Анализ проведенного наблюдения за поведением ребенка в группе сверстников
методическая разработка

Схема наблюдения за поведением ребёнка

ФИО ребенка __________________________________________________        

Дата заполнения _______________________________________________
Заполнил:  ____________________________________________________

(родитель, психолог, педагог)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение

«Анализ проведенного наблюдения за поведением ребенка в группе сверстников»

Подготовила Фомина И.А.

Мичуринск, 2023

Схема наблюдения за поведением ребёнка

ФИО ребенка __________________________________________________        

Дата заполнения _______________________________________________
Заполнил: 
 ____________________________________________________

(родитель, психолог, педагог)

Характер нарушения

В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения

Выраженность симптомов: 0- никогда,1 -иногда, 2 -

часто, 3 –почти всегда, 4 -непременно

Выраженность симптомов: 0- никогда,1 -иногда, 2 -

часто, 3 –почти всегда, 4 -непременно

Выраженность симптомов: 0- никогда,1 -иногда, 2 -

часто, 3 –почти всегда, 4 -непременно

Выраженность симптомов: 0- никогда,1 -иногда, 2 -

часто, 3 –почти всегда, 4 -непременно

Выраженность симптомов: 0 – никогда, 1 – иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 - непременно

Агрессивность

Физическая

- ломает игрушки;

- рвет книжки;

- толкает сверстников;

- проходя, ударяет взрослых;

- кусается;

- плюется.

 

Скрытая

- щиплет других;

- говорит обидные слова, когда на слышит взрослый.

 

Вербальная

- ругается;

- говорит обидные слова;

- говорит нецензурные слова.

 

В виде угрозы

- замахивается, но не ударяет;

- пугает других.

 

В мимике

- сжимает губы;

- краснеет;

- бледнеет;

- сжимает кулаки.

 

Как реакция на ограничение

- сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий;

- препятствие стимулирует агрессивное действие.

 

Направленная на себя

- кусает себя;

- щиплет себя;

- просит себя стукнуть еще раз.

 

Вспыльчивость

В физических действиях

- неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть.

 

В речи

- может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово.

 

Негативизм

В физических действиях

- делает всё наоборот, с трудом включается в коллективную игру.

 

Отказы

- отказывается даже от интересной деятельности.

 

Вербальный

- говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет».

 

Демонстративность

В движениях

- отворачивается спиной;

- утрирует движения на занятии.

 

Как ориентация на собственное состояние и поведение

- стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий;

- делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

 

Обидчивость

 (эмоциональная неустойчивость)

Как реакция на препятствие

- обижается при проигрыше в игре.

 

В мимике

- недовольное выражение лица;

- плачет.

 

Реакция на оценку других

- болезненно реагирует на замечания;

- болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

 

Конфликтность

Активная или реактивная

- сам провоцирует конфликт;

- отвечает конфликтно на конфликтные действия других.

 

Вследствие эгоцентризма

- не учитывает желаний и интересов сверстников.

 

Как недостаточность опыта

- совместной деятельности;

- взаимоотношений.

 

Вследствие трудности переключения

- не уступает игрушек.

 

Эмоциональная отгороженность

Как центробежные тенденции

- когда все дети вместе, стремится уединиться.

 

Эмоциональная поглощенность деятельностью

- входит в помещение и сразу идет к игрушкам (занят своим делом и не замечает окружающих).

 

Особенности речевого поведения

- не использует речь как средство общения (когда говорит, то речь не обращена к собеседнику)

 

Как псевдоглухота

- не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований;

- не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.

 

Особенности зрительного контакта

- избегает смотреть в лицо собеседнику.

 

Дурашливость

Реакция на замечание

- реагирует смехом на замечание взрослого;

 - похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении.

 

В физических действиях и мимике

- дурачится;

- передразнивает в движениях.

 

Нерешительность

В социальных отношениях с другими

- избегает ситуации устного опроса на занятии;

- не отвечает, хотя знает ответ;

- отказывается от ведущих ролей в играх.

 

Проявляется в речи

 - использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать»;

- ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ.

 

В физических действиях

- боится прыгнуть с возвышения.

 

Реакция на новизну

- в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции;

-  в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной.

 

Страхи

Конкретные

- страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра.

