Воспитание заботливости к окружающим у детей среднего дошкольного возраста в игре.
статья (средняя группа) на тему

Карачун Ирина Валерьевна

Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее  нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста.

         Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщены, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание заботливости к  окружающим у детей

среднего дошкольного возраста в игре.

Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее  нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста.

         Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщены, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим.

        Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей:

1)        охотное выполнение ребенком просьб и поручений, стремление оказать помощь другим;

2)        проявление внимания не только в поведении, но и словесно;

3)        проявление заботливости в отношении к близким людям.

          Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели:

  • степень самостоятельности в проявлении заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания;
  • устойчивость проявления заботливости при некоторых изменениях жизненной ситуации;
  • наличие мотивов, которые обеспечивают общественную направленность проявляемой заботы.

   Заботливость,  выраженная ребенком может основываться на разных мотивах:

     -  доставить взрослому радость, облегчив его труд;

     -  получить награду за помощь и заботу.

        Воспитателю необходимо знать о намерениях ребенка, чтобы правильно оценить его поступок, поведение. Ведь форма поведения может иногда противоречить побуждению. Например: ребенок ударил сверстника. Форма непозволительна, но мотив был благороден: он наказал сверстника за обман. Мотивы поведения формируются в процессе опыта, в повседневной жизни и деятельности.

        Эгоистические мотивы возникают в том, случае, если взрослые делают за ребенка все сами, ничего не требуя взамен.

        Заботливость как нравственное качество содержит многое:

    -   помощь и взаимопомощь;

    -   отзывчивость;

    -   доброжелательность;

  • внимательное отношение к окружающим.

Сочувствие, выраженное в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, от своего личного в пользу другого — одно из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.   Наиболее ценны для формирования нравственных чувств сюжеты, отражающие типичные бытовые явления: повседневный уход за маленьким ребенком.

        Содержание и методы формирования у дошкольников гуманных отношений должны соответствовать особенностям детей этого возраста и предусматривать зону ближайшего развития. Например, если дети четвертого года жизни оказывают помощь сверстникам, в основном, под влиянием указаний взрослого, то к концу пятого года, они должны действовать самостоятельно.

        Методы и приемы, используемые педагогом для воспитания у детей гуманных чувств, должны способствовать развитию их эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном случае, понимая его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение.

        Необходимо подбирать такие приемы воздействия, способствовали бы тому, чтобы нравственные нормы и правила стали внутренней потребностью ребенка, чтобы он поступал хорошо не только в присутствии взрослого, чтобы для него стало привычкой, осознанным внутренним мотивированным стремлением поступать именно так, а не иначе. Дети средней группы  в большинстве своем способны к самостоятельному общению в соответствии с усвоенными правилами. Эти правила обычно связаны с конкретной ситуацией, что говорит об определенной способности к обобщению разных ситуаций, относящихся к одному правилу. Дети уже могут указать на внутренний мотив поступка: «Я помог Васе, он упал и ушибся. Мне было его жалко.» Хотя дошкольники чаще всего говорят о внешних побудителях, ссылаясь на правило: надо помогать товарищу.                                              

       Воспитатель учит давать оценки своим поступкам и поведению других, основываясь на следующих критериях:

-  интерес к деятельности сверстников, умение пользоваться общими игрушками, договариваясь при возникновении разногласий;

    -  отзывчивость, стремление оказать помощь другим;

    -  наличие симпатий, предпочтений в общении со сверстниками ( не в ущерб другому);

    -  стремление к объективной оценке и самооценке;

способность бескорыстно поступиться своими желаниями.

      Классификация методов нравственного воспитания:

  1. Методы, направленные на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок.

       а) беседы;

        б) чтение художественной литературы и рассказывание;

        в) рассматривание и обсуждение картин и фильмов.

   2.Методы, создания у детей практического опыта       общественного поведения:

       а) приучения (упражнение);

       б) пример взрослых или детей;

       в) постоянное наблюдения, организованное педагогом;

       г) показ действия.

        д) методы организации деятельности ( труд, игра).

