"Природа наш дом"
методическая разработка на тему

Нейман Ирина Евгеньевна
Методическая разработка по экологическому направлению «Природа — наш дом»
 
«Природа – наш дом»"
М. Монтессори. :
«Природа - источник огромного количества открытий и находок, счастья и труда"
Экологическое образование - одно из новационных направлений,
активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.
 
Экологический компонент образования представлен в программе "Детство" в разделе "Ребёнок открывает мир природы". Отбор в программу представлений о природе осуществляется на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, её целостности, единства человека и природы.
 
Программа ориентирована на развитие самостоятельности ребёнка в познании природы и взаимодействия с живыми существами, о чём свидетельствует её название. Для этого в её содержание наряду с представленными о природе выделены познавательные, речевые и практические умения, овладение которыми обеспечивает, с одной стороны освоение детьми экологических знаний, а с другой, - их применение в деятельности и накопление тем самым опыта гуманного отношения к природе.
 
- гуманизация образования как соответствие задач, содержание методов и форм взаимодействия с дошкольниками их ведущим возрастным потребностям, ориентированность педагогического процесса на накопление у детей опыта гуманного отношения к миру людей и природы;
 
- экологизация образования с целью формирования у дошкольников основ экологического миропонимания и экологически целесообразного взаимодействия с природой.
 
Исходя, из этих идей приоритетными ценностями образования были определены следующие:
 
- дошкольное детство как самоценный период развития личности;
 
- ребёнок, его интересы, возможности, склонности;
 
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
 
- любовь, доверие, дружба, сочувствие, миролюбие;
 
Процесс присвоения способствует развитию у ребёнка гуманистических установок осознание ценности жизни, уважение к ней, понимания значимости бережного и заботливого отношения к живому обогащая его
 
экологическую воспитанность. Это придаёт взаимодействию ребёнка с окружающим гуманистически направленный, созидательный характер.
 
Целью проектирования педагогического процесса экологического образования в детском саду явилось формирование экологической воспитанности дошкольников, выражающейся в гуманно-ценностном отношении к природе, проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
 
Экологическая воспитанность рассматривалась как результат педагогически грамотного приобщения ребёнка к экологической культуре. Важным условием успешности экспериментальной работы является педагогический коллектив как группа единомышленников, уважающих самоценность каждого из её членов.
 
Изучение экологической воспитанности детей.
 
С дошкольниками проводятся беседы с использованием картинок, диагностические игры, наблюдения за их поведением в природе, создаются проблемные ситуации.
 
Анализ диагностических данных показал, что характер отношения детей к природе обусловлен недостаточностью полноты и существенности их знаний о живом, несформированностью умений осуществления деятельности в природе, недостаточным развитием эмоционально-ценностного опыта отношения к ней.
 
Организация развивающей экологической среды в ДОУ предусматривает:
 
- наличие постоянного и удобного для детей места хранения инструментов и материалов для осуществления деятельности в природе;
 
- подбор дидактического материала для решения задач экологического образования детей;
 
- возможность практикования детьми освоенного опыта, проявления заботы о живых существах, самостоятельного получения знаний.
 
План работы:
 
Цель: развитие экологической воспитанности дошкольников.
 
Задачи:1. Освоение
30.06.15
экологических представлений.
 
2. Развитие познавательных умений.
 
3. Овладение умениями ухода за живыми существами.
 
4. Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.
 
Задачи конкретизируются, исходя из особенностях возраста детей, результатов диагностики, интересов педагогов и детей, условий местности.
 
Содержание - раздел программы "Ребёнок открывает мир природы", соответствующий возрасту детей.
 
Система педагогического взаимодействия (организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребёнком, самостоятельная деятельность детей).
 
Совместная деятельность воспитателя и детей включает:
 
- диагностику экологической воспитанности детей (первичную, текущую, контрольную) ;
 
- наблюдения в уголке природы на прогулке у окна;
 
- целевые прогулки на природе;
 
- игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные) ;
 
- рассказы воспитателя, чтения детской литературы;
 
- беседы и разговоры детьми на экологические темы по их интересам;
 
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
 
- сбор коллекций, семян, камней, осенних листьев;
 
- опыты, поисковую деятельность;
 
- труд в уголке природы;
 
- просмотра диафильмов, фильмов, презентаций;
 
- работа с моделями;
 
- работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
 
- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
 
- экологические досуги и праздники;
 
- выставка художественной литературы.
 
