НОД развитие речи
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Кондраева Екатерина Александровна

Конспект занятия по развитию речи

на тему:» Домашние животные» с использованием приемов мнемотехники

 

воспитателя 2 младшей группы Кондраевой Екатерины Александровны

          

 

Цели:

 

-      расширение и активизация предметного словаря;

-      расширение и активизация словаря признаков по теме «Домашние животные»;

-      развитие мышления - загадки;

-      закрепление навыков практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-      практическое употребление притяжательных прилагательных;

-      употребление существительных в предложном падеже;

-      формирование связной речи;

-      обучение умению составлять описательные рассказы по наглядно-графическому плану;

-      развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого внимания;

 


Оборудование:

 

-      сюжетные картины с изображением домашних животных (большие и маленькие);

-      игрушка Кот Матроскин;

-      картинки с изображением жилища животных;

-      наглядно-графический план рассказа;

 

 

Ход занятия:


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

Раздается стук в дверь.

 

Воспитатель:
Ребята, к нам кто-то пришёл. Давайте посмотрим. Здравствуйте. Вы кто? И зачем вы к нам пришли?

 

Кот:
Я - кот Матроскин. Хочу найти себе хозяина. А вдруг у моего нового хозяина уже есть домашние животные? Мне очень хочется узнать о домашних животных побольше. Расскажите мне, пожалуйста, ребята, о домашних животных.

 

Дети:
Расскажем.

Воспитатель:


Присаживайся, котик, слушай детей и сам принимай участие в занятии.

 

Кот:
Хорошо.

 

: Воспитатель:
За правильные ответы Матроскин будет давать фишки, и в конце занятия мы объявим победителя.

 

 Воспитатель:агадывает детям загадки. Дети отгадывают, о ком говорится, и по очереди выставляют сюжетные картинки с изображением домашних животных.

 

Серая, полосатая, ласковая. (Кошка)
Большая, любит травку, даёт молоко. (Корова)
Лает, кусает, дом сторожит. (Собака)
Ест сено, любит сахар и хлеб, возит наездников и грузы. (Лошадь)

 


2-ОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

 

Воспитатель:
А сейчас мы поиграем в игру «Мамы и детёныши».
(Mожно играть с мячом).

 

У кошки - котята,
У козы - козлята,
У коровы - телята,
У лошади - жеребята,
У овцы - ягнята, (oтвечает Матроскин)
У собаки - щенки,
У свиньи - поросята,
У крольчихи - крольчата.

 


3-ИЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:Давайте назовём наших животных ласково.

 

Коза - козочка,
Кошка - кошечка,
Лошадь - лошадка.
Собака - собачка и т.д.

 


4-ЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

 

Детям раздаются картинки с изображением частей тела животных.

 

Воспитатель:
Чей хвост и чью морду ты будешь искать? Что ты нашел?

 

Дети:
- Я нашёл собачий хвост, собачью морду.
- Я нашла овечий хвост, овечью морду.
- Я нашел коровий хвост, коровью морду и т.д.

 


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

А сейчас мы отдохнём. Кот Матроскин, присоединяйся к нам.

 

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

 

Маша каши наварила,
(указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
(руки разводят в стороны)
Положила Маша кашу:
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску - курицам, цыплятам,
И в корытце - поросятам.
(загибают по одному пальчику на левой руке)
Всю посуду заняла,
(разжимают кулачок)
Всё до крошки раздала.
(сдувают «крошки» с ладошки)

 

 

6-ОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

 

Дидактическая игра «Кто где живёт?».

 

Воспитатель:
А теперь, ребята, мы с вами вспомним, где живут наши животные, и как называются их домики. (С показом картинок)

 

Собака живёт в конуре.
Лошадь - в конюшне.
Корова - в коровнике.
Коза - в хлеву.
Свинья - в свинарнике.
Кошка - в доме. (oтвечает Матроскин)
Овечка в овчарне.
Кролики в клетке. (oтвечает Матроскин)


 

7-ОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

 

Воспитатель:
Сейчас, каждый выбирает себе картинку с изображением домашнего животного и по плану составляет описательный рассказ.

 

План рассказа:
- Кто это?
- Какие части тела у него есть?
- Домашнее или дикое животное?
- Как называется его дом?
- Чем животное питается?
- Как называются его детёныши?
- Как животное подает голос?
- Какую пользу приносит?

 

Примерный рассказ:
- Я хочу рассказать о собаке.
- У неё есть туловище, голова, ушки, глазки, рот, лапы и хвост.
- Собака – домашнее животное.
- Её дом называется конура.
- Питается собака косточками, кашей, супом.
- Детёныши собаки называются щенки.
- Собака лает.
- Она приносит пользу человеку - сторожит дом.

 

Составление рассказа о домашнем животном каждым ребёнком.


 

 

 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

 

Оценка работы детей.

 

Воспитатель:
Вы сегодня отлично потрудились, составили замечательные рассказы. Сейчас мы посчитаем фишки и узнаем, кто из ребят больше всех знает о домашних животных. Кот Матроскин, ты узнал что-то новое о домашних животных?

