Картотека сюжетно-ролевых игр
картотека на тему

Коваленко Елена Владимировна

Ведущим видом детской деятельности является игра. И главная задача нас, взрослых - научить ребят играть, чтобы процесс социализации проходил более успешно. Я начала собирать картотеку и намереваюсь её постоянно пополнятьновыми, более современными играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека сюжетно-ролевых игр28.66 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ №15

КОВАЛЕНКО ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

Сюжетно – ролевая игра «пожар».

ЦЕЛЬ: Создание условий для преодоления детьми социально неуверенного поведения, реакции беспомощности, состояния паники.

ЗАДАЧИ:

• Способствовать поэтапному освоению способов поведения в проблемной ситуации.

• Развивать умение прогнозировать последствия ситуации, принимать верное решение.

• Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого человека.

МАТЕРИАЛ:

Ширма для огораживания «дома», несколько детских стульев, емкости с водой, хлопчатобумажная салфетка для каждого ребенка, красный и серый шифоновые платки, несколько телефонных аппаратов, освежитель воздуха.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Этап восприятия.

В-ль: Посмотрите, что у меня в руке (в-ль  привлекает внимание детей, совершая резкие и быстрые взмахи красным шифоновым платком).

Что напоминает вам этот платок? Ответы детей: (пламя, огонь).

В-ль: Ребята, отгадайте загадку:

Он светит и греет.
В кирпичной печи
Он борщ вкусный варит
Печёт калачи.
Полено грызёт он 
Трещит и шумит,
И серым и горьким
 Он дымом дымит.

Ответы детей – огонь.

В-ль: О чем мы будем сегодня говорить? Ответы детей: (об огне, о пожаре). А вы знаете, что огонь это помощник человека, но при неосторожном или неправильном обращении может быть опасен.

Давайте вместе вспомним правила пожарной безопасности (дети перечисляют правила):

Чтобы не было пожара:

  • Нельзя играть со спичками.
  • Без взрослых нельзя включать в сеть электроприборы (телевизор, компьютер, утюг, обогреватель, чайник).
  • Не растапливай печь самостоятельно.
  • Без взрослых не зажигай газовую плиту.
  • Не играй новогодними фейерверками и хлопушками.

В-ль: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что все-таки нужно делать, если случится пожар. Предполагаемые ответы детей: («тушить пожар», «звонить пожарным»).

В-ль: А может ли на самом деле ребенок потушить пожар, и что же нужно сделать, чтобы приехали пожарные.

В этот момент наиболее важным является побуждение детей высказывать все имеющиеся у них мысли, озвучивать чувства, подводя их с помощью вопросов к пониманию того, что ребенок не может и не должен самостоятельно справиться с пожаром, даже если пожар возник из-за его неосторожных или намеренных действий.

В-ль: А я знаю, что должен делать каждый ребенок в такой ситуации и сейчас я вас научу.

2. Этап эмоционального вживания, проигрывания.

В-ль: Самое главное, ребята,  это не боятся, потому, что взрослые, узнав о том, что вы в опасности, сразу поспешат вам на помощь, и для этого им нужно дать об этом знать.

Во-первых, нужно попробовать покинуть помещение, в котором возник пожар, выбраться на улицу, а там громко закричать «пожар» и обратится за помощью. И чтобы нам этому научиться, мы с вами немножко поиграем.

УПРАЖНЕНИЕ № 1 «ПОЖАР, ПОЖАР! »

Детям предлагается играть в «доме» и, по сигналу воспитателя, который начнет молча взмахивать красным платком, они должны достаточно быстро покинуть «дом» через «выход» неогороженный стульями, громко закричать «пожар» и обратится за помощью к воспитателю, который затем  играет роль соседа-прохожего.

В игру необходимо сыграть несколько раз, так как дети «покидают дом» с криками, толкаясь, имитируя панику, кричат «пожар» недостаточно громко, не могут объяснить воспитателю, что случилось. Эти моменты обсуждаются, детям предлагается решить, какой же способ действия лучше и сыграть еще и еще раз, пока не получится у всех.

В-ль: Ребята вы все молодцы. Все с первым упражнением справились. Давайте отдохнем и присядем на стульчики. А как вы думаете, что же делать, если выйти невозможно (сразу объясняется, почему нельзя прыгать в окно и пытаться спрятаться) Ответы детей (позвонить пожарным, позвонить в полицию)

В-ль: Правильно, ребята. Нужно позвонить пожарным. Сейчас мы попробуем это сделать. Как вы думаете, что нам нужно сказать пожарному дежурному? Ответы детей (имя, адрес, что случилось).

В-ль: Вам нужно назвать свой адрес, где вы живете, на какой улице, дом, назвать номер вашей квартиры и что случилось. А какой номер мы будем набирать? Ответы детей (01). Правильно!

УПРАЖНЕНИЕ № 2  «ЗВОНИ 01! »

Детям предлагается «позвонить» по номеру 01 и объяснить дежурному (воспитателю), что случилось, где происходит пожар, кто в опасности. Для этого детям необходимо вспомнить свой адрес,  суметь объяснить, где находится он сам и что произошло.