 

Реакция на новизну

- боится входить в новое помещение.

 

Социальные

- страх новых людей в новой ситуации;

- страх публичного выступления;

- страх остаться одному.

 

Тревога

В мимике

- блуждающий, отстраненный взгляд.

 

В речи

- в речи.

 

В движениях

- в движениях.

 

Во взаимоотно-шениях с другими

- спит вместе с родителями;

- стремится быть поближе ко взрослому.

 

Скованность

В движениях

- двигательно скован.

 

В речи

- запинается в речи.

 

Реакция на новизну

- реакция на новизну.

 

Заторможенность

В познавательной деятельности

- на знает, чем заняться.

 

В зрительном восприятии

- бездеятельно смотрит по сторонам.

 

В речи

- говорит слишком тихо.

 

Время реакции

- темп действий замедлен;

- при выполнении действий по сигналу запаздывает.

 

Эгоцентричность

Как отношение к себе

- считает, что все игрушки, все конфеты для него.

 

Во взаимоотно-шениях

- считает, что все игрушки, все конфеты для него.

 

В речи

- часто использует местоимение «Я».

 

Избегание умственных усилий

В условиях свободной деятельности

- не смотрит мультики.

 

На организованных занятиях

- быстро устает от дотсупного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).

 

Дефицит внимания

Сосредоточенность

- смотрит по сторонам на занятии.

 

В содержание и помощи ребенку

- приходится словесно повторять задание по несколько раз;

- требуется сочетание слова с показом способа действия.

 

В речи

- условия выполнения задания и пр.

 

Двигательная расторможенность

Особенности планирования действий

- поспешно планирует собственные действия.

 

Избыточный темп и количество действий

- темп действий убыстрен;

- количество действий избыточно (много лишних движений);

- действует раньше сигнала.

 

Длительность сдерживания гиперактивности

- встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят.

 

Длительность овладения состоянием

- быстро возбуждается и медленно успокаивается.

 

Речевая рассторможже

нность

Громкость речи

- говорит слишком громко;

- не может говорить обычной силой голоса.

 

Темп речи

- темп речи убыстрен;

- речь взахлеб.

 

В социальных отношениях

- переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого.

 

Непонимание сложных словесных инструкций

- путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции.

 

Непонимание сложных словесных инструкций

- ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

 

Застреваемость

В движениях

- рисует многократно повторяющиеся элементы.

 

Во взаимоотношениях

- навязчив при общении;

- привлекает к себе внимание;

- повторяет одну и туже просьбу.

 

В речи

- повторяет многократно одну и ту же фразу.

 

На чувствах и эмоциях

- застревает на обиде.

 

Трудности переключения

- с трудом переключается и пр.

 

Работоспособность (умственная)

- быстро устает от задания, требующего умственной активности;

- устает, когда читают книжку;

- устает на первой части организованного занятия.

 

Работоспособность (физическая)

- быстро устает на прогулке;

- устает от физической нагрузки;

- теряет работоспособность на первой трети организованного занятия;

- требуется варьирования сложности задания, не требующего умственных усилий;

- работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности.

 


ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ

Ф.И.О. наблюдателя___________________________________________________

Ф.И.О. наблюдаемого _________________________________________________

Дата ________________________________________________________________

Время начала ________________________________________________________

Время окончания _____________________________________________________

Ситуация________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Фрагмент ситуации

Эмоциональные реакции

Вербальные реакции

Невербальные реакции

Поведенческие реакции

Комментарии

 

 

 

 

 

 

Заключение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ"

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает...

Проведение наблюдения на прогулке в старшей группе "Сравнение ели и лиственницы"

Програмное содержание:1. Учить детей отгадывать загадки.2. Продолжать учить детей узнавать деревья, называть их.3. Учить давать полный ответ на вопрос воспитателя....

«Общение ребенка в группе сверстников»

Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потре...

Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает нормы п...

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОУ

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА В ДОУ...

Протокол наблюдения за поведением ребенка

            Наблюдение за ребенком в различных ситуациях и при выполнении им разных видов деятельности, позволяет педагогам выявить призн...

Схема наблюдения за поведением ребенка

наблюдения за ребенком в естественных для него видах деятельности позволяет педагогу-психологу  выявить те трудности с которыми сталкивается  ребенок  в ДОО...