Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе
календарно-тематическое планирование на тему

Круг детского чтения детей 5-6 лет направлен на формирование интереса к книге, на посте­пенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который про­является в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной темати­ки, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе.

Тема

Цели

Сентябрь

1

Л. Толстой «Лев и собачка» (чтение).

Пословицы о дружбе

Учить:

-чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения;

-понимать смысл пословиц.

2

Любимые стихи, рассказы и сказки.

М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» (заучивание)

Побуждать вспомнить содержание прочитанных ранее произведений.

Закрепить знание стихотворений, заученных в средней группе.

Познакомить с новым стихотворением. Уточнить знания о родной стране.

3

Т. Александрова «Домовенок Кузька» (чтение). Пословицы и поговорки

Познакомить с новым литературным произведением. Учить определять характер персонажей.

Дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек.

4

П. Бажов «Серебряное копытце» (рассказывание)

Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев.

Октябрь

1

В. Драгунский «Друг детства» (чтение)

Учить понимать образное содержание произведения. Закрепить представление о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения.

2

Е. Благинина «Посидим в тишине» (заучивание). Потешки

Помочь запомнить стихотворение. Побуждать читать спокойным голосом, передавая интонации удивления, вопроса. Развивать интерес к малым фольклорным жанрам. Воспитывать любовь к Народному творчеству.

3

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (рассказывание)

Учить:

-воспринимать образное содержание сказки;

-выделять в тексте образные выражения.

Закреплять знание жанровых особенностей сказки

4

Н. Телешов «Крупеничка»

(чтение).

Потешки и сказки о животных

Продолжать учить понимать характеры и поступки героев.

Учить придумывать другие окончания сказки. Вспомнить и воспроизвести знакомые потешки и сказки о домашних животных.

Ноябрь

1

А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (главы)

Учить понимать:

-характеры сказочных героев;

-подбирать образные определения к словам;

-юмористическое содержание произведения.
Развивать чувство юмора.

2

И. Суриков «Вот моя деревня...» (заучивание). Песни и потешки о природе

Учить внимательно, слушать, высказывать свое отношение к содержанию.

Закрепить знание потешек и народных песенок о природе.

3

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» (рассказывание)

Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями к сказке.

4

Н. Носов «Живая шляпа» (чтение)

Учить понимать юмор ситуации.

Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.

Декабрь

1

В. Катаев «Цветик-семицветик» (рассказывание)

Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Учить оценивать поступки героев.

2

С. Есенин «Черемуха» (заучивание). Составление рассказа по содержанию стихотворения

Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении С. Есенина.

Показать напевность языка стихотворения. Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров. Учить составлять короткие рассказы на основе стихотворения, опираясь на собственный опыт.

3

Ненецкая сказка «Кукушка», обр. К. Шаврова (рассказывание)

Учить понимать и оценивать характер персонажей. Закреплять представление о жанровых особенностях сказки.

4

Новогодний калейдоскоп стихов

Вспомнить стихотворения, посвященные Новому году, выразительно читать их.

Январь

1

С. Городецкий «Котенок» (чтение в лицах). Песенки и потешки о природе

Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. Закрепить знание потешек и народных песен о природе.

2

М. Яснов «Мирная считалка» (заучивание). Повторение стихов о зиме

Помочь запомнить стихотворение.

Вспомнить знакомые стихи о зиме.

Предложить выразительно прочитать их.

3

Русская народная сказка «Никита Кожемяка» (рассказывание)

Учить:

-воспринимать образное содержание сказки;

-выделять в тексте образные выражения.

4

Г. Снегирев «Пингвиний пляж» (чтение)

Учить:

-воспринимать произведение;

-сопереживать героям;

-давать оценку их поступкам.

Февраль

1

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы) (чтение)

Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. \

Учить:

-понимать мотивы поступков героев;

-высказывать свое отношение к ним.

2

А. Фет «Кот поет, глаза прищурил. ..» (чтение). Я. Аким «Моя родня»

Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по их содержанию.

3

Русская народная сказка «Сивка-Бурка» (рассказывание)

Учить:

-воспринимать образное содержание сказки, характеры персонажей;

-высказывать свое отношение к ней.

4

Л. Толстой «Косточка» (чтение)

Закреплять умение оценивать поступки героев, чувствовать и понимать их характер. Учить оценивать поступки героев.

Март

1

Б. Житков «Как я ловил человечков» (чтение)

Помочь понять скрытые мотивы поведения героев. Побуждать рассказывать о своем отношении к героям.

2

И. Белоусов «Весенняя гостья»

(заучивание).

Повторение стихов о весне

Развивать понимание образной речи.

Закреплять умение выразительного чтения стихотворений.

3

Сказки народов Западной Африки «Чудесные истории про зайца по имени Лек» (рассказывание)

Продолжить учить понимать характеры и поступки героев.

Учить придумывать другие окончания сказки. Побуждать пересказывать отдельные эпизоды сказки.

4

«Три золотых волоска Деда Всеведа» из сборника сказок К. Я. Эрбена (чтение)

Учить понимать:

-образное содержание сказки;

-характеры сказочных героев;

-оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.

Апрель

1

М. Москвина «Кроха» (чтение)

Учить:

-воспринимать произведения, сопереживать героям;

-давать оценку их поступкам.