В-ль: Молодцы! И с этим заданием вы справились! (предлагает детям занять свои места) Ребята, а если нет дома телефона, что мы будем делать? Ответы детей (если нам удалось выйти из квартиры, то можно попросить соседей позвонить. Если нет, то перейти в другую комнату, открыть окно и громко звать на помощь)

В-ль: Посмотрите, что же на этот раз у меня в руке?

 ( показывает серый шифоновый платок, медленно им размахивает) Что напоминает вам этот платок?

Ответы детей (он похож на дым)

Отгадайте загадку:

Я мохнатый, я кудлатый, 
Я зимой над каждой хатой, 
Над пожаром и заводом, 
Над костром и пароходом. 
Но нигде-нигде меня 
Не бывает без огня. 

Ответы детей – дым.

В-ль: Да, сопровождающий пожар дым, не менее опасен. А давайте вспомним, что является «врагом» огня и дыма? Ответы детей: (вода). Тогда давайте подумаем где в доме есть вода: на кухне, в ванной, в туалете, в емкостях для полива комнатных растений, в аквариуме, в миске у домашнего животного. Если начался пожар, что можно сделать, если мы не смогли выйти из дома? Ответы детей (закрыть рот и нос влажной тряпкой). Правильно!  Нельзя прятаться под кроватями или в шкафу, нужно пойти туда, где есть вода, намочить свою одежду, облиться, обрызгаться, вылить на голову, окунуться и т. п., и закрыть нос и рот мокрой тряпкой, через которую будет легче дышать. Я вам предлагаю сейчас попробовать это сделать.

УПРАЖНЕНИЕ № 3  «ВОДА ВЫРУЧАЙ! »

Детям предлагается подойти  к емкости с водой. Я прошу вас намочить салфетку и приложить ее к носу (в это время воспитатель распыляет освежитель воздуха), а сейчас подышите через нее. Вы чувствуете запах? Ответы детей (нет). А сейчас уберите салфетку, чувствуете? После того, как все дети выполнили упражнение, воспитатель спрашивает о том, что можно намочить, если нет салфетки (полотенце, рубашку, платье, футболку, носовой платок, майку, и т. п.)

3. Этап рефлексии.

В-ль: Ну вот мы с вами и научились тому, что нужно делать если случился пожар (предлагает вспомнить все, что происходило на занятии. Каждый ребенок может высказать то, что произвело на него наибольшее впечатление: понравилось или не понравилось. Затем детям еще раз дается возможность вспомнить правила безопасности, а также порядок действий ребенка при возникновении пожара)

В-ль: Ребята, вы сегодня самые смелые, самые отважные и давайте пожмем друг другу руки и скажем «ты молодец». (показывает наглядный пример:  «Даша, ты молодец!» и пожимает руку девочке).

А сейчас мы с вами пройдем в группу и  нарисуем большой плакат, что нельзя делать, чтобы не случился пожар и что нужно делать, чтобы нам не пострадать. И отправим этот плакат на конкурс.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе»

Цель. Закреплять знания детей о труде повара, официанта. Закреплять умение правильно сервировать стол, правила этикета. Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Обучать реализации игрового замысла. Развивать коммуникативные и творческие способности у детей, интерес к сюжетно - ролевой игре. Учить правильно строить диалоги, взаимодействовать со сверстниками и чередовать разные виды деятельности.

Задачи: помогать детям , налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Игровое оборудование:

Колпак и фартук повара, форма официанта, посуда, подносы, столы, стульчики, меню, муляжи продуктов питания, фруктов, овощей.

Роли: Повар — готовит блюда по заказу клиентов

Официант — приносит меню посетителям кафе, принимает заказ от посетителей кафе, передает заказ повару, приносит готовые блюда клиентам.

Посетители кафе (семья мама, папа, дочка; друзья) — изучают меню, делают заказ, пробуют блюда.

Аниматор — проводит с детьми игры, конкурсы.

Администратор встречает посетителей и рассаживает за столики.

Предварительная работа: Посещение детских кафе с родителями в выходные, беседы о работе поваров, официантов, о правилах этикета, сервировке стола. Рассматривание иллюстраций.

Ход игры:

Организационный момент:

В: Ребята, какие детские кафе вы посещали с родителями?

В: Для чего люди посещают кафе?

Д: Питаются, проводят праздники, встречи с друзьями, отдыхают с семьей……

В: Я предлагаю вам сегодня отправиться в детское кафе «Красная шапочка». Вы хотите посетить это кафе?

Д: Да.

В: Но сначала нам нужно построить кафе и распределить роли.

В: Что нужно для кафе?

Д: Столики, стулья, посуда, скатерти, салфетки, меню, подносы, плита, форма повара и официантов…..

В: Вот наше кафе «Красная шапочка» готово

Выбираем поваров, официантов, аниматора, администратора, остальные дети выполняют роли посетителей кафе.

Развитие игры:

Кафе открывается.

Администратор: Здравствуйте, мы рады видеть вас в нашем кафе, проходите, присаживайтесь

Официанты: Посмотрите, пожалуйста, меню (подают меню)

В кафе пришла семья (мама, папа и двое детей), они празднуют день рождения дочки

Бабушка и дедушка с внуками, друзья…

Официанты: Вы готовы сделать заказ?

