«Общение ребенка в группе сверстников»
методическая разработка на тему

Светлана Владимировна Гагаринова

Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_rebenka_v_gruppe_sverstnikov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Заведующий ГБДОУ детский сад № 60

комбинированного вида Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга «Гнездышко»

В помощь воспитателям

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками.

Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений.

Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами сверстников. Вмешиваясь в конфликты, улаживая их, воспитатель учит детей осознанному выполнению норм поведения.

Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое  выражается в том, как к нему относятся сверстники. Дети, которые редко посещают детский сад, вовсе непопулярны среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки.

Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников.

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным.

Выделяют три вида отношений: собственно-личностные, оценочные, «деловые».

  • Собственно-личностные – отношения симпатии, безразличия и неприязни с множеством эмоциональных градаций внутри них. Более непосредственные и эмоционально окрашены, чем оценочные и деловые.
  • Оценочные – это отношения осознанные, опосредованные целями и задачами совместной деятельности. Различные качества сверстника оцениваются ребенком одновременно в зависимости от выраженности этих качеств у сверстника, от особенностей его ценностных ориентаций, оценочных эталонов, из которых исходит тот или иной ребенок.
  • «Деловые» – возникают в различных видах совместной деятельности детей.

Здоровье ребенка – основа его гармоничного развития. Долголетние наблюдения педагогов показали, что работоспособность, формирование умственных операций, овладения разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Дошкольники с ослабленным здоровьем часто болеют и длительное время лишены возможности общаться со сверстниками. Вследствие чего они имеют нарушения в развитии психо-эмоциональной сферы, что приводит к возникновению проблем межличностного общения. «Изолированными» становятся по многим причинам. Один ребенок часто болеет, редко посещает детский сад, и дети не успевают  присмотреться к нему, да и сам он  никого не знает, он всегда новенький. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным.

Эта «болезнь» социализации не должна превратиться в хроническое состояние, в асоциальные свойства личности. Ребенку нужно помочь реализовать притязания на признание среди ровесников. Необходимо проводить своего рода социальную терапию, чтобы предотвратить неправильное развитие  ребенка, способствовать формированию у него активности. Эффективным средством для улучшения межличностных отношений в детском коллективе является игра, как наиболее привлекательный и доступный вид деятельности.

Примерные варианты игр и виды коллективной художественно-продуктивной деятельности:

Дидактическая игра «Мой портрет»

      Цель. Игра позволяет научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

     Дидактический материал. Картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры, фланелеграф.

     Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и определить, какими они себя считают – большими, маленькими или не очень маленькими. Могут ли они сказать, сколько им лет.

     Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти. Педагог предлагает детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей, выставленных на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображен. Педагог спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, хороший или плохой.

                          Если сам ты небольшой

                                      Но с высокою душой,

                          Значит, твой реальный рост

                          Выше самых дальних звезд.

Дидактическая игра «Мы – разные»

      Цель. Игра развивает внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.

     Дидактический материал. Картинки (птицы, рыбы, звери); принадлежности для рисования.

     Ход игры. Дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

  1. Кто из нас самый высокий?
  2. Кто из нас самый маленький?
  3. У кого самые светлые (темные) волосы?
  4. У кого на голове есть бант?
  5. У кого на одежде есть пуговицы?
  6. У кого в одежде присутствует красный (синий, зеленый…) цвет?
  7. У кого из детей одинаковая обувь? И т.п.

Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего не у других, и объясняет им понятие «разные». Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых – цвет глаз. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, какие у них глаза, затем дети определяют цвет глаз друг друга, рисуют и раскрашивают нужным цветом глаза на изображении.

     Затем педагог в доступной форме рассказывает детям о глазах человека: какого цвета они бывают, какое настроение выражают, для чего нужно смотреть в глаза друг другу, что в них можно увидеть, какие глаза бывают у мамы, когда она устала, радуется, смеется, как и почему мы плачем.

      На следующем занятии тема игры будет продолжена, но уже с рассмотрением значения носа, рта, ушей и так далее.