Специально организованное обучение включает:
 
- экскурсии, НОД, наблюдения за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием) ;
 
- изобразительную деятельность по экологической тематике;
 
- ознакомление с трудом взрослых в природе;
 
- обучение детей по уходу за растениями и животными;
 
- развитие речи (составление рассказов о природных объектов и явлениях- по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы) ;
 
- обобщение представлений о природе (беседы обобщающие; обобщающее наблюдение) ;
 
- классификацию представлений о природе (беседы с использованием моделей, НОД в форме дидактической игры на классификацию) .
 
Самостоятельная деятельность детей:
 
- стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей, задания для самостоятельных наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций - познавательных и практических;
 
- разные виды игр;
 
- экспериментирование;
 
- уход за растениями и животными в уголке природы;
 
- работа с литературой, энциклопедиями.
 
Результат: повышение уровня экологической воспитанности детей (подведение итогов диагностики, внесение корректив в технологию работы с детьми по результатам диагностики) .
 
Тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию.
 
1."Не причиняя вреда природе". (Обговорить правила поведения в природе).
 
2."Поклонись ягодке". (Поговорить о ягодах своей местности, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана) .
 
3."Зелёная аптека". (О комнатных растениях) .
 
4."Крылатые доктора". (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения) .
 
5."Сокровища леса". (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу) .
 
6."Ядовитые растения". (Познакомить с ними, правила обращения с ядовитыми растениями, охрана ядовитых растений) .
 
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.
 
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль ДОУ в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
 
Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
 
Экологическая культура - это знания, практические навыки, эстетические переживания - эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание
оказать помощь природе, умение любоваться её красотой т. д.) .
 
Рассматривая проблему "Игра - как метод экологического воспитания" надо учитывать её актуальность, так как в настоящее время среда, окружающая человека находится в критическом состоянии. Игра же предусматривает активную познавательную деятельность с использованием разных анализаторов, что важно в умственном воспитании в развитии доброго, чуткого отношения к природе, а значит и воспитании экологической культуры с дошкольного возраста.
 
В ходе игровой деятельности дети легко запоминают названия растений, их строение, учатся заботиться о них, любоваться их красотой. Что доказывает значимость игры как экологического метода.
 
Системное использование игровой деятельности в воспитании экологической культуры позволяет добиться высокого уровня знаний.
 
Экологические игры младшего дошкольного возраста.
 
Сентябрь: "Угадай растение по описанию", "Найди листок, какой покажу", "Чудесный мешочек" (овощи и фрукты, "Узнай на вкус" (овощи и фрукты) .
 
Октябрь: "Где спряталась матрёшка? ", "Найди о чём расскажу", "Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи и фрукты,
 
"Узнай по запаху" (овощи, фрукты) .
 
Ноябрь: "Овощи и фрукты" (лото с элементами моделирования, "Найди такой же", "Вершки и корешки".
 
Декабрь: "Кто во что одет" (лото с элементами моделирования, "Где спряталась рыбка? "(изображение рыбки, "Кто где живёт", "Сложи картинку".
 
Январь: "Кто где живёт? ", "Сложи картинку" (4части) .
 
Февраль: "В зимней столовой", "Птички", "Узнай по голосу, какая это птичка", "Угадай растение по описанию" (бальзамин, китайская роза, фикус) .
 
Март: "Вороны", "Уточка", "Через ручеёк", "Воробушки и кот", "Солнышко и дождик", "Найди, что потерялось" (на прогулке, "Угадай по описанию".
 
Апрель: "К дереву беги", "Через ручеёк", "Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб", "Угадай по описанию".
 
Май: "Найди дерево по описанию", "Что изменилось", лото "Кто, где живет? " (с элементами моделирования) ; "Чья это тень", лото "Кто как двигается" (с элементами моделирования) ; "Собери цветок из частей".
 
Литература:
 
1. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Издательство «Акцидент», Санкт-Петербург, 1997.
 
2.«Методика экологического воспитания дошкольников», С. Н. Николаева, Москва, 2001.
 
3.«Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», Л. И. Егоренков, Москва, 2001.
 
4.«Занятия на прогулках с детьми дошкольного возраста», С. Н. Теплюк, Москва, 2001.
 
5. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребёнок в детском саду».
 
6. Энциклопедия «Что такое? Кто такой? », издательство «Педагогика», 1976.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...