Папа: будьте добры нам, пожалуйста, салат «Оливье», пиццу, сок яблочный, пирожные «Корзинка»

Официанты принимают заказы у каждого столика

И относят их поварам

Официанты: первый столик: 4 салата «Оливье», 4 пиццы, 4 сока, 4 пирожных «Корзинка».

Второй столик…………….

Третий столик …………..

Пока посетители ждут заказ, аниматор проводит с детьми игры

Аниматор: Дети давайте с вами поиграем в игру «Кот и мыши». Выбираем ведущего по считалочке.

Ягодка-Малинка,

Медок-Сахарок.

Вышел Иванушка- Сам Королек.

А сейчас проведем викторину загадок. Загадывает детям загадки. Всем участникам вручает призы.

Официант приносит готовые блюда, напитки. Подает блюда.

Официант: Приятного аппетита

Гости кафе пробуют блюда, беседуют, поздравляют именинника…….

Уходя из кафе, посетители благодарят официанта, повара.

Администратор провожает гостей: Приходите к нам еще

Подведение итогов игры:

Воспитатель: Вам понравилась игра? Как вы считаете, все справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжитЬся наша игра? Какие роли мы можем еще добавить в нашу игру?

Сюжетно-ролевая игра «моряки»

Сюжетно – ролевая игра является для педагога детского сада одним из ведущих видов деятельности. Она позволяет решать многие задачи и в разнообразных областях. Но прежде всего ролевая игра решат коммуникативные и социально – личностные потребности детей. По своему происхождению и содержанию игра является социальным явлением, обусловленным развитием общества и его культуры Это особые формы жизни ребенка в обществе, деятельность, в которой ребенок в игровых условиях выполняется те роли взрослых, воспроизводит их жизнь, труд, отношения; форма познания мира, ведущая деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои познавательные, социальные, моральные, эстетические потребности В игре ребенок преодолевает является противоречие между стремлением к большей самостоятельности, активному участию в жизни взрослых с реальными возможностями по этого.

Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельное сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Словарная работа: кок, якорь, капитан, корабль, штурвал, трап, рулевой.

Предшествующая работа: чтение художественной литературы о кораблях, моряках, просмотр фотографий и видеороликов о море, моряках, кораблях. Беседы по теме: «Моряки. Корабль».

Оборудование: атрибуты для игры: морской воротник, фуражка капитана, медицинский халат, медицинский набор,, якорь, штурвал.

Ход игры

- Ребята, я предлагаю сегодня вместе отправиться в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие? (На самолёте, на поезде, на машине, на корабле)

- Чтобы оправиться в путешествие на корабле, что для этого нужно сделать? (Построить корабль)

- Из чего мы будем стоить корабль? (Из стульчиков и скамеечек)

Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают штурвал, устанавливают трап, якорь, места для пассажиров.

- Вот корабль и готов. А кто бывает на корабле? Кому что надо для работы? (Дети договариваются, кто кем будет)

Дети: Капитану- бинокль, матросам- бескозырки, для врача- чемоданчик с инструментами, лекарством, для кока- плиту, посуду, .

- А что ещё нужно? (Припасы продуктов и воды)

- А зачем вода? В море воды и так очень много. (В море вода солёная, пить её нельзя)

- Что делает капитан? (Определяет курс корабля и отдаёт команды. Право руля, лево руля! Полный вперёд! Рулевой у штурвала. Матросы надраивают палубу. Радист сообщает о движения судна. Врач следит за здоровьем команды на корабле. Кок готовит еду для всей команды)

Звучит музыка «Шум моря»

Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к отплытию, пройти медицинскую комиссию»

Команда после допуска к плаванию по очереди заходит на судно.

Капитан даёт команду: «Пассажирам занять свои места! »

Пассажиры занимают места на корабле в соответствии со своим билетам и местам.

Капитан отдает команду: «Поднять якорь! Поднять трап! Полный вперёд! ».

Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля! »Рулевой после каждой команды отвечает о её выполнении. Он ведёт корабль.

Капитан просит кока приготовить обед для команды (матросы а затем и пассажиры обедают)

Радист сообщает, что прямо по курсу Загадочный остров.

Капитан даёт команду причалить к острову.

Звучит музыка: пение загадочных птиц, попугаев.

Команда с пассажирами высаживается на берег. От берега в глубь острова ведут следы. Капитан решает вести всех по загадочным следам

Капитан даёт команду причалить к острову, спустить якоря, спустить трап и пополнить запасы провизии бананами.

Команда выходит на банановый остров кок следит за пополнением запасов провизии.

Через некоторое время команда возвращается на борт судна.

Капитан даёт команду по отчаливанию.

Все возвращаются домой, покидают корабль сначала пассажиры, доктор, матросы, последним уходит капитан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для  детей средней  группы   на  развитие двигательной активности детей и картотека  для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....


 

Комментарии

Перевалова Елена Николаевна

Полезный и интересный материал. Спасибо, заходите в гости на последние публикации