Сказка в жизни ребенка
консультация (старшая группа) на тему

Юлия Константиновна Ковальчук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkaterapiya_na_sobranie.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании «Сказка в жизни ребенка»

Вера в чудеса.

Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?

— Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут — к добрым людям они приходят сами.

Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками

       В своей работе элементы метода сказкотерапии я использую очень часто, так как  нахожу в сказке тот ресурс, который помогает мне решать конкретные профессиональные задачи.

     Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

     Сказки я используя для решения различных проблем эмоционально – волевой сферы  детей разного возраста:

 1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

 2. Сказки для гиперактивных детей.

 3. Сказки для агрессивных детей.

 4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д.

 5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

 6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

     Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми.

    В своей работе   я  опираюсь на  основных функциональные особенности сказок:

   1.  Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс  у детей.  Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.

   2.  В сказке в символической форме содержится информация о том:

 ·         как устроен этот мир, кто его создал;

 ·         что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

  ·         какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

 ·         как приобретать и ценить дружбу и любовь;

 ·         какими ценностями руководствоваться в жизни;

 ·         как строить отношения с родителями и детьми;

 ·         как прощать.

     Наиболее эффективны в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками следующие виды сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

 1.Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

 2.Народные сказки

 Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

Сказки о преобразовании, трансформации.  Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка.

Страшные сказки.  Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

 3.Авторские художественные сказки

 4.Дидактические сказки

 В форме дидактических сказок подаются учебные задания.

 5.Психокоррекционные сказки

     Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

     Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

 1.  Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

 2.  Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3.  Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

  • Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

  • И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
  • Из-за этого…Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
  • Кульминация.  Герои сказки справляются с трудностями.
  • Развязка.  Развязка  сказки должна быть позитивной.
  • Мораль сказки…Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации.  Задача взрослого - через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
  • Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Сказка в жизни ребенка.

Материал поможет родителям в правильном выборе литературной сказки для детей....

Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".

Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".Что такое сказка?Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по настоящему философские проблемы осмысления мира. Детская сказка –...

РОЛЬ СКАЗКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО.

Департамент образования города МосквыСеверо - Западное окружное управление образованияГосударственное Бюджетное Образовательное Учреждение г. Москвысредняя общеобразовательная школа №1489дошкольное от...

Консультация "Роль сказки в жизни ребенка."

Роль сказки в жизни ребенка....

Консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка"

               консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка" В настоя...