Протокол наблюдения за поведением ребенка
методическая разработка по теме

Шпилевая Ирина Евгеньевна

image image     image    image imageimage    image

Наблюдение за ребенком в различных ситуациях и при выполнении им разных видов деятельности, позволяет педагогам выявить признаки, вызывающие озабоченность, и в некоторых случаях помогают определить необходимость в немедленном вмешательстве, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Кроме того, наблюдения позволяют педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. Посредством наблюдений можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого они позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному. Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Позволяет подтвердить выдвигаемые гипотезы или опровергнуть их. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_rebenkom.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ № ___

(автор-составитель: Шпилевая И.Е.)

Ф.И.О. ребенка ___________________________________________ возраст _______________

Ф.И.О. наблюдателя ____________________________________

Параметры

Характеристика

Дата

обследования

Настроение

бодрое, уравновешенное

неустойчивое, раздражительное

подавленное

склонен к быстрой частой смене настроения

Другое:

Инициативность

умеет найти себе дело

доводит начатое до конца

проявляет творческий подход, выдумку в решении какой-либо проблемы

активная поддержка коллектива детей в реализации намеченных планов

Другое:

Контактность

в контакт не вступает

Испуганно озирается, оглядывается

проявляет речевой негативизм

контакт формальный (чисто внешний)

в контакт вступает не сразу, с большим трудом

контакт избирательный

легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется

не проявляет заинтересованности в контакте

Другое:

Характер действий с предметами

неспецифические  манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно  –  постукивает, тянет в рот, сосет,  бросает)

специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предметов

предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением

процессуальные действия

цепочка игровых действий

игра с элементами сюжета

сюжетно-ролевая игра

Другое:

Стиль отношений с окружающими

предпочитает быть лидером, руководить

подчиняется другим

стиль не устойчив, зависит от ситуации

умеет находить компромиссы

испытывает трудности в общении со взрослыми

Другое:

Физическая агрессия

Бросает и ломает игрушки, рвет книги

толкает сверстников, дерется, кусается, плюется

Другое:

Скрытая агрессия

щиплет других детей

говорит обидные слова тогда, когда не слышит взрослый

Другое:

Вербальная агрессия

говорит обидные слова

замахивается, но не ударяет

пугает других

Другое:

Мимическая агрессия

сжимает губы, сжимает кулаки

краснеет, бледнеет

Другое:

Аутоагрессия

кусает сам себя

щиплет себя

просит его стукнуть

Другое:

Вспыльчивость

неожиданно для всех бросает игрушки

может неожиданно грубо ответить, сказать ругательство

Другое:

Негативизм

делает все наоборот

с трудом включается в коллективные игры

отказывается даже от интересной для всех деятельности

часто говорит «не хочу»«не буду»«нет»

Другое:

Конфликтность

сам провоцирует конфликт

отвечает агрессивно на конфликтные действия других

не учитывает интересы и желания других детей (эгоцентризм)

не уступает игрушки, очередь в играх(эгоцентризм)

неправильно истолковывает правила, соблюдая одно нарушает другое

регулярно и целенаправленно нарушает правила

Другое:

Демонстративность

отворачивается спиной

стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятия

делая что-то не так, как надо, наблюдает за реакцией других

нетерпелив, выкрикивает, перебивает

Склонен к хвастовству

Другое:

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)

обижается при поражении в игре

недовольное лицо, плач

болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон

Обвиняет других в своих неудачах

добивается своего капризами

Другое:

Эмоциональная отгороженность

стремится уединиться, когда дети находятся все вместе

входит в помещение и сразу идет к игрушкам

занят своим делом, не замечая других

не использует речь как средство общения

когда говорит, его речь не обращена к собеседнику

не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает ее смысл

избегает смотреть в лицо собеседнику

Другое:

Нерешительность

избегает ситуации устного опроса на занятии

не отвечает, хотя знает ответ

отказывается от ведущих ролей в играх

использует слова «не знаю»«может быть»«наверное»

боится прыгать с возвышения

избегает шумных игр в толпе детей

Другое:

Реакция на новизну

проявляет тормозные реакции

Другое:

Тревожность

блуждающий, отстраненный взгляд

не может объяснить причину тревоги

неожиданно вздрагивает

осторожно ходит

стремится быть поближе к взрослому

Другое:

Заторможенность

не знает, чем заняться

говорит слишком тихо

темп действий замедлен

Другое:

Двигательная расторможенность

поспешно планирует действия

избыточный темп и количество действий

действует раньше сигнала

встает на первой половине занятия

быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры

Другое:

Речевая расторможенность

темп речи убыстрен

говорит взахлеб, громко

перебивает, переговаривается на занятиях

Другое:

Понимание словесных инструкций

путает и пропускает последовательность действий по словесной инструкции

ориентируется на наглядный образец, а не на объяснения

Другое:

Избегание умственных усилий

снижена познавательная активность

Быстрая истощаемость

Другое:

Застреваемость

рисует повторяющиеся элементы

навязчив в общении

повторяет одну фразу, просьбу многократно

долго помнит обиду

с трудом переключается на разные виды деятельности

Другое:

Несерьезность

Смеется на замечания взрослого

похвала или порицание не оказывают значительных изменений в поведении ребенка

дурачится, передразнивает в движениях

Другое:

Заключение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись наблюдателя ________ (____________________)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол наблюдения за игровой деятельностью дошкольника

Протокол наблюдения за игровой деятельностью дошкольника составлен в виде таблицы, в которой представлены параметры и критерии, по которым и происходит оценка деятельности....

Протокол наблюдения за детьми в группе детского сада

Удобный протокол с параметрами  (критериями)  наблюдения....

Протокол наблюдения за коммуникативной сферой дошкольника

Протокол наблюдения за коммуникативной сферой дошкольника...

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОУ

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА В ДОУ...

Схема наблюдения за поведением ребенка

наблюдения за ребенком в естественных для него видах деятельности позволяет педагогу-психологу  выявить те трудности с которыми сталкивается  ребенок  в ДОО...

Анализ проведенного наблюдения за поведением ребенка в группе сверстников

Схема наблюдения за поведением ребёнкаФИО ребенка __________________________________________________        Дата заполнения ____________________________________...

Карта наблюдений за развитием и поведением ребенка

Материал содержит диагностические таблицы, разработанные М.М. Безруких, для наблюдения и оценки развития по критериям образовательных областей  с учетом возрастным особенностей ребенка....