Консультация для педагогов и родителей "Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
статья (старшая группа) на тему

Морданова Юлия Александровна

Консультация по патриотическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация

"Патриотическое воспитание дошкольников

средствами музыки"

Сложные и большие изменения происходят в нашей стране за последние годы. Меняются и переосмысливаются события, взгляды, убеждения, возникают новые замыслы, ставятся новые задачи во многих сферах политической, экономической, духовной жизни страны. Но непреходящими, не зависимыми от времени остаются вопросы нового, подрастающего поколения нравственного и имеющего гражданскую позицию по отношению к российскому государству.

Патриотическое воспитание надо начинать как можно раньше, ибо чувство Родины не рождается само по себе. Оно формируется всем укладом жизни и главное, благодаря целенаправленному воспитанию. Нас всегда озадачивает вопрос - с чего начать воспитание гражданственности, любви к Родине, какими путями идти, какие приемы и методы использовать, когда речь идет о наших детях - дошкольниках?

Методы, используемые педагогами в патриотическом воспитании детей самые разнообразные, и должны опираться на их опыт и знания, а также учитывать психологические особенности дошкольников (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере чувства исторического понимания социальных явлений и др.).

Исходя из сказанного, наиболее оправданными можно считать методы педагогического воздействия посредством музыки. Именно музыкальный руководитель может наиболее точно и доступно донести до сознания маленького ребенка знания о нашей Родине, стране, обычаях и традициях. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают дошкольников со своим народом, мы используем в своей работе народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. Повседневно уделяется большое внимание русской народной музыке, которая оказывает благотворное влияние на формирование вкуса малыша. Большинство детей к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню мамы, веселое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

С русскими народными песнями и мелодиями дети знакомятся уже в младшей группе. Они слушают их на музыкальном занятии и вне занятий. Предлагает слушать музыку в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Используется материал из программы по слушанию музыки О.П.Радыновой "Музыкальные шедевры". Учитывая, что характерные для русской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребенка. Поэтому широко используется в работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и др. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость, активизируют творческую активность. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен "Как на тоненький ледок", "Ой, вставала я ранешенько", "Тень, тень, потетень", "Где ты был, Иванушка?" и др.

В старшей группе происходит ознакомление с важнейшими государственными символами - гербом и флагом нашей страны. Оно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В связи см этим происходит знакомство детей с Гимном России, Гимном Москвы. Ребята узнают музыку гимна в повседневной жизни, благодаря проведению специально продуманных досугов и комплексных занятий  с использованием мультимедийной установки с показом слайдов, презентаций по темам: "Салют над Москвой", "Музейная Москва", "Белый, синий, красный" т.п.

Особое внимание уделяется именно государственным праздникам. Ежегодно празднуется День Защитника Отечества, в связи  с этим проводится большая предварительная работы (целевые экскурсии, разучивание песен патриотического содержания, тематические слушания с подбором репертуара об армии, о Родине, о защитниках страны). Интересно проходят  игры военно-патриотического характера, сопровождаемые песнями "Будем в Армии служить (сл. В.Малкова, муз. Ю.Чичкова), "Раз-два" (сл. и муз. Е.Ларионовой).

Празднуются юбилейные даты и важные для страны события: 850-летие Москвы, 70-летие Победы, Олимпийские игры 2014 года и т.п.

Средствами музыки передаем чувство уважения к подвигу народа во время ВОВ, любовь к родному городу. Тонкие средства музыкальной выразительности позволяют точно акцентировать внимание дошкольников на тревоге и стремительности русского народа в своих идейных замыслах. Дети активно начинают выражать свои эмоции, после прослушивания песен "День Победы" (сл. Некрасовой, муз. Е.Тиличеевой), "Про нашу Родину" (сл. М.Ивенсен, муз. А.Пахмутовой) и др. Тем боле, что музыка маршевого характера находит положительный эмоциональный отклик у детей. Ребята с удовольствием двигаются, выполняют перестроения, учатся улавливать музыкально-ритмический рисунок того или иного произведения.

Итак, формирование у дошкольников любви к своей Родине, чувство патриотизма заключается прежде всего в необходимой логической взаимосвязи разных средств и методов воспитания. Но  наиболее доступно детскому восприятию все то, что затрагивает струны детской души, и конечно же это средства музыкальной выразительности, которые передают любовь к близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, к своему дому, улице, детскому саду, городу. А это и есть любовь маленького ребенка к Родине, что является основой патриотического воспитания.

Музыкальный руководитель

Морданова Ю.А.


Рекомендуемая и используемая литература

  1. Жариков А.Ю. "Растите детей патриотами"
  2. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. "Родной край"
  3. Мерзлякова С.И. "Салют над Москвой"
  4. Кондрыкинская Л.А. "Дошкольникам о Москве"
  5. Ривина Е.К. "Герб и флаг России"
  6. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. "Я живу в России"
  7. Журнал "Музыкальный руководитель" № 2 - 2008 год "Два музыкальных произведения о войне"
  8. Ривина Е.К. "Российская символика"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

В статье кратко описана роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников....

Консультация для педагогов в ДОУ "Воспитание патриотизма средствами музыки"

Консультация для педагогов в ДОУ "Воспитание патриотизма средствами музыки"...

Консультация для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...

Консультация для педагогов " Нравственно патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в области художественно - эстетического развития детей""

Духовно - нравственные ценности этноса, национально - культурные традиции, его история  являются основой   для  гармоничного развития детей, воспитания в них нравственных ка...

Консультация для педагогов " Нравственно патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в области художественно - эстетического развития детей""

Духовно - нравственные ценности этноса, национально-культурные традиции, его история  - основа для гармоничного развития детей, воспитания в них нравственных чувств - добросердечия, не...