2

Г. Виеру «Мамин день» (заучивание).

Пословицы о честности и правдивости                          

Учить:

-выразительно читать стихотворение;

-понимать смысл пословиц.
Закреплять знание о различии стихотворного и прозаического произведений.

3

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» (рассказывание)

Продолжить учить понимать характеры и поступки героев.

Учить придумывать другие окончания сказки.

4

Устное народное творчество

Обобщить представление о жанрах устного народного творчества.

Вспомнить знакомые сказки, загадки, песенки, пословицы, потешки.

Май

1

К. Паустовский «Кот-ворюга» (чтение)

Закрепить знания об особенностях прозаических произведений. Обогащать речь фразеологическими оборотами.

2

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») (заучивание)

Учить запоминать стихотворение. Побуждать читать, передавая интонации удивления, восхищения.

Познакомить с выразительными средствами - иллюстрацией В. Конашевича.

3

Сказка Р. Киплинга «Слоненок» (чтение)

Учить:

-осмысливать содержаниесказки;

-оценивать поступки литературных героев.
Развивать умения с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы.

4

Русская народная сказка «Хаврошечка» (рассказывание)

Продолжать учить понимать:

-использованные в сказке средства выразительности;

-переносное значение фразеологических оборотов.

Сентябрь-октябрь-ноябрь

Русский фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок...»; «Николенька-гусачок...»; «Уж я колышки тешу...».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр.              И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого.

Фольклор народов мира

Песенки. «Гречу мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка», пер. с англ. С. Маршака.

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. К. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад...»; М. Цветаева «У кроватки»; С. Маршак «Пудель».

Проза. В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой «Косточка», «Прыжок»; Н. Носов «Живая шляпа».

Литературные сказки. Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки «Сова»; Б. Заходер «Серая звездочка».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера.

Литературные сказки. X. Мякеля «Господин Ау» (главы), пер. сфинск. Э.Успенского.

Декабрь-январь-февраль

Русский фольклор

Песенки. «Как у бабушки козел...»; «Ты мороз, мороз, мороз...»; «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...».

Сказки. «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина.

Фольклор народов мира

Песенки. «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой.

Сказки. «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. С. Есенин «Береза»; И. Никитин «Встреча зимы»; А. Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.); А. Фет «Кот поет, глаза прищурил...»; С. Черный «Волк»; В, Левин «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов «Мирная считалка».

Проза. Б. Алмазов «Горбушка»; А. Гайдар «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев «Я спас Деда Мороза».

Литературные сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов «Серебряное копытце».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Я. Бжехва «На горизонтских островах», пер. с польск, Б. Заходера; Дж. Ривз «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой.

Литературные сказки. Р. Киплинг «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского; стихи
в пер. С. Маршака.

Март-апрель-май

Русский фольклор

Песенки. «Ранним-рано поутру...»; «Грачи-киричи...»; «Ужты, пташечка, ты залетная...»; «Ласточка-ласточка...»; «Дождик, дождик, веселей...»; «Божья коровка...».

Сказки. «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист - Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира

Песенки. «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки. «Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. С. Городецкий «Котенок»; С. Есенин «Черемуха», Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; А. Барто «Веревочка».

Проза. Л. Толстой «Лев и собачка»; В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский «Кот-ворюга».

Литературные сказки. Н. Телешов «Крупеничка»; В. Катаев «Цветик-семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки. А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь», рус. нар. песня; И. Белоусов «Весенняя гостья»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Г. Виеру «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков «Вот моя деревня...».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров «Чудаки»; С. Городецкий «Котенок»; В. Орлов «Ты скажи мне, реченька»; Э. Успенский «Разгром».

Дополнительная литература

Русские народные сказки. 

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».

Зарубежные народные сказки.

 «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Проза. Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев «Буква "ы"»; М. Москвина «Кроха»; А. Митяев «Сказка про трех пиратов».

Поэзия.Я. Аким «Жадина»; Ю. Мориц «Домик с трубой»; Р. Сеф «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал»; Д. Чиарди «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа; Б. Заходер «Приятная встреча»; С. Черный «Волк»; А. Плещеев «Мой садик»; С. Маршак «Почта».

Литературные сказки. А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»; Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»; А. Митяев «Сказка про трех пиратов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе ЗПР

Перспективное планирование разработано в соответствии с лексическими темами и программмой Баряевой, Зарин...

Перспективное планирование по чтению художественной литературы для средней группы

Материал предназначен  для средней группы детского сада...

Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Предлагаю Вашему вниманию, составленный мною перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в страшей группе....

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в средней группе

Примерный список литературы на весь учебный год.Представлен в таблице,по месяцам....

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе

ПЕРЕЧЕНЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ВЕСЬ ГОД....

Тема: Перспективное планирование по чтению художественной литературы для старшей группы на весь год.

МБДОУ "Детский сад №52 "Аленький цветочек"Город Смоленск 2022 гСтаршая группа №7 "Кузнечики"Подготовила воспитатель: Титова Ольга Игоревна     ...

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе.

Планирование составлено с учетом программы "От рождения до школы", под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также с учетом пособия  - В.В. Гербова "Развитие р...