Творческая игра «Я – волшебник»

 Цель. Научить детей отражать свои фантазии в рисунке.

Ход игры. Педагог спрашивает детей, что бы они сделали, если бы были волшебниками, с кем бы хотели жить дома. Предлагает послушать стихотворение.

Очень хотел бы                        

Иметь я слона,                          

Только квартира                        

Большая нужна

Кабы была

И еда, и подмога,

Я был бы готов

Воспитать носорога.        

Я бы не прочь

Содержать крокодила,  

 Если бы ванна

Ему подходила.

Взял бы медведя,

Растил бы осла,

Но, к сожаленью,

Жилплощадь мала.

Вот почему

В середине июля

Взял я собаку

По прозвищу Буля.

     Педагог предлагает детям нарисовать на заранее приготовленных листах животное, которое они хотели бы иметь дома, или нарисовать то, что хотели бы они иметь дома,  если бы были волшебниками.

     В конце занятия дети рассматривают работы, оценивают, кто оказался настоящим волшебником.

Аппликация «Елочные игрушки»

     Цель. Во время занятия дети учатся отражать свои фантазии в «елочных игрушках», работать вместе наряжая елочку.

      Материал. Цветная бумага, картон, фольга, клей, ножницы, открытки. Елка.

     Ход работы. Завтра в нашем саду праздник «Новый год». К нам в изостудию привезли Елочку. А игрушек  у нас нет. Помогите мне, пожалуйста, украсить елочку. Беседа с детьми о елочных украшениях. Дети делают игрушки и украшают елку.

     Хорошо, что нас много, мы с вами быстро украсили нашу елочку, мне бы одной пришлось долго этим  заниматься, и я бы не успела к празднику.

     Дети рассматривают игрушки на елки, беседуют о предстоящем празднике.

Аппликация «Утята на прогулке»

Цель. Во время занятия дети учатся через сказочного персонажа взаимоотношениям.

Ход занятия. Педагог читает детям рассказ Б.Житкова «Храбрый утенок». Дети, послушайте, что я знаю про утят. Утром вышли утята на зеленый лужок погулять, травку пощипать. Сами желтенькие, а лапки и клювы  красные. Вдруг они заметили, что жучок ползет, и бросились к нему  со всех ног. Потом увидели, что полетела бабочка, и помчались озорники за ней. Хорошо утяткам на лугу! Вот давайте каждый сделает своего утенка, а я сделаю бабочку и жучка посажу их на полянку, а потом каждый из вас решит, где будет гулять его утенок (дети сами определяют место на полянке и наклеивают своих утят). У одних они будут стоять, шейки вытянут, головки нагнут и травку щиплют, у других – за жучком побегут, а у третьих – будут бабочку догонять. Каждый сам решит, что будет делать его утенок.

     В ходе деятельности педагогу необходимо вопросами и советами все время направлять внимание детей на передачу взаимоотношений между персонажами, а затем попросить каждого ребенка рассказать о том, как гуляет его утенок.

«Сочинение сказки»

Цель. Научить детей работать вместе, составляя коллективную сказку.

 Материал. Принадлежности для рисования. Фланелеграф.

Ход работы. Педагог предлагает детям вспомнить  занятие, на котором дети рисовали красками сказку «Два жадных медвежонка».

Педагог предлагает детям самим сочинить сказку. А для этого нам понадобятся сказочные персонажи. Предложить детям нарисовать своего героя. Педагог тоже рисует своего героя, который сможет объединить персонажей детей.

При составлении сказки педагог берет на себя роль ведущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ"

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает...

Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает нормы п...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

"Ребенок в группе сверстников"

10 советов, как научить дошкольника общаться со сверстникамиПриятный в общении человек легко заводит новые знакомства, уверенно чувствует себя в любой компании, способен быстро завоевать расположение ...

Консультация для родителей на тему: "Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников"

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает нормы п...

Анализ проведенного наблюдения за поведением ребенка в группе сверстников

Схема наблюдения за поведением ребёнкаФИО ребенка __________________________________________________        Дата заполнения ____________________________________...

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Эмоциональное состояние ребенка в группе...