        Особое значение среди методов данной классификации придается игре. Она занимает важное место в жизни дошкольника. В процессе игры усваиваются правила и понятия, приобретаются навыки. Игра – это отражение жизни. Здесь, в условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих, их чувства, переживания. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

        Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способов установления между детьми отношений, связанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

        Во время игр необходимо:

 -    научить относиться к окружающим с заботой и терпением, проявлять нетерпимость к плохим поступкам других людей,

 -     воспитывать любовь и уважительное отношение к окружающим людям,

 -     воспитывать бережное отношение к культурным ценностям и родному языку,

 -     формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства,

 -     воспитывать сострадание ко всему живому.

        Богатые возможности для дальнейшего упрочения нравственных представлений, чувств и качеств создают сюжетно – ролевые игры. В них отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

        Приемы руководства развитием сюжета этих игр, воспитания инициативы и настойчивости могут быть различны:

        - обогащение детей знаниями для сосредоточения их внимания на характеристике деятельности людей и ее важности;

       - постановка перед детьми новых целей, что приводит к развитию сюжета, к целеустремленным действиям и самоконтролю;

        - совет в ходе игры: этим примером опосредованно дается повод к активному припоминанию событий, сопереживанию, пробуждаются положительные эмоции;

        - непосредственное включение детей в игру.

        На протяжение всего дошкольного детства дети играют в «семью». Эта игра первой возникает среди других тем игр, и в ней от возраста к возрасту отражаются постепенно возникающие нравственные чувства и опыт общения ребенка с родителями, родственниками, близкими людьми, окружающими взрослыми и сверстниками. Именно в семье ребенок с первых дней жизни усваивает те качества личности, которые характерны людям добрым, отзывчивым. Формирование этих качеств возможно и в играх «День рождения ребенка в семье», «Как будто дома нет мамы». Например, в игре «Болезнь куклы» дети проявляют заботу о кукле, вызывают ей врача. В роли врача на первом этапе выступает воспитатель. Дети в ролях мамы, брата или сестры; больной приносят из аптеки лекарство, а из магазина – молоко, кипятят его и дают кукле.

        Таким образом, рождается участливое отношение к больному, готовность помочь. Поэтому интерес детей к играм на бытовые темы является устойчивым на протяжении во всех возрастных группах.

       Широкие возможности для воспитания гуманных чувств представляют игры с куклами. Бережно обращаясь с куклой, заботясь о ней, оберегая ее дошкольник старается сделать приятное не только кукле, но и ее «маме» и другим «членам семьи».

        Хотя тема игр в «семью» и остается на протяжении всего дошкольного возраста, их сюжеты меняются от группы к группе. Опытный педагог может положительно влиять на детей, направляя содержание игр в нравственное русло, советуя детям позаботиться о «папе», который скоро придет с работы усталый или попросить «старшего брата» почитать книжку «младшей сестренке». Так, в процессе игр, рождается общность чувств, переживаний в начале о младенце, а затем о старших детях и взрослых членах семьи.

        Большое влияние на развитие гуманных отношений оказывают игры- драматизации. Эта деятельность «для других», а не только «для себя». Заложенные в точном тексте воспитательные идеи дети воспроизводят не механически, а осмысленно, эмоционально. Так, после инсценировки сказки «Кот, петух и лиса» дети вводят персонажей произведения в самодеятельную игру в «семью»: приводят из леса кота и петуха, ухаживают за ними, кормят.

        Важная роль принадлежит игровым правилам, без следования которым игра не может состояться. Одни правила требуют сдержанности, другие – активности, третьи регулируют взаимоотношения и т. д. Стремление овладеть этими правилами поддерживается потребностью ребенка в игре и общении. Наличие готовых игровых правил способствует самоорганизованности детей. В правилах четко преподносится, как надо действовать, выполнять игровое задание, относиться к товарищам.

        Правила выступают в качестве  критерия правильности или неправильности собственных действий ребенка и поведения товарищей, соблюдать условия, необходимые для коллективной игры. Правила служат своеобразным препятствием эгоистическим побуждениям и поддерживают моральные принципы.

        Например: дети могут с помощью воспитателя составить «Правила дружной игры»:

  -   всем вместе договариваться о правилах игры;

  -   честно соблюдать эти правила;

  -   нарушивший правила не может быть выигравшим;

  -   не злиться и не драться, если проиграл.

        По мере овладения играми с правилами совершается переход от внешних требований ( взрослым, сверстникам) к внутренним мотивам, когда правила для ребенка внутренним регулятором поведения. Овладевая правилами, ребенок не только проявляет самостоятельность, но и требует соответствующих действий от товарища.

        Опыт совместных действий, взаимопонимания дети получают во время строительных игр. В средней группе дети проявляют интерес к совместной деятельности, объединяются в небольшие группы. Закрепляя навыки , приобретенные в младшем возрасте, детей учат распределять обязанности при выполнении постройки, согласованно использовать строительный материал, делиться с товарищами. Воспитание дружеских отношений между детьми способствует  и четкая организация использования строительных деталей. Строительный материал раскладывается на середине стола и дети берут только нужные детали и в той последовательности, в какой выполняется постройка.  Дошкольники проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строительной игры. Задача педагога – закреплять умение выполнять вдвоем постройку; подчеркивать значение предварительного обдумывания и планирования конструктивной деятельности и игры( о чем договариваться, как подготовиться к совместному дружному выполнению постройки и т. д.); объяснять важность согласованности совместных действий. Педагог должен научить ребенка охотно помогать другим, одновременно одобряя настойчивость и активность обучающегося.

        После завершения построек или окончания игры желательно провести с детьми беседу о том, как они строили, как играли, почему лучше строить и играть вместе; о чем надо договариваться перед игрой или коллективной стойкой; что  получилось хорошо, а что – неудачно; кто умел строить дружно.

        Очень большое значение в развитии детских взаимоотношений имеют подвижные игры. Эти игры воспитывают у детей умение оказывать поддержку товарищу, выручать более слабого, помогать убежать от водящего. В этих играх закрепляются умения детей следовать моральным нормам. Какие правила должны знать ребята? Играть дружно, выручать товарища; заботиться не только о себе, но и о всей команде; победив не зазнаваться, не смеяться над проигравшими беречь предметы для игр, убирать их на место.

        Подвижная игра создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских отношений. В ряде игр ( «Найди свой цвет», Перемени мешочек») от действия одного участника зависит ход всей игры. Это является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т.е. в единстве и взаимовлиянии идет развитие важнейших  нравственных качеств: товарищества, дружбы, взаимопомощи.  И, что особенно важно, в этих играх объединяет общее переживание, здесь активно действует принцип «Один за всех и все за одного». При проведении подвижной игры воспитатель наблюдает за поведением детей: кто из них любит «выручать», а кто заботится только о себе. Например, в игре «Не намочи ног» дети должны вместе перебраться на другой берег по доскам. У одного из играющих ломается доска. В этих условиях второй может продолжать продвигаться дальше или же помочь попавшему в беду товарищу. В игру включена  нравственная задача: играющим нужно заметить трудное положение, в котором находится товарищ, подумать, как выручить его. С помощью таких игр можно выявить  уровень сформированности гуманных, дружеских чувств. Это является основой для проведения индивидуальной работы с детьми  (одобрение выручки, умения помочь; объяснение, почему нехорошо заботиться только о себе).

        Наблюдения показали, что и дидактическая игрушка и дидактическая игра могут быть использованы для объединения детей и воспитания у них заботливости о сверстниках, хотя данный вид игр значительно реже используются в целях нравственного воспитания. Например, в младшей группе педагог может дать двум детям задание собрать одну пирамидку, приучая к совместной деятельности. Своим примером он показывает. Как можно помочь товарищу, порадоваться вместе с ним общему успеху, и объясняет, что все дети должны быть внимательны друг к другу, добиваться стоящей перед ними задачи.

        В нравственном воспитании детей особое место занимает воспитание у них любви к природе и бережное отношение к живому. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во – первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. У ребенка надо сформировать понимание, что природа, как человек, чувствует, болеет, страдает и радуется.

        В закрепление гуманных отношений- умение выразить просьбу, поблагодарить, проявить заботу о ближнем – большое место принадлежит играм- путешествиям. В этих играх дети иногда едут на лошади, иногда на поезде, летят на самолете. Прежде чем пускаться в путь на лошади. Надо позаботиться о ней: накормить, напоить, придумать ей имя. Если дети собираются «ехать» на автобусе, воспитатель напоминает, что надо уступать место старенькой бабушке, матери с маленьким ребенком на руках. Педагогу важно понаблюдать за детьми: кто из них более отзывчив, кто остается равнодушным к просьбам тех детей, которые не сели в автобус. Это поможет  

конкретизировать задачи нравственного воспитания по отношению к отдельным детям.        

        В игре начинают закладываться основы будущей полезной деятельности. Этому способствуют игры в профессии, а также

различные поручения. Переход от игры к серьезной деятельности осознается ребенком как важное, одобряемое окружающими дело. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре может принести пользу другим детям ( в роли шофера – привезти вовремя груз и пр.), повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения

        Некоторых детей часто не принимают в игру, потому что у них  плохо развиты игровые навыки, они не умеют действовать в соответствии с сюжетом. Это присуще не только драчунам, но и застенчивым, робким детям. Воспитатель может помочь им включившись в игру. Дети старшей группы предпочитают общаться со сверстниками своего пола. В системе межличностных отношений мальчики занимают менее благополучное положение, чем девочки. Этот факт необходимо учитывать при организации коллективных игр. При выборе сюжета коллективной игры, в которой требуется участие мальчиков и девочек, важно опираться на симпатии детей.

        Можно использовать методику Ш.Амонашвили «Секретное совещание», несколько преобразовав его (например, «Тайное общество мужественных»). Педагог «тайно» договаривается с мальчиками, что они будут выполнять более трудную «мужскую» работу, не будут обижать девочек, а, наоборот, будут заступаться за них и пр. Эти «тайные» правила могут скорректировать и отношения девочек к мальчикам, если воспитатель будет одобрять поведение мальчиков, подчеркивать их мужество, желание помочь и т. д. .  Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другим, возможность действовать в общих интересах.

          В работе с детьми , отличающимися неустойчивыми гуманными отношениями, ситуативностью поведения, педагог должен использовать повседневные упражнения в положительных поступках во всех видах деятельности; обязательно включать их в сюжетно – дидактические и подвижные игры, в игры – драматизации. Готовые сюжеты, заданные правила помогают развитию устойчивости поведения; усваивая на них правильные способы поведения, дети при активном руководстве педагога начинают использовать эти способы в сюжетно – ролевых играх самостоятельно.

        Как правило, в группах встречаются дети с ярко выраженными конфликтными отношениями. Проявления негативного поведения различны. У этих детей невысокий уровень нравственных представлений. Необходимо прежде всего выяснить причины плохого поведения ребенка, побеседовать с родителями, усилить положительный контакт с самим ребенком; постараться приблизить его к себе, проявить симпатию и доброжелательную заботу о нем, замечать его достижения. Дети, как правило, быстро откликаются на подобное отношение.

        Благородные, хотя и незначительные поступки детей необходимо оценивать. Одобрение взрослого помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторять их, у малыша пробуждается желание быть хорошим, еще лучше. В процессе игры следует ориентировать ребенка на успех, положительно оценивать его достижения, поддерживать его инициативу.

        Испытанные ребенком положительные эмоции в организованных таким образом играх улучшают его самочувствие, стимулируют к общению с другими детьми, установлению с ними отношений гуманного характера. Достигнутый в игре успех ребенка способствует изменению отношения к нему сверстников.

         Взрослый должен обратить особое внимание именно на первые, порой незначительные попыткам ребенка проявить заботу и сочувствие к окружающим его людям, он должен поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость и смех, слезы и печаль. Поэтому важно не дать застыть быстро развивающейся детской душе.

Для того чтобы улучшить уровень гуманных отношений детей к окружающим необходимо было выявить уровень сформированности гуманных отношений и их влияние на поведение детей. Поэтому первым этапом нашей работы стала диагностика. Результаты диагностики  показали, что уровень сформированности гуманных отношений у детей группы неоднороден. Как и в любой возрастной группе есть дети, которые радуют нас своими доброжелательством, желанием помочь, в нужный момент всегда оказываются рядом. Таких детей в группе 64%.  Также всегда есть дети, поведение и отношения которых неустойчивы, ситуативны, нравственные представления их поверхностны. Таких детей 20 %. Часть ребят беспокоит рядом отрицательных проявлений: грубость во взаимоотношениях, неуважительное отношение к старшим. Такие дети есть и в экспериментальной группе, но их 16%.

    У отдельных детей данной подгруппы наблюдается «нравственный формализм», когда они прекрасно рассуждают на нравственные темы, но ведет себя эгоистично. Таких детей необходимо включать в деятельность, имеющую значение для других.

     Исходя из всего этого, были  поставлены следующие задачи (задачи обусловлены программой):

- Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься;

- Учить заботиться о младших, помогать им; защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества как отзывчивость, сочувствие.

  • Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым.
  • Закреплять навыки бережного отношения к вещам.
  • Воспитывать уважение к старшим, побуждать к проявлению сочувствия к пожилым и старым людям, к оказанию помощи.

       Для решения поставленных задач составилен перспективный план, куда включены игры и упражнения, направленные на воспитание заботливого отношения к окружающему:

                                   Перспективный план:

            1 КВАРТАЛ.

    1.Сюжетно – ролевая игра.

1. «Автобус»

- воспитать гуманное отношение к людям;

  • развивать стремление к проявлению сочувствия, сопереживания.

2. «Семья»

- учить заботиться о младших, помогать им;

  • воспитывать гуманное отношение к родным и близким.

(см. приложение)

3. «Скорая помощь»

- формировать в сознании детей важность и значимость проявления заботы о других людях;

- вызвать эмоциональный отклик и оказание помощи тем, кому она необходима.

4. «Праздник 8 марта»

  • вызвать стремление к доставлении радости родным и близким.

2. Подвижные игры.

 1. «В гостях»

-потренировать детей в гуманном отношении в конкретных ситуациях.

( Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в дет. саду.: Планирование и конспекты. – Москва, ТЦ «Сфера»,2007,с.117)

2. «Лохматый пес»

- объединить детей в игре;

-потренировать не толкать др. ср.

(Алябьева Е.А.Тематические дни и недели в дет. саду.: Планирование и конспекты. – Москва, ТЦ «Сфера»,2007,с.22)

1. «Не оставайся на полу»

  • воспитывать у детей взаимопомощь.

  1. Упражнения

  1.«Помоги своему товарищу.

   -закрепить и обобщить представления детей о заботливом отношении к сверстникам

   (Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в дет. саду. Планирование и  конспекты. – Москва, ТЦ «Сфера»,2007, с. 102)

2. «Закончи предложение»

          -побуждать к проявлению сопереживания детям и родителям.

(Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в дет. саду.: Планирование и конспекты. – Москва, ТЦ  «Сфера»,2007)

3. «Мама устала»

-побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания к родным и близким,

-формировать осознание моральной стороны поступков.

( Семенака С.И. Учимся сочувствовать и сопереживать. Коррекционные развивающие занятия для детей  5-8 лет. – Москва, АРКТИ,2005,с.12)

4. «Подари движение другу».

-развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстникам.  

( Семенака С.И.Учимся сочувствовать и сопереживать .Коррекционно – развивающие занятия для детей 5-8 лет.- Москва, АРКТИ, 2005,с.49.)

  • Дидактические игры.

1. «Варежки»

- учить заботиться о тех, кто слабее.

(Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в д/с» : Планирование и конспекты – М. ТЦ «Сфера», 2007)

2. «Что радует и что огорчает пожилых людей»

- формирование уважения к старшим людям, желание им помочь, ухаживать за ними.

(Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в д/с» : Планирование и конспекты – М. ТЦ «Сфера», 2007г.)

3. «Магазин»

- формировать умение сопереживать успех и неудачи сверстников.

(Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», кн. для воспитателей д/с и рид,- М. Пр., 1992 г. Стр. 54 -70. )

4. «Кто нас лечит?»

- воспитывать умение сотрудничать, благодарить за заботу.

 (Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», кн. для воспитателей д/с и Рид.,- М. Пр., 1992 г. Стр. 54 -70. )

    5.Строительные игры.

 1. «Строим дом»

- воспитать привычку к совместному труду.

2. «Игра с песком»

  1. учить играть совместно, не ссориться.

3. «Мосты»

  • воспитать умение играть вместе, не ссориться.

                       2 КВАРТАЛ.

  1. Сюжетно-ролевые игры.

1. «Открытие детского сада».                                                           

   -Воспитать уважение к сотрудникам д/с, желание им помогать, доставлять им радость.

2. «Зоопарк»

- учить заботится о животных;

  • формировать отзывчивость, сочувствие.

3. «Экскурсия в музей»

- воспитать стремление заботиться о гостях;

- формировать осознание моральных стереотипов, поступков;

- учить с благодарностью относиться к помощи.

4. «Прачечная»

  • воспитывать уважение к труду взрослых, желание подражать им, аккуратно носить одежду.

6. «Зоолечебница»

- воспитать заботливое отношение к животным;

  • поощрять в стремлении оказать помощь.

2.Подвижные игры.

1. «Охотники и зайцы»

- воспитывать дружелюбные отношения между детьми.

2. «Парный бег»

- учить оказывать поддержку товарищу

3. «Не намочи ног»

           -воспитывать заботу о друге, взаимопонимание;

           -учить вместе, добиваться одной цели.

 («Воспитание детей в игре:Пособие для восп. дет. сада.Сост.     А.К. Бондаренко, А.И.Матусик, - Москва, Просвещение, 1983.с.81.)

               4. «Салочки - выручалочки»

  • учить выручать товарища из беды.

   3.Упражнения.

1. «Письмо нашим друзьям птицам»

-вызывать сочувствие к птицам, учить проявлять заботу о них

( Семенака С.И. учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционные развивающие занятия для детей 5-8 лет. – Москва, АРКТИ, 2005, с.56)

2. «Паровозик»

   -воспитывать взаимопомощь,

-формировать привычку сообща заниматься одним делом.

(Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в дет. саду.:Планирование и конспекты. – Москва, ТЦ «Сфера»,2007)

3. «Самая дружная пара»

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

-учить заботиться друг о друге.

(см. приложение    ).

(Алябьева  Е.А. Тематические дни инедели в дет. саду.: Планирование и конспекты. – Москва, ТЦ «Сфера»,2007, с.31)

4. «Собака – поводырь»

-развивать чувство ответственности за жизнь дом. животных.

(Семенака С.И . Учимся сочувствовать и сопереживать. Коррекционные развивающие занятие для детей 5-8 лет. – Москва,АРКТИ, 2005,с.18.)

4.Дидактические игры.

1.. «Кем быть»

- воспитывать чувство благодарности;

- формировать привычку бережно обращаться с вещами.

(Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», кн. для воспитателей д/с и рид,- М. Пр., 1992 г. Стр. 54 -70. )

2. «Зоопарк»

- воспитание бережного отношения к природе.

(Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», кн. для воспитателей д/с и рид,- М. Пр., 1992 г. Стр. 54 -70. )

      3.«Что в корзинку мы берем?»

- сформировать представление о роли людей в сохранении природы.

(Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», кн. для воспитателей д/с и рид,- М. Пр., 1992 г. Стр. 54 -70. )

4. «Что кому надо для совместной работы»

- воспитать уважение к труду взрослых, желание облегчить их труд.

 (Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», кн. для воспитат. д/с и род,- М. Пр., 1992 г. Стр. 54).  

         5.Строительные игры.

1. «Улицы города»

- учить договариваться о подготовке к совместной деятельности.

2. «Аэропорт»

- формирование коллективных взаимоотношений.

           3. «Детский сад»                                                                             

      -формирование привычек бережно обращаться с игрушками.

3 КВАРТАЛ.

  1. Сюжетно-ролевые игры.

1.«Поликлиника»

  • Научить отражать в играх заботливое отношение.

(см. приложение)

2. «Столовая»

 -учить уважать труд людей;

-воспитать бережное отношение к предметам.

3. «Отправление в путешествие»

- учить играть сообща, не ссориться;

- учить помогать товарищам в пути.

4. «Лесная школа»

- развивать чувство сострадания и представление животного мира.

- формировать стремление оберегать животный и растительный мир, проявлять заботу.

 2.Подвижные игры

1. «Караси и щука»

- учить выручать более слабого, убегать от водящего.

2. «Пожарные на учениях»

-доставить детям радость от совместной игры.

(Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в дет. саду: Планирование и конспекты – Москва, ТЦ «Сфера», 2007,

с.29.)

3. «Белые медведи»

-умение действовать сообща.

( Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в дет. саду.: Планирование и конспекты – Москва, ТЦ «Сфера», 2007, с.50.)

4. «Эстафеты»

-развивать чувство товарищества, взаимопомощи.

( Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в дет. саду.: Планирование и конспекты. – Москва, ТЦ «Сфера»,2007,с.91)

                3.    Упражнения

1.«Береги игрушки».

-научить беречь игрушки и книги, относиться к ним как к друзьям. (см.приложение .)

2. Серия картинок « Нечаянная оплошность»

-закрепить умение выражать отзывчивость к сверстникам.

( см. приложение ).

( Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников.: Пособие для восп. ДОУ и родителей / Р.С.Буре и др. – Просвещение,2004,с.105).

3. «Почему грустит котенок»

-учить различать эмоциональные переживания на примере животных,

-поощрять стремление проявлять заботу о домашних животных.

(Семенака С.И. Учимся сочувствовать и сопереживать. Коррекционные развивающие занятия для детей 5-8 лет. – Москва, АРКТИ,2005.)

4. Обсуждение проблемных ситуаций.

-побуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким,

-способствовать формированию заботливости.

4. Дидактические игры

1. «Как порадовать Буратино»

- учить самостоятельно, выяснять причины огорчения;

- искать способы поддержки, оказание помощи.

(«Дружные ребята»,  воспитание гуманных чувств и отношения у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей, Р.С Буре и др. – М. Пр. 2004 стр. 105.)

2. «Хорошо - плохо»

- научить оценивать поступки, проектировать свое поведение в данной ситуации.

(Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в д/с» : Планирование и конспекты – М. ТЦ «Сфера», 2007)

3. «Кукольный д\сад»

- учить детей быть внимательными, заботливыми по отношению друг к другу.

(Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», кн. для воспитателей д/с и рид,- М. Пр., 1992 г. Стр. 54 -70. )

                4. «Дорожные знаки»

- воспитать умение быть внимательными друг к другу.

(Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», кн. для воспитателей д/с и рид,- М. Пр., 1992 г. Стр. 54 -70. )

5. «Что из чего сделано?»

- воспитать чувство взаимопонимания, умение сотрудничать.

(Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», кн. для воспитателей д/с и рид,- М. Пр., 1992 г. Стр. 54 -70. )

 5. Строительные игры

  1. «Гараж»

- учить самостоятельно, замечать моменты, предпринимать необходимую помощь;

- учить вовремя, придти на помощь.

2. «Корабль»

- воспитать чувство взаимопомощи.

- умение сотрудничать.

3. «Домик в деревне»

- воспитать умение быть внимательным друг к другу.

4. «Самолет»

- учить уважать труд людей;

  • развивать чувство товарищества.

       Для овладения детьми опытом гуманных отношений необходимо не только развивать содержательные игры, но и активизировать общую работу по воспитанию у детей нравственных игр и привычек поведения. Поэтому мной были проведены сопутствующие формы работы:

  1. Беседы.
  2. Игры - путешествия.
  3. Совместные игры с детьми мл. гр. на прогулке и в помещении.
  4. Сюрпризные моменты .
  5. Чтение и обсуждение художественной литературы.
  6. В повседневной жизни использовала пословицы и поговорки.
  7. Игры – викторины.  
  8. Игры – инсценировки.
  9. Рисование по произведениям, по беседам.
  10. Работа с родителями.

      В конце года мы снова провели диагностику, целью которой было выявить каких результатов мы достигли, используя указанные методы и приемы работы с детьми по воспитанию у них гуманных отношений. Сравнив результаты начальной и итоговой диагностики мы пришли к  выводу, что у детей сформировались социальные эмоции, присутствует мотивация (75% диагностируемых детей). Есть дети, поведение которых ситуативно и они не могут объяснить, почему они так поступили (25% детей), но эти дети замкнуты и тяжело идут на контакт. Грубость во взаимоотношениях детей и неуважительное отношение к старшим практически исчезли.

      Таким образом, мы видим, что используемые нами игры и упражнения дают положительный результат и работа по воспитанию у детей гуманных отношений к окружающим проведена не зря.

  1. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- М.:Генезис, 2004.
  2. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2006.
  3. Семенака С.И.Учимся сочувствовать и сопереживать. Коррекционно — развивающие занятия для детей 5-8 лет. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005.
  4. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. - М: ТЦ Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Формирование эстетического воспитания у детей с общей интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста через игру-драматизацию.

В детском саду для детей с нарушением интеллекта - эстетическое воспитание,  несомненно, является  важнейшей  стороной развития и  воспитания особого ребёнка. Оно способствует обог...

Воспитание самостоятелности у детей старшего дошкольного возраста в игре

Я считаю. что мастерство педагога ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей... Игра не возникает стихийно, а складывается в прцессе воспитания....

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Ставиться задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей): интереса к труду взрослыхжелания трудитьсявоспитания навыков элементарной трудовой деятельноститрудолюбия....

Методическая разработка по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста. Квест-игра «Друг природы»

Методическая разработка конспект квест-игры «Друг природы» расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами совреме...