Проведение наблюдения на прогулке в старшей группе "Сравнение ели и лиственницы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Виниченко Юлия Владимировна

Програмное содержание:

1. Учить детей отгадывать загадки.

2. Продолжать учить детей узнавать деревья, называть их.

3. Учить давать полный ответ на вопрос воспитателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudenie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 657 (Дошкольное отделение 1)

Проведение наблюдения на прогулке в старшей группе

"Сравнение ели и лиственницы"

                           Провел воспитатель

                                  второй квалификационной категории

                      Виниченко Ю. В.

                           Москва 2013

Воспитатель: Предлагаю детям отгадать загадку:

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Дети: Ёлка.

Воспитатель: Да, это елка, а по - научному её называют ель. Эти ели растут у нас в детском саду давно, когда их посадили, они были маленькими, как вы. А теперь они выросли. (Предлагаю посмотреть на ель).Какая ель по высоте?

Дети: Высокая

Воспитатель: Ель, это что? Кустарник?

Дети (улыбаясь): Нет, это дерево.

Воспитатель: А почему вы решили, что это дерево?

Дети: Потому что у него один ствол, а от него растут ветви.

Воспитатель: А какой ствол по толщине?

Дети: Толстый.

Воспитатель: Давайте обхватим его руками.

(Дети пытаются, но у них не получается )

Воспитатель: Какого цвета у ели ствол?

Дети: Серый, зеленый, черный.

Воспитатель: Ребята, ствол у ели зеленовато - серый. А какой он на ощупь?

Дети: Шершавый, липкий.

Воспитатель: Да. Ствол ели покрыт смолой, поэтому он липкий. А что ещё есть у ели?

Дети: Ветви, корень, иголки.

Воспитатель: Молодцы. Куда смотрят ветви ели?

Дети: Ветви смотрят вниз, как будто лапки.

Воспитатель: Ребята, а саму ветку мы можем потрогать?

Дети: Нет. Не можем, потому что уколемся. Иголки мешают и колются.

Воспитатель: Дети, вы сказали, что ель это дерево. Значит, у неё должны быть листья, но их не видно. Где же они?

Дети: У ели вместо листьев иголки.    

Воспитатель: Правильно. У ели необычные листья - иголки. Их называют - хвоинки. Поэтому ель - это хвойное дерево. А вы какие - нибудь хвойные деревья ещё знаете?

Дети:  Сосна.

Воспитатель: Каждая иголка у ели живёт 5 -7 лет, а потом опадает. Но они опадают не все сразу, а постепенно. А на их месте весной вырастают новые иголки. Поэтому ель всегда покрыта зелеными иголками и считается вечнозеленым деревом. (Предлагаю аккуратно потрогать, понюхать иголки). Какие иголки на ощупь?

Дети: Жесткие, твердые, колючие. Острые, ими моно стильно уколоться.

Воспитатель: А чем пахнут иголки?

Дети: (улыбаясь) Новым годом. Елью.

Воспитатель: Иголки пахнут хвоей. ( Затем предлагаю детям посмотреть на верх ели) Что вы видите?

Дети: (хором) Шишки.

Воспитатель: (Прошу детей поднять с земли несколько шишек и рассмотреть их). Опишите шишки у ели?

Дети: Длинные, вытянутые, тонкие.

Воспитатель: Посмотрите, а что есть внутри шишки?

Дети: Семена.

Воспитатель: Эти семена имеют крылышко. Их любят есть белки, мыши, клесты и другие животные и птицы. (Далее предлагаю детям подойти к другому дереву). Ребята, кто мне скажет, как называется это дерево?

Дети: (Трое детей ответили сразу)Лиственница.(остальные повторили)

Воспитатель: Правильно, это дерево называется лиственница. Лиственница - близкая родственница ели и сосны. А как вы думаете, почему?

Дети: Потому что у неё тоже есть шишки и иголки.

Воспитатель: Правильно, у неё, как у сосны и ели, хвоинки вместо листьев. А название своё она получила потому что сбрасывает свои хвоинки осенью, как лиственные деревья. Про лиственницу говорят: "Из семейства сосен, елок, а зимует без иголок". Давайте рассмотрим её. Какая лиственница по высоте?

Дети: (хором) Высокая.

Воспитатель: А она выше или ниже ели?

Дети: Почти одинаковые.

Воспитатель:  А по строению ель и лиственница похожи или нет?

Дети: Похожи.

Воспитатель: А чем они похожи?

 Дети: У них есть ствол, ветви, корни и иголки. Только у ели иголки длиннее и жестче.

Воспитатель:  У какого дерева ствол толще - у ели или лиственницы?

Дети: У ели.

Воспитатель: Какой на ощупь ствол у лиственницы?

Дети: Шершавый.

Воспитатель: А какого цвета?

Дети: Коричневый.

Воспитатель: Посмотрите на ветки лиственницы. Ветви усыпаны мелкими бугорками и на них растут шишки. Посмотрите на шишки. Давайте сравним шишки ели и лиственницы. Они одинаковые?

Дети: Нет. У ели шишки длинные и узкие, а у лиственницы - маленькие и круглые.

Воспитатель: А что еще есть на ветках?

Дети: (хором) Иголки.

Воспитатель: Какого цвета они сейчас?

Дети: У ели зеленые, а у лиственницы желтоватые. Они позже позеленеют.

Воспитатель: У лиственницы, как и у деревьев листья, меняется цвет хвои. Она становится к зиме желтой, а сейчас, к весне позеленеет. Потрогайте их. Какие они на ощупь?

Дети: Мягкие, не колючие.

Воспитатель: А у ели какие?

Дети: Острые, колючие, зелёные.

Воспитатель: А в народе есть такая примета: "Пока лиственница иголки не осыплет, снега не будет" Эту примету мы с вами запомним и обязательно проверим осенью. А сейчас давайте еще раз полюбуемся на эти красивые деревья. И еще раз повторим их названия.

Дети: Лиственница. Ель.

Воспитатель: А теперь наберем шишек и в группе сделаем с вами красивые поделки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение наблюдений на прогулках.

Задачи воспитания и обучения в подготовительной группе детского сада.Тематическая проверка воспитателями гр. дет. сада по теме: «Проведение наблюдений на прогулках»...

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми раннего возраста.

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми раннего возраста....

Рабочая карта по организации и проведению наблюдения на прогулке во второй младшей группе

Организация наблюдений на прогулке  в течении года по разделам....

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми старшего возраста.

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми старшего возраста....

Конспект проведения наблюдения на прогулке за ветром в старшей группе

Конспект проведения наблюдения на прогулке за ветром  в старшей группеЦель: Уточнение представлений детей  о характерных особенностях ветра.Задачи: Раскрыть детям понятие о ветре как движени...