили на холмах, окружали крепостью. (Вокруг макета крепости расставлены крупные плоскостные фигуры князя и княгини, дружины, мастеровых)

    Как вы полагаете, для чего нужно было строить крепость вокруг домов? (ответы детей – защищаться от врагов).

    Действительно, в давние времена у славян было много врагов. Они нападали, опустошали наши земли и разоряли жилища. Крепость защищал князь с дружиной. Возьмите в руки, рассмотрите фигуры воинов (ответы воспитателя на возникающие вопросы детей)

    Богатыри русские и простой народ смело защищали свои поселения. Поселений было много и защитников нужно было много. (Возвращаемся к экрану).

    Посмотрите на этих богатырей. (Экран) Узнаете? Назовите их. (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

    Молодцы. Вы знаете русских героев.

    • Сейчас я познакомлю вас еще с одним, настоящим воином. Это богатырь - князь Рюрик. (рассмотреть)

    Что вы можете сказать об его облике, какими , на ваш взгляд, чертами характера он обладал?

    (Бесстрашный, сильный, волевой, настоящий защитник, такими были богатыри земли русской)

    Ребята, Рюрика помнит русский народ еще за то, что он поселения славян объединил в единую землю и назвал ее - Древняя Русь. Это первое название нашей Родины.

    Как вы думаете, зачем он объединял русские поселения и за это еще его называли мудрым князем?

    (Да, когда мы вместе, нам никакой враг не страшен)

    Давайте повторим, как называли нашу Родину в древности. – Древняя Русь.

    Кто помнит вопрос - загадку, которую мы задали в начале занятия.

    Чему нас учит история Древней Руси? (ответы детей обобщить)

    Заключение: история Древней Руси учит нас расти смелыми, сильными, ловкими, чтобы мы могли защищать свою Родину, как это делали русские богатыри.

    • Занятие заканчивается подвижной игрой - соревнованием.

    Предлагаю померяться в силе и ловкости, поиграть в русскую народную игру «Победи соперника». (Прошу детей вынести физкультурные доски).

    Объяснение правил игры: по две пары детей встают на доски напротив друг друга, руки прячут за спину. Задача – столкнуть противника с доски без рук. Кто первый сошел с доски - проигрывает, выходит из игры, встают новые дети. Кто дольше всех удержался на доске – победители. (Соревнование проходит под веселую музыку, дети поддерживают соревнующихся).

    Выходим через «Ворота времени» в детский сад.

    2-я часть занятия – 25 мин.

    • Совершаем вторую остановку в истории (ритуал – вход в «Ворота времени)

    (вспомнить некоторые моменты первого занятия: термин «история»; русских богатырей; князя Рюрика; значение поговорки «Нет земли краше, чем Родина наша»; название нашей Родины в древности; какими должны расти дети, чтобы в будущем стать защитниками Родины – обобщить ответы).

    • Какой город вы видите на экране?

    Это Москва – и Московский Кремль. С него в старину начала строиться Москва, наш главный город. Как другим словом назвать главный город? (Правильно – столица). Еще в давние времена Москва стала столицей нашей Родины.

    Наша родина - Русь становилась всё сильнее и богаче.  По-прежнему, многие «вороги» (враги) хотели завоевать её. Однажды, 400 лет назад польские захватчики напали на Русь.

    И снова, русские герои, князь Дмитрий Пожарский (как когда-то князь Рюрик) и простой человек Кузьма Минин возглавили борьбу с врагом. Они собрали народное ополчение, т.е. простой народ и стар и млад, подняли на защиту своей Родины. Для снаряжения армии русские женщины отдавали золотые украшения, семьи – свои сбережения – золотые и серебряные монеты, продавали дома, все самое дорогое.

    Послушайте стихотворение:

                                     Минин и Пожарский

                    Минин и Пожарский_

                    Русские герои.

                    Минин и Пожарский

                    Столицу взяли с боем.

                    Смогли они народы на подвиг вдохновить,

                Чтоб возвратить свободу

                 И мир восстановить.

     Давайте вспомним знакомую песню о защитниках Отечества.

    Песня «Солдатушки – ребятушки»

    • «Кто за родину горой – той истинный герой». Как вы понимаете значение этой пословицы? (Только всем миром, всем народом, отдавая все для победы – «горой» - мы можем победить врага.)

    В память об этом подвиге Минину и Пожарскому в Москве был поставлен памятник «За освобождение Москвы от поляков». И сейчас он украшает Красную площадь.

    Кто из вас был в Москве и видел этот памятник? (Рассказы детей из личного опыта, из опыта летних путешествий)

    Ребята, какими должны быть воины, чтобы победить врага?

     Сильными, ловкими, смелыми, как учит нас история нашей страны. Сейчас и мы померяемся силушкой…

    • Игры – состязания «Русские богатыри». (Перетягивание палок  парами, перетягивание каната группами). Настоящие богатыри. Молодцы.