 

Кот:
Да, спасибо большое. Я надеюсь, что теперь найду себе хорошего, доброго хозяина, и с его животными мы будем жить дружно. До свидания, дети.

 

Дети:
До свидания, Матроскин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

на тему:» Домашние животные» с использованием приемов мнемотехники 

воспитателя 2 младшей группы Кондраевой Екатерины Александровны

           

Цели:

  • расширение и активизация предметного словаря;
  • расширение и активизация словаря признаков по теме «Домашние животные»;
  • развитие мышления - загадки;
  • закрепление навыков практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • практическое употребление притяжательных прилагательных;
  • употребление существительных в предложном падеже;
  • формирование связной речи;
  • обучение умению составлять описательные рассказы по наглядно-графическому плану;
  • развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого внимания;


Оборудование:

  • сюжетные картины с изображением домашних животных (большие и маленькие);
  • игрушка Кот Матроскин;
  • картинки с изображением жилища животных;
  • наглядно-графический план рассказа;

Ход занятия:


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Раздается стук в дверь.

Воспитатель:
Ребята, к нам кто-то пришёл. Давайте посмотрим. Здравствуйте. Вы кто? И зачем вы к нам пришли?

Кот:
Я - кот Матроскин. Хочу найти себе хозяина. А вдруг у моего нового хозяина уже есть домашние животные? Мне очень хочется узнать о домашних животных побольше. Расскажите мне, пожалуйста, ребята, о домашних животных.

Дети:
Расскажем.

Воспитатель:


Присаживайся, котик, слушай детей и сам принимай участие в занятии.

Кот:
Хорошо.

: Воспитатель:
За правильные ответы Матроскин будет давать фишки, и в конце занятия мы объявим победителя.

 Воспитатель:агадывает детям загадки. Дети отгадывают, о ком говорится, и по очереди выставляют сюжетные картинки с изображением домашних животных.

Серая, полосатая, ласковая. (Кошка)
Большая, любит травку, даёт молоко.
(Корова)
Лает, кусает, дом сторожит.
(Собака)
Ест сено, любит сахар и хлеб, возит наездников и грузы.
(Лошадь) 


2-ОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:
А сейчас мы поиграем в игру «Мамы и детёныши».
(Mожно играть с мячом). 

У кошки - котята,
У козы - козлята,
У коровы - телята,
У лошади - жеребята,
У овцы - ягнята,
(oтвечает Матроскин)
У собаки - щенки,
У свиньи - поросята,
У крольчихи - крольчата.


3-ИЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:Давайте назовём наших животных ласково.

Коза - козочка,
Кошка - кошечка,
Лошадь - лошадка.
Собака - собачка и т.д.


4-ЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

Детям раздаются картинки с изображением частей тела животных.

Воспитатель:
Чей хвост и чью морду ты будешь искать? Что ты нашел?

Дети:
- Я нашёл собачий хвост, собачью морду.
- Я нашла овечий хвост, овечью морду.
- Я нашел коровий хвост, коровью морду и т.д.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сейчас мы отдохнём. Кот Матроскин, присоединяйся к нам.

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила,
(указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
(руки разводят в стороны)
Положила Маша кашу:
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску - курицам, цыплятам,
И в корытце - поросятам.
(загибают по одному пальчику на левой руке)
Всю посуду заняла,
(разжимают кулачок)
Всё до крошки раздала.
(сдувают «крошки» с ладошки)

6-ОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

Дидактическая игра «Кто где живёт?».

Воспитатель:
А теперь, ребята, мы с вами вспомним, где живут наши животные, и как называются их домики. (С показом картинок) 

Собака живёт в конуре.
Лошадь - в конюшне.
Корова - в коровнике.
Коза - в хлеву.
Свинья - в свинарнике.
Кошка - в доме.
(oтвечает Матроскин)
Овечка в овчарне.
Кролики в клетке
. (oтвечает Матроскин) 


7-ОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:
Сейчас, каждый выбирает себе картинку с изображением домашнего животного и по плану составляет описательный рассказ.

План рассказа:
- Кто это?
- Какие части тела у него есть?
- Домашнее или дикое животное?
- Как называется его дом?
- Чем животное питается?
- Как называются его детёныши?
- Как животное подает голос?
- Какую пользу приносит?

Примерный рассказ:
- Я хочу рассказать о собаке.
- У неё есть туловище, голова, ушки, глазки, рот, лапы и хвост.
- Собака – домашнее животное.
- Её дом называется конура.
- Питается собака косточками, кашей, супом.
- Детёныши собаки называются щенки.
- Собака лает.
- Она приносит пользу человеку - сторожит дом.

Составление рассказа о домашнем животном каждым ребёнком.


ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Оценка работы детей.

Воспитатель:
Вы сегодня отлично потрудились, составили замечательные рассказы. Сейчас мы посчитаем фишки и узнаем, кто из ребят больше всех знает о домашних животных. Кот Матроскин, ты узнал что-то новое о домашних животных?

Кот:
Да, спасибо большое. Я надеюсь, что теперь найду себе хорошего, доброго хозяина, и с его животными мы будем жить дружно. До свидания, дети.

Дети:
До свидания, Матроскин.

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...