Проведение наблюдений на прогулках.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме

Ревнивцева Раиса Михайловна

 

Задачи воспитания и обучения в подготовительной группе детского сада.

Тематическая проверка воспитателями гр. дет. сада по теме: «Проведение наблюдений на прогулках»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи воспитания и обучения в подготовительной группе детского сада.

Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей.  Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Развивать у детей способность к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, родному краю, к природе. Продолжать совершенствовать трудовые умения и навыки детей, развивать трудолюбие. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонетический слух и умение проводить звуковой анализ речи. Совершенствовать все стороны речи. Воспитывать любовь к различным видам искусств. Развивать художественный вкус. Воспитывать у детей организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это не простое дело, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.  Наблюдения на прогулках в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения на прогулках в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения.  Воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков.  Можно организовать наблюдения в детском саду в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, где дети могут принимать участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно организовать дежурство на участке.

Для надежного усвоения и закрепления знаний детьми, необходимо весь объем равномерно распределить на несколько занятий. К организации наблюдения в детском саду воспитатель должен заранее подготовиться – выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их  возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.

Существуют различные виды наблюдений. Во время кратковременных наблюдений, организованных для развития знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы, дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.

Для детей среднего и старшего возраста организовывают более длительные наблюдения в детском саду, направленные на получение знаний о природных изменениях в течение года, о росте и развитии растительного и животного мира. В процессе этих наблюдений детям уже предлагают сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше.

Более сложный вид наблюдения предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе этого наблюдения дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел.

Детям старшей и подготовительной групп предлагается отражать результаты наблюдения в календаре природы, где можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире.

В зависимости от цели, содержания и задач занятия, для наблюдения в детском саду используются индивидуальные, групповые (4-6 человек)  и фронтальные (вся группа) формы организации. Наблюдения бывают эпизодическими, длительными и обобщающими.

Подготовка наблюдения в детском саду включает в себя:

- определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;

- выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринять предоставленный материал;

- подготовка объекта к наблюдению.

 - подготовка всего необходимого для наблюдения: если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными.

- необходимо продумать организационные моменты – освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.

Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения в детском саду, но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он придерживается.

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение должно давать новые знания,  быть взаимосвязано с предыдущим и расширять уже имеющиеся знания.

Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Для этого наблюдения в детском саду должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления  рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять,  обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.



Предварительный просмотр:

Справка.

На основании задач годового плана и этапа работы с педагогами, проведена тематическая проверка воспитателями гр.№6  Ревнивцевой РМ и Сорокиной ОВ по теме: «Проведение наблюдений на прогулках»  в подготовительной группе №7 с 10 по 21 октября 20011г. Воспитатели: Исаева НВ и Семёнова АБ.

В ходе взаимопроверки было выявлено, что наблюдения на прогулке проводятся регулярно и в полном объёме предусмотренным программой в детском саду. За период с 10 по 21 октября 20011г. были проведены наблюдения, запланированные в календарном плане, а именно наблюдения за рябиной, перелётными птицами, транспортом, грибами, деревьями, прохожими, птицами, погодой.

Наблюдая за осенними деревьями, уточнили представление детей о том, что осенью у листьев разнообразная окраска:  от лимонно-желтой до темно-бордовой. Закрепили умение отличать деревья по форме листьев. Воспитатель подвёл детей к желанию любоваться красотой окраски листвы.

“Здравствуй, лес, дремучий лес, 

Полон сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь: мы свои!” (С. Погореловский)

Вопросы:
1. В какие цвета окрашены листья берез, клена, сирени.
2. Почему изменилась окраска листьев? (Стало холодно, солнце греет слабо.)
3. На каких деревьях больше желтых, красных листьев?
4. Как можно отличить одно дерево от другого (по форме листьев и т.д.)
Предложила детям поиграть в игру «Узнай дерево по листу» (один ребенок называет характерные признаки листа, остальные по описанию узнают, с какого дерева лист).

В конце прогулки собрали красивые осенние листочки засушить для ручного труда.

Наблюдая за рябиной, у входа в детский сад дети вместе с воспитателем отметили, что дерево называется рябиной, оно высокое красивое, с тонким бурым стволом, развесистыми ветками. Очень красивыми маленькими листиками и гроздями рябины, красного и бывают оранжевого цвета (этот цвет уточнялось по картинкам). Рябину очень любят птицы, особенно жаворонки и клесты, они налетают стайкой и съедают всё часа за два. Дети были этому удивлены. А ещё им понравился рассказ воспитателя о том, как медведь лакомился рябиной.

В день наблюдения за птицами, как по заказу, пролетела высоко в небе стайка птиц. Определить, какие это птицы не удалось, но воспитатель помог детям интересным рассказом о перелётных и не перелётных птицах. Те, что с нами остаются на зиму. А ещё напомнила, что на зиму к нам прилетают и другие птицы, например снегири. Она рассказала, что  птицы – непоседы. Как ловко они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы. Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки – могут. Почему ласточки, журавли, скворцы улетают в теплые края на зиму, а дятлы, совы, воробьи остаются? Вороны, голуби и другие зимующие птицы научились жить рядом с человеком и питаться тем, что можно найти на улицах города. Тем же птицам, кто питается насекомыми, приходится лететь туда, где теплее и насекомые водятся в достаточных количествах. Из-за зимних холодов количество доступной для птиц пищи настолько уменьшается, что пернатые оказываются перед реальной угрозой голодания. Таким образом, если птицы хотят выжить, они вынуждены улетать в теплые края. В каком порядке улетают птицы? Первыми улетают насекомоядные птицы (Трясогузка). Потом улетают зерноядные - те, которые питаются плодами и семенами растений (овсянка, чиж, зяблик). А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.

Дети отвечали на вопросы:

- Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края).
- Когда они вновь возвращаются к нам? (Весной.)
- Как называют этих птиц? (Перелетные.)
- Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).
- В каком порядке улетают птицы?
-Как мы должны помогать птицам зимой?

Загадывала загадки и читала стихи:

«снегирь сидит на ветке 

В розовой жилетке, 

А дятел в ярко-красной 

Шапочке атласной. 
Вдали мелькают
сойки – 

Синие ковбойки». (М.Пляцковский) и др.

Во время наблюдения за транспортом, воспитатель напомнил, как различать грузовой и легковой транспорт, знать и называть части машин. Понаблюдали с детьми за движением легкового автомобиля. Воспитатель объяснил, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать во время движе ния с водителем нельзя, чтобы автомобиль не столкнулся с други ми автомобилями. Напомнил про сигналы светофора. Так же рассказ расширил знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжили знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепили правильное упо требление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Что бы дети хорошо ориентировались в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

В разговоре-наблюдении о грибах, вспомнили вечер досуга и книги, которые читали и рассматривали в группе. Дети нашли на участке у пенька настоящую поганку. Воспитатель объяснила, что такие грибы лучше совсем не рвать и не брать в руки. Они ядовиты и яд может попадать через кожу в организм или по неосторожности  можно облизать пальцы или взять этими руками еду в рот. С такими грибами нужно быть очень аккуратными.

Наблюдая за погодой, воспитатель создала условия для обобщения представлений детей об осени как времени года, ее признаках (уменьшение продолжительности дня, понижение температуры воздуха, типичные осадки и др.). Обобщила представления о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы (внешний вид, поведение, отдых, способы удовлетворения потребностей),  о правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях в осенний период (туман, дождь, ветер, заморозки и т. п.).

Воспитатели развивали умения по символам, значкам календаря природы, описывать события природы; воспитывала желание наблюдать за красотой осенней природы.

На прогулку воспитатели выносили наглядный и дидактический материал: картинки и книги с грибами, транспортом, флюгер для определения ветра и др.

Знания, полученные при наблюдениях, закреплялись эмоциональным этюдом:

«Закройте глаза и  представьте свои ощущения в разную погоду (солнечная, ветреная…).

– Как вы будете себя вести: одежда, отдых, правила поведения в экстремальных условиях (дождь, туман…)?»

Дети рассказывали о своих ощущениях и приспособленности к погодным условиям.

– А почему мы не слышим веселых птичьих голосов?  

Игра «Улетают – не улетают».

Воспитатель называла птиц. Если они осенью улетают, то дети машут руками, как крылышками, если нет – приседают, говоря при этом слово-признак, например, ворона хитрая и др.

Также закрепляли полученную информацию в группе: прослушивали запись голосов птиц, в свободное время рисовали на темы наблюдений. Всегда отмечался календарь природы. Атмосфера общения во время наблюдений на прогулках была доброжелательная, рабочая. Чувствовался не поддельный интерес детей.

Предложения:

  1. Пополнить и обновить наглядный и дидактический материал для наблюдений.
  2. Продолжить прослушивание голосов птиц и природы переходящие в классические произведения в обработке для детей (запись есть в нашей 6 группе).
  3. Продолжить собирать природный материал для оформления уголка природы и ручного труда.
  4. Начать подготовку к зиме: пересмотреть инструменты для труда на участке (лопаты, вёдра), начинать строить кормушки для птиц.

План тематической проверки «Проведение наблюдений на прогулках».

  1. Планирование наблюдений на прогулках.
  2. Условия проведения наблюдений на прогулках.
  3. Необходимые условия в проведении наблюдений на прогулках (место, время, психологический комфорт).
  4. Закрепление полученных знаний в свободное время.
  5. Выносной материал для прогулок.
  6. Работа по воспитанию у детей здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение наблюдения на прогулке в старшей группе "Сравнение ели и лиственницы"

Програмное содержание:1. Учить детей отгадывать загадки.2. Продолжать учить детей узнавать деревья, называть их.3. Учить давать полный ответ на вопрос воспитателя....

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми раннего возраста.

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми раннего возраста....

Рабочая карта по организации и проведению наблюдения на прогулке во второй младшей группе

Организация наблюдений на прогулке  в течении года по разделам....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ: "ПРИДУМЫВАНИЕ ЗАГАДОК НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ"

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим и развитию речи со статьей. В помощь воспитателям....