    Выходим в детский сад через Ворота времени (ритуал повторяется)

    3 –я часть занятия – 25 мин.

    • Нас ждет третья остановка, последняя в путешествии по истории. (Ритуал вхождения через «Ворота времени»). Садятся перед экраном.

    «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов».

    А врагов немало - 200 лет назад в Москву вступила французская армия.

    Уж месяц как идет война.

    Подходит враг к полям Бородина.

    И целый день идет сражение одно,

    В котором русские непобедимы все равно.

    Возглавил войну с французской армией русский полководец Кутузов.

    Там, впереди, Москва!

    Об этом помнит каждый!

    И план Кутузова отважный….

    Сражались русские войска

    Бесстрашно и удало,

    За Родину, Отчизну - мать

    Их полегло немало!

    Горит Москва, но не сдаемся,

    И над врагом огнем смеемся!

    (краткий рассказ воспитателя о русском полководце Кутузове)

    Наши партизаны, пехотинцы, кавалеристы, гусары победили французов. В честь победы над врагом торжествуют все кругом!

    Пусть враг забудет про Россию,

    Но будет помнить лишь одно:

    Его прогоним, как и прежде.

    Давным-давно, давным-давно, давным-давно!

    • Игра «Подбери доспехи воину» (Образец игры – играют на демонстрационном материале на двух больших магнитных досках)

    Спасибо, все справились без ошибок.

    Какими бывают защитники Отечества? (Отважными, храбрыми, ловкими). Попробуем и мы быть такими.

    Игры:

    1. Кто быстрей наденет костюм гусара.

    2. Гусарская игра – эстафета.

    Спасибо, бравые гусары.

    Наше путешествие в историю прошлого Родины заканчивается.

    Приглашаю вас в «Ворота времени» - перемещаемся из прошлого в детский сад.

    Садимся перед экраном.

    Кто помнит главный вопрос - загадку нашего путешествия в историю. Я напомню – Чему учит нас история Отчизны? Какими хочет видеть нас Родина – мать? (обобщить ответы)

    Главный ответ: ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ (повторить хором)

    Внимание на экран. Повторим главные «слова», которые встречались в нашем путешествии по истории.

     Отгадываем кроссворд ( из пяти терминов):

    - Как называлась наша страна в древние времена (РУСЬ);

    - Столица нашей Родины (МОСКВА);

    - Человек, который совершает подвиги, защищая Родину (ГЕРОЙ);

    - Место, где человек родился (РОДИНА);

    - Правдивый рассказ о прошлом (ИСТОРИЯ).

    Благодарю вас за активную работу .

    Я верю, что мы всегда будем любить глубоко и нежно свою Родину, будем ею гордиться и заботиться о ней.

    В подарок о нашей встрече с историческим прошлым России ребята детского сада приготовили танец «Богатырская наша сила»

    Слайд 2-

    русский

    хоровод

    Слайд 3- из жизни славян

    Слайд 4 -  картина «Богатыри»

    Слайд 5-

    «Князь Рюрик»

    Слайд 6-

    Красная площадь в Москве.

    Слайд 7-

    Памятник

    Минину и Пожарскому;

    Фото детей в Москве, у памятника (из семейных архивов)

       Слайд 8-

    Панорама Бородинской битвы

    Слайд 9 полководец

    Кутузов

    Слайды 10 - 14

    Кроссворд


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательно-творческого занятия для старших дошкольников "Мужская и женская одежда на Руси".

    Занятие - экскурсия для старших дошкольников в мини-музей "Русская горница", в ходе которой, на примере музейных экспонатов дети знакомятся с традиционной русской одеждой....

    Развивающее занятие для старших дошкольников "Будь внимательным!"

    В старшем дошкольном возрасте основной задачей является подготовка детей к школе. А значительно облегчает ребенку процесс учения такое качество, как направленность психической деятельности. Ины­...

    Конспект развивающего занятия для старших дошкольников Будем дружить.

    Цели: Формировать у детей понятия "друг"; " дружба";Формировать толерантное отношение друг к другу;Обучать детей навыкам взаимодействия и сотрудничества;Развивать групповую сплоченность; коммуникативн...

    Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для старших дошкольников.

    Коррекционные занятия развивающие когнитивную сферу старших дошкольников....

    Занятие для старших дошкольников «История возникновения колоколов на Руси и в других странах».

    Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине....

    Коррекционно-развивающее занятие для старших дошкольников "Прогоним злость"

    Коррекционно-развивающее занятие проводится педагогом-психологом с детьми 6-7 лет по запросу педагогов группы. Ребята имеют проблемы в эмоционально-личностной сфере. для решения поставленных на заняти...

    Авторская методическая разработка.Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия для старших дошкольников с недостаточностью ВПФ "Что на ёлке у детей"

    В технологической карте авторской ООД для  детей логопедической группы подробно описаны задачи и алгоритм проведения образовательной коррекционной работы  с указанием  её этапов и их ре...