Опыт работы "Безопасное поведение дошкольников на дороге"
статья на тему

Рада приветствовать Вас в своем блоге!

Меня зовут Клименко Татьяна Геннадьевна, я работаю воспитателем в детском саду с 2007 года.

Мой опыт работы с дошкольниками посвящен безопаности дорожного движения. Я размещаю материалы и обмениваюсь опытом по данному направлению. Я считаю что обучение детей безопасности поведения на улице, правилам дорожного и пешеходного движения было и остается актуальным особенно в наше время, когда выросло число автомобилей, неблагопулочной остается статистика дорожно-транспортного травматизма, в т.ч. с участием детей!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: «Безопасное поведение дошкольников на дороге»

Воспитателя детского разряда

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 25 поселка городского типа Афипского муниципального образования Северский район

КЛИМЕНКО ТАТЬЯНЫ ГЕННАДЬЕВНЫ

 

Актуальность

Последние три года углубленно работаю по теме: «Безопасное поведение ребенка на улице».

Проблема зашиты от опасности возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила формировались, когда люди пытались защитить себя от возникающих опасностей. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах, развитой системой коммуникаций, большим скоплением людей.

По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей станы совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Главная задача родителей и педагогов - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержание.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, поэтому моей главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности, особенно обеспечение здоровья детей.

Ребенку дошкольного возраста требуется больше времени и энергии на решение любой дорожно-транспортной ситуации.

Однажды, стоя на остановке, я наблюдала картину, как мама с сыном перебегали проезжую часть в неположенном месте, перед движущимся автомобилем, и только чудо спасло их. После этого я решила, что все свои силы, знания, умения я в МБДОУ ДС КВ №25 реализую такие формы работы с педагогами, как:

  • изучение инструкций,
  • консультации,
  • практические занятия,
  • консультации по подготовке и проведению развлечений,
  • конкурсы на лучший конспект занятия, дидактическую игру.

В помощь педагогам разработала памятки, тематические планы по возрастам, подобрала методическую и детскую художественную литературу, разработала примерные конспекты занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок. Для наглядности в работе подобрала плакаты, картины, макеты, фотоальбомы, видеозаписи.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Основными формами моей работы являются: беседы, консультации, родительские собрания, разыгрывание ситуаций, пропаганда необходимости соблюдения правил дорожного движения родителями, привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр, оформление фото стендов и папок-передвижек, оформление мини-книжек по правилам дорожного движения с целью закрепления знаний у детей, сочинение сказок, совместные с детьми экскурсии по поселку.

На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркиваю ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор в работе с родителями уделяю тому, чтобы родители сами подавали пример детям безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, т. к. нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Индивидуальные и групповые консультации для родителей проводятся по самым разным вопросам: какие книги читать детям, как проводить дома работу с ребенком по безопасному поведению на улице, какие настольные   игры   купить  ребенку. На собраниях обсуждаем должна направить на обучение правилам дорожного движения своим воспитанникам и их родителям. Ведь в вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только содружество детского сада и семьи может выработать у детей необходимые навыки поведения на улице.

Практическая часть

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы, если на занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкальных занятиях, в повседневной жизни у детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина. Обучение правилам, культуре поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допускать перегрузки детей излишней информацией и учитывать состояние здоровья и настроение ребят. Поэтому я веду четкий отбор наглядного и игрового материала. Свою работу осуществляю не только на специально отведенных занятиях по правилам дорожного движения, но и применяю на всех занятиях.

По развитию речи и ознакомлению с окружающим даю представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улицы нашего поселка», «Дети и дорога» и т. д.). Во время прогулок и экскурсий по улицам поселка ребята приобретают знания путем наблюдения за пешеходами, движением транспорта, которые потом совершенствуются во время занятий и игр, через разучивание стихотворений, чтения рассказов, проведения бесед.

Я знакомлю детей с правилами безопасного поведения на улице, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе. Стремлюсь, чтобы ребенок сам назвал уже знакомые слова и выражения и соотнес их с данной ситуацией. Так, на занятии аппликацией я спрашиваю: «Какого цвета надо наклеить кружки, чтобы получился светофор?» Помогая детям строить улицу, я говорю: «Это у нас будет тротуар. А как называют людей идущих по тротуару?»

Формируя   элементарные   математические   представления, ввожу  понятия   о   «левой   и  правой   стороне»,   ориентирую   в окружающем    пространстве,  составляем различные схемы, планы. По ИЗО деятельности учу рисовать, лепить разные виды транспорта,  конструируем дома, изготавливаем атрибуты для игр. На физкультурных  занятиях учу  ездить па  велосипеде, кататься на самокате, двигаться в определенном направлении, находить свое   место. Провожу подвижные игры «Трамвай», «Найди свой цвет», «Воробышки и автомобиль» и т.д. в которых закрепляю навыки пространственной   ориентировки, умение различать цвета. В более старшем возрасте дети знакомятся с дорожными знаками, с регулированием движения сотрудниками ГАИ.  Я постоянно ставлю перед детьми новые задачи, требующие от них   проявление самостоятельности, активности мышления, умения применить знания на практике. Во время музыкальных занятий мы вместе охотно поем песенки, инсценируем сказки. Свою работу с детьми стараюсь проводить, применяя  разные  формы  подачи  материала. Организовываю целевые прогулки, различные викторины, конкурсы  («Лучший чтец стихотворений о правилах дорожного движения», «Знатоки дорожных знаков», «Ловкий   пешеход» и т.д.). Особенно дошколятам нравится играть. Собрала картотеку игр, которая включает в себя: дидактические игры, подвижные, обучающие, театрализованные, игры-тренинги. В игре закрепляю знания и навыки, полученные в других видах деятельности. Наблюдая за тем, как дети ведут себя во время игр, я сделала вывод, что игры продуктивно действуют на процесс обучения.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и правилам дорожного движения проводится в комплексе: с педагогами, с детьми, с родителями, вопросы касающиеся формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Результативность

В результате моей работы у детей развивается понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир, что важно для принятия решения правильного поведения на дороге. Дети научились переходить улицу в положенных местах, правильно входить и выходить в транспортные средства. Познакомились со значением дорожных знаков, научились понимать их схематическое изображение, что позволяет им правильно ориентироваться на улице и дороге. У детей сформировались навыки и умение наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. Расширился словарный запас по дорожной лексике, вырабатывается дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения. Ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте, большинство могут уверенно отличить правую сторону дороги от левой, определить, откуда доносится шум, соблюдают необходимые правила в автомобиле (пристегиваться ремнями безопасности). Повысился уровень знаний правил дорожного движения, дети стали чувствовать себя уверенно и безопасно на дороге, что позволяет снизить риск детского травматизма.

Активными помощниками в воспитании у детей культурного поведения детей на улице являются родители. Они воспитывают у ребенка привычку быть внимательными, осторожными и осмотрительными. Принимают участие в обсуждении ситуаций увиденных ребенком на дороге, помогают мне создать в группе развивающую среду (атрибуты для сюжетно-ролевых игр, наглядные пособия, художественная литература, обучающие и развивающие игры). Не жалеют времени на обучение детей поведению на дороге, стараются сделать все возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге, берегут ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасное поведение дошкольника на дорогах

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Безопасность жизнедеятельности стала одной из центральной проблем че...

Формирование в процессе игровой деятельности безопасного поведения дошкольников на дороге.

Игра «Найди свою вещь».  В крупных городах, по статистике, наезд на пешеходов  составляет более половины всех ДТП. Этому сопутствуют не только плохие погодные условия, но и отсутствие какой ...

Консультации для родителей по привитию навыков безопасного поведения дошкольников на дороге

Бег через дорогу – враг особенно зимойРешим будущие задачи сегодня!...

Опыт работы по безопасному поведению дошкольников на дорогах

Необходимость поиска наиболее эффективных путей в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста является  на сегодняшний день  достаточно острой и актуальной. В этой большой ...

Система работы безопасного поведения дошкольников на дорогах города

Организация непосредственной деятельности с детьми по обучению безопасного поведения на дорогах города, методика построения работы....

Консультация для родителей по привитию навыков безопасного поведения дошкольников на дороге.

Это консультация посвещена родитетелям и воспитателям.В ней говорится о том какие способы и методы можно использовать родителям  при знакомстве детей с дорогой....