Нравственное воспитание в детском саду
методическая разработка (старшая группа) на тему

Москальцова Елена Викторовна

Дипломная работа

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как воспитателю помогают инновационные технологии. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

Слайд 2

Инновация. Инновация – ( от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового , с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. ( Современный словарь иностранных языков) Инновационные технологии – это производство ( изобретение) нового для системы образования компонента. Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых: - усвоением максимального объема знаний; - максимальной творческой активностью; - широким спектром практических навыков и умений.

Слайд 3

Успешность современного педагога: -способность управлять собой -ставить разумные личные цели -умение решать проблемы -личностный рост -изобретательность и способность к инновационному творчеству.



Предварительный просмотр:

Воронежский институт высоких технологий.

Дипломная работа на тему:

«Нравственное воспитание в детском саду».

                                                                                               Выполнила: Москальцова Елена Викторовна

                                                                                         

2014г.

1.Введение. Что такое проект? Все о проекте.

Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации[1].

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта (устройстваработыуслуги). Выполнение проекта составляет проектную деятельность, которая включает:

  • проведение управленческих мероприятий (проектное управление). Достигается на основе использования, в том числе, принципов и методов управления проектом, являющегося частью системы менеджмента предприятия, универсальной для решения разных производственных задач;
  • решение специализированной задачи:
  • разработка продукции для заказчика. Продуктами проекта могут быть:
  • результаты маркетинговых исследований (маркетинг),
  • проектно-конструкторская документация. Комплект такой документации называется проектом. Он предназначен для создания разработанного устройства, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых он был разработан. (Обратим внимание на то, что значение слова «проект» в управленческой и научно-технической деятельности отличаются),
  • технологическая документация (управление производством),
  • программное обеспечение (управление проектами),
  • и т. д.;

Проекты могут быть объединены в программу проектов для достижения единого результата, или в портфель проектов для более эффективного управления. Портфель проектов может состоять из программ.

Проект обладает рядом свойственных ему характеристик, определив которые, можно точно сказать, относится ли анализируемый вид деятельности к проектам.

  1. Временность — любой проект имеет четкие временны́е рамки (это не относится к его результатам); в случае, если таких рамок не имеется, деятельность называется операцией и может длиться сколь угодно долго.
  2. Уникальные продукты, услугирезультаты — проект должен порождать уникальные результаты, достижения, продукты; в противном случае такое предприятие становится серийным производством.
  3. Последовательная разработка — любой проект развивается во времени, проходя через определённые ранее этапы или шаги, но при этом составление спецификаций проекта строго ограничивается содержанием, установленным на этапе начала.

Несмотря на то, что конечный результат выполнения проекта должен быть уникален, он обладает рядом общих с процесовым производством характеристик:

  1. Выполняется людьми
  2. Ограничен доступностью ресурсов
  3. Планируется, исполняется и управляется.

Разработка плана проекта.

После того, как определена цель проекта, начинается создание диаграммы действий. Диаграмма строится в виде дерева. Пусть по проекту надо построить дом. Назовём верхний узел «построить дом». Он разбивается на основные части: «сделать фундамент», «построить стены» и «установить крышу». «Сделать фундамент» можно разбить на части «выкопать яму» и «вбить сваи». Чтобы вбить сваи надо «привезти сваи» и «обеспечить спецтехнику», и т. д. Для конечных задач устанавливается время на их реализацию.

Такой процесс называется декомпозицией целей. Декомпозиция производится до тех пор, пока конечный элемент дерева не станет очевидной задачей для своего исполнителя. То есть если для исполнителя задача «установить крышу» является очевидной, то производить дальнейшую декомпозицию целей не нужно.

Между зависимыми задачами устанавливаются взаимосвязи, после чего древовидную структуру переводят к диаграмме Ганта. В ней получаются цепочки задач, связанных по последовательности и исполнителю. Время, которое будет затрачено на самую длинную цепочку можно принять за время реализации проекта. Обычно это время умножают в 1,3-2 раза, учитывая возможность форс-мажорных обстоятельств при реализации.

По основным частям, на которые был разбит проект (фундамент, стены, крыша), устанавливают контрольные точки. В контрольных точках менеджер проекта сравнивает планируемый результат с реальным и корректирует дальнейший план действий.

Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Консультации по темам:

  • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
  • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
  • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы:

  • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
  • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
  • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
  • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
  • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

2.Основная часть.

  • Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, краткосрочный.
  • Срок реализации проекта: 1 месяц (ноябрь, 2014 г., отчет – первая неделя декабря)
  • Автор проекта: Москальцова Елена Викторовна. 
  • Участники проекта: Дети средней группы  (4 года), родители, воспитатели (реализация), заместитель заведующей по ВМР (контроль).
  • Учреждение: МКДОУ « Калачеевский детский сад № 1 общеразвивающего вида», Калачеевский район, г. Калач.

Эпиграф проекта:

                        Доброта нужна всем людям,

                        Пусть побольше добрых будет.

                        Говорят не зря при встрече

                        «Добрый день» и «Добрый вечер».

                        И не зря ведь есть у нас

                        Пожеланье «В добрый час».

                        Доброта – она от века

                        Украшенье человека.

Гипотеза проекта:

«Если добрый ты, - это хорошо?»

Задачи проекта:

  • Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и  обогащения словарного запаса речи детей;
  • Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям;
  • Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение как к себе, так и к окружающим людям и ко всему окружающему миру ребенка;
  • Учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела;
  • Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать умения высказывать свою точку зрения;
  • Побуждать детей к положительным поступкам и делам;
  • Воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей.
  • Направленность проекта: формирование интереса у ребенка к общественной жизни, бережного отношения к окружающему миру, познанию себя и себе подобных, воспитание гуманных чувств.
  • Актуальность проекта: Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям.
  • Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Формы реализации проекта:

  • Занятия;
  • Беседы;
  • Оснащение предметно-пространственной среды;
  • Работа с родителями.

  • Коммуникативные игры:

        - Цветок добра

        -Улыбнись другу

        -Давайте познакомимся

        -Пингвины на севере

        -Доброе животное

  • Дидактические и словесные игры:

        -Найди ладошку друга

        -В мире сказок

        -Добрые и вежливые слова

        -Превращения

        -Кто больше знает добрых слов

        -Оцени поступок

        -Чудо-дерево.

Чтение и обсуждение художественных произведений

  • Стихи и сказки о доброте (смотри картотеку).
  • В.Осеева «Волшебное слово», «Синие листья».
  • А.Кузнецова «Подружки».
  • Сказки (уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствии):
  • - Волк и лиса
  • -Жихарка
  • -Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • -Волк и семеро козлят
  • -Лиса и заяц
  • -Красная шапочка
  • -Два жадных медвежонка
  • -Красная шапочка
  • -Морозко

Продукты реализации проекта:

  • Оформление фотовыставки «Наши добрые дела»;
  • Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте;
  • Создание сундучка добрых ладошек и шкатулки добрых слов;
  • Создание картотеки дидактических игр и словесно-художественного материала по теме «Эмоции. Коммуникация. Чувства.»;
  • Создание добрых поделок для сотрудников ДОУ и для родных и близких.
  • Открытое мероприятие «Добрая сказка» ( с элементами драматизации);
  • Презентация проекта;
  • Диагностика и результаты механизмов оценивания.

План реализации проекта.

ЭТАП:

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1.Целеполагание

  • Подготовка необходимого материала для реализации проекта;
  • Подбор и изучение научной литературы и ФГТ по данному вопросу;
  • Анкетирование родителей и детей на тему «Что я знаю о доброте?»
  • Беседа «Добрый человек. Что это значит?»

2.Введение в проект

  • Оценивание. Дидактическая игра «Добрый или злой» (задача: оценить героя из мультфильма, сказки, лит.произведения);
  • Вызвать у детей желание совершать добрые поступки;
  • Создание сундучка добрых ладошек детей.

3.Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему «Что такое доброта»;

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников»;

4.Реализация проекта (обучающая деятельность)

  • Чтение различной художественной литературы по теме «Доброта», обсуждение поступков героев, решение проблемных ситуаций «Как поступить», заучивание стихотворений о доброте наизусть, рассказывание стихотворений родным и близким; заучивание пословиц о доброте;
  • JДидактические игры «Что такое хорошо, что такое плохо», «Как помочь другому человеку», «Я знаю добрые слова» и др.;JБеседы «Как  порадовать маму», «Как мы можем позаботиться о старших», «Что значит быть добрым?»Этюды «Улыбнемся друг другу», «Скажи доброе слово другу», «Добрые ладошки»;
  • Оценивание. Мультимедийная викторина «Добрые и злые поступки»;
  • Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.

5.Реализация проекта (продуктивная деятельность)

  • Конструирование из бумаги «Цветок добра» (подарок сотрудникам ДОУ);
  • Конструирование из бумаги «Гирлянда добрых сердец»;
  • «Цветок для мамы» (лепка из пластилина);
  • «Как мы няне помогали» (помощь в сервировке столов к обеду);
  • «Как друг другу помогаем» (работа в парах);
  • Оценивание (диагностика);
  • Оформление фотовыставки «Наши добрые дела»;
  • Оформление шкатулки добрых слов.

 

6.Итоги проекта

  • Открытое мероприятие «Добрая сказка» ( с элементами драматизации);
  • Презентация проекта.

7.Определение задач для новых проектов

  • Продолжать воспитывать добрые дружеские отношения среди детей группы;
  • Продолжать развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим;
  • Создания пособия «Мирилка»

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

  • развитие самопознания и положительной самооценки;
  • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

  • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

  • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
  • овладение различными видами худ. деятельности;
  • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

Нравственное воспитание в детском саду.

Опросы, проведенные среди родителей, показывают, что до 2-2,5 лет большинство из них не считают провинившегося ребенка виноватым. "О какой вине тут можно говорить? Ведь он не понимает, не может сдержать себя, а раз не может - не виноват" - такова обычная логика рассуждений. Но как проверить: может сдержать или нет? Как уловить ту невидимую грань, до которой ребенок не может, а после которой может сдержать себя, подавить желание овладеть влекущим предметом, иначе: поступить сознательно, произвольно?

Поставим ребенка в определенную ситуацию. Попросим его не смотреть на новую игрушку, которую будем распаковывать у него за спиной. Сколько выдержит? Вот принесли коробку, зашуршала бумага... нет, не выдержал: любопытство одержало верх. Но так поступают не все, значительное число 3-летних, тем более 4-летних смогли выдержать испытание. А это значит: они уже могут контролировать свое поведение, могут вести себя произвольно. Следовательно, способны выполнять и простейшие нравственные нормы.

Произвольность - важная, но не единственная предпосылка нравственного поступка. Мы знаем: к началу дошкольного возраста у ребенка формируется речь, развиваются мышление, восприятие, память. Возникают первые представления о простейших нравственных нормах, о добре и зле. Большинство из них ребенок узнает от нас, взрослых. Конечно, не в ходе специальных уроков. Общение, конкретные жизненные ситуации - вот обычный контекст "нравственной педагогики". "Не лги", "не отбирай игрушки у младших", "не обижай слабого", "умей поделиться подарком" - десятки и сотни раз слышит это дошкольник в семье, в детском саду, на улице, в транспорте... Помогают и сказки, книжки, кино: тут люди и звери, растения и предметы воплощают в себе добро и зло, сердечность и жестокость, радушие и эгоизм. Немало значит и "социальное научение": малыш внимательно наблюдает за поведением и отношениями взрослых. Сочувствие, взаимопомощь родителей по отношению друг к другу, так же как и неучтивость и эгоизм, - все вызывает резонанс, все оставляет след в сознании ребенка.

Итак, к началу дошкольного возраста (к 3-4 годам) ребенок входит в сферу нравственных отношений людей. Он знает многие нормы и способен их соблюдать. А значит, несет личную ответственность и за их нарушение. Но именно теперь перед нами в полный рост встает главная задача: как сделать так, чтобы ребенок не только мог, но и хотел соблюдать моральные нормы? Как воспитать у него нравственные мотивы?

Проще всего - заставить. Будь честным - получишь награду, обманешь - жди наказания. Награды и наказания бесконечно разнообразны. Подарок, улыбка, слово одобрения, выразительный взгляд, интонации голоса, ласка или ее отсутствие - все может служить средством награды и наказания. Можно одобрить или наказать прямо, а можно - косвенно, например, сравнив поступок ребенка с поведением знакомого ему сказочного героя - доброго или злого. Дошкольник ждет одобрения близких взрослых, страшится наказания и поэтому старается соблюдать нормы и требования. Так возникаем и работает один из главных нравственных мотивов дошкольника - стремление сохранить и упрочить позитивное отношение к нему близких, значимых взрослых. Назовем этот мотив мотивом, ориентированным на внешний, социальный контроль.

Часто спрашивают: можно ли наказывать малыша? Ну а можно ли обойтись без наказаний? Увы! В реальной жизни не так уж редко встречаются ситуации, когда мы не можем и не должны быть равнодушны, когда надо решительно и быстро сказать ребенку "нет". И мы прибегаем к наказанию. Каким оно может быть? Тут нет готовых рецептов. Конечно, физическая боль, грубое слово недопустимы. Они травмируют психику ребенка, нарушают его "базовое доверие" к нам. Дозировка и форма наказания всегда индивидуальны, умