Проект "Царица - водица"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

ознакомление с окружающим, экологическое развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Light Vector Backgrounds - Светлые фоны " Векторные клипарты, текстурные фоны, бекграунды, AI, EPS, SVG

   

E:\Вода фото\SAM_0126.JPG

Участники проекта:

- дети 2 младшей группы «Мультяшки»

- воспитатель младшей группы Татаренко О.Н.; Коваленко А.А.

- родители  

Формы проведения: занятия, наблюдения, эксперименты, беседы с детьми и родителями, игры, развлечения

Форма защиты: картотека игр и опытов с водой, создание экологического мини-музея «Царица Водица»

Актуальность:  Известно, что дети дошкольного возраста по своей природе - маленькие исследователи.  Поисковая, исследовательская  активность – естественное состояние ребенка.  Он настроен на познание мира, он хочет его разгадать.  Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Через взаимодействие с водой ребенок знакомится с явлениями природы (дождь, снег, иней, роса и т.д.), овладевает  практическими  навыками  взаимодействия с окружающей средой (если пошел дождь,  необходимо надеть резиновые сапоги, взять зонтик, иначе промокнешь и заболеешь),  касается некоторых экологических проблем (экономия воды, загрязнение водоемов), знакомится с правилами ЗОЖ («Снег грязный или чистый?»). Тем самым через игры с водой происходит становление мировоззрения ребенка, его личностный рост, повышается любознательность дошкольника, развивается  творческий потенциал.

          Цель проекта:  Формирование познавательного интереса у детей младшего  дошкольного возраста   через элементарную поисковую деятельность  с объектами неживой им живой природы.  

Задачи проекта:

I. Оздоровительные задачи:

1. Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни (закаливание, соблюдение правил личной гигиены).

2. Учить детей практическим навыкам взаимодействия с окружающей средой.

3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы (воду) для гармоничного развития личности.

II. Образовательные задачи:

1. Знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.

2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах нашего региона.

III. Воспитательные задачи:

1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

2. Воспитывать  у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Методы исследования:

• совместная образовательная деятельность педагога и детей с элементами экспериментирования

• наблюдения, беседы;

• обсуждение ситуаций;

• опыты, эксперименты.

• познавательное чтение.

• продуктивная деятельность.

• лаборатория “Волшебница вода” (опыты и эксперименты) .

• экологические выставки и музеи

• инсценировки и театрализации.

• экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

Образовательная область

Виды детской деятельности

Задачи

Познавательное развитие

НОД «Что мы знаем о воде?»

Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде.

Беседа «Вода – это жизнь»

Вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.

Игры с водой:  «Фонтанчики», «Водяная мельница»

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе опытов с водой. Знакомство со свойствами воды (льется, капает,  брызгает, мочит бумагу)

Изготовление макета «Где живет вода?»

Познакомить  детей с  болотом, озером, рекой,  а также с такими природными явлениями, как дождь, снег, с помощью которых пополняются водные объекты. С помощью  макета  дети пополняют знания о местонахождении воды в природе (река, озеро, болото, туча, снег, дождь)

Беседа «Кто в воде живет?»

Познакомить с водными обитателями

Панно на магнитах  «Кто плавает, ныряет, в воде обитает?»

Закрепить знания детей о водных обитателях.

Игра «Кому нужна вода?»

Уточнить представления детей о необходимости воды для всего живого.

НОД «Водный транспорт»

Познакомить детей с водным транспортом

Игра «Вода – не вода».

Познакомить детей с предметами или явлениями окружающего мира, содержащих воду или состоящих из воды (лужа, снег, роса, дождь, снеговик, иней)

Игра «Рыбы Урала»

Рассказать детям о реке как среде обитания животных и растений. Познакомить  детей с  обитателями реки Урал.

Игры детей в центре  «Песок – вода» - поисковая деятельность «Холодная, теплая, горячая»,

Знакомство с тем, какой бывает вода – теплая, холодная, горячая; о том, как сделать теплую воду из холодной и горячей.

Игра «Тонет- не тонет»

Познакомить детей с тонущими и плавающими, ныряющими (теннисные шарики)  предметами.

НОД «Цветные льдинки»

Наблюдение за таянием сосулек, принесенных в группу

Познакомить детей с твердым состоянием воды, а также с переходом из твердого состояния в жидкое.

Элементарные опыты о влиянии воды на рост растений

На примере фасоли и лука показать детям роль воды на рост растений.

Мокрые игры: «Из пустого в порожнее», «Кто быстрее перельет воду», «Рыбалка»,  «Поиск сокровищ под водой» и др.

Создавать радостное эмоциональное настроение, развивать мелкую моторику. Познакомить с «умением» воды впитываться в губку.

Фокусы с водой «Сильная вода», «Мыльные пузыри», «Звездочка», «Водяная лилия»

 Создавать радостное настроение, желание экспериментировать с водой не только в детском саду, но и дома.

Речевое развитие

Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?», «Хорошо – плохо».

В процессе ознакомления детей с водой и ее свойствами, развивать речь, пополнять словарный запас дошкольников.

Чтение сказок «Мойдодыр», «Федорино горе», инсценировка «Девочка чумазая», показ театра  «Заюшкина избушка»

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, расширять знания детей о воде и ее значении  в жизни человека.  Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

Речевые физкультминутки, пальчиковые игры, потешки, заклички о воде: «Водичка, водичка…», «Носик умойся…»

Развивать речь в процессе речевых игр и физкультминуток

Чтение  книжки-малышки «Капелька», отгадывание  загадок  о природных явлениях, связанных с водой.

Учить детей отгадывать загадки о воде

Рассматривание картинок  с изображением  дождя, грозы

Знакомиться с природными явлениями, связанными с водой. Формировать ЗОЖ.

Физическое развитие

Этюд «Капельки».

Учить детей перевоплощаться в капельки

Подвижные игры: «Ручеек», «Капельки», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «С кочки на кочку»

Закрепить знания детей о воде, дать элементарные знания о круговороте воды в природе. Учить детей действовать согласно тексту. Развивать физические качества.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование водой «Раскрась водой», «Окрась водичку»

Развивать творчество, создавать положительный эмоциональный настрой

Слушание аудиозаписи «Звуки воды» (ручей, море, гроза, дождь), отстукивание на металлофоне капели.

Развивать фантазию, умение представлять явление природы без опоры на картинку

Музыкальная игра «Угадай, чей голос?»  (крик  дельфина, кита, уток, гусей, лягушки, чаек)

Развивать умение угадывать звуки животных на слух.

Аппликация «Жители моря»

Закрепить с детьми знания о морских обитателях.

Рисование «Дождик»

Знакомить детей с таким природным явлением, как дождь, используя средства наглядности и ТСО.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы  экологического содержания: «Руки помыл – воду закрыл!»

Формировать умение рационально использовать природные ресурсы (воду). Закрепить представления детей о том, что вода – очень ценный продукт.

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов (с помощью воспитателя)

Уточнить знания детей о необходимости воды для жизни растений.

Обсуждение ситуаций «Какую воду любят рыбы?», «Помоги золотой рыбке»

Воспитывать бережное ответственное отношение к воде, водным обитателям. Формировать экологическую культуру.   Учить делать выводы, умозаключения.

Сюжетно-ролевые игры «Угостим куклу чаем», «Купание куклы», «Сварим суп»

Закрепить в игре  значение и назначение воды в жизни человека

Итогом работы стало создание в группе мини-музея воды «Волшебница Вода»,  куда мы внесли все игры и пособия, сделанные своими руками, а также плакаты «Круговорот воды», «Путешествие капельки» и т.д.

Сделана картотека подвижных игр и фокусов с водой  для детей 3-4лет, куда вошли такие игры, как «Ручеек» (с колокольчиками), «Если тучек в небе нет…»,  «Капелька» и др.

К организации мини-музея были привлечены родители. Они пополнили музей экспонатами, связанными с водой (поделками из ракушек «Кто живет в воде?», статуэтками, морскими камнями и т.д.). Помогли изготовить маски для подвижных игр, макет «Где живет вода?»,  помогли познакомить детей со свойствами воды при переходе из жидкого в твердое состояние: сделали цветные льдинки для украшения участка детского сада, принесли в группу раскраски «Раскрась водой»,  помогли подобрать литературу,  содержащую сведения о воде («Мойдодыр», «Морозко», «Снегурочка», «Федорино горе»,  «Девочка чумазая» и др).

Таким образом, результатом реализации проекта можно считать возросший интерес детей к объектам живой и неживой природы, активный интерес в познании свойств и качеств окружающий явлений и предметов. Дети чаще стали обращаться к воспитателю с вопросами познавательной направленности, охотно слушают и принимают участие в обсуждении каких либо процессов, делятся впечатлениями, эмоционально реагируют на объекты живой и неживой природы.  В результате проведенной в определенной системе элементарно – поисковой деятельности  у детей появился определенный запас знаний о воде и ее свойствах, значении и назначении,  что немало важно для формирования первоначальной экологической культуры  детей младшей группы.

 

 

 

 

Список литературы:

1. В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова «В стране здоровья» М., Мозаика- Синтез. 2011г. – 75с.

2. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.

3. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.

4. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Царица-водица"

конспект...

Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»

Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности,  совершенство...

Интегрированное занятие с экспериментированием с детьми старшей группы «Водица-царица, водица-мастерица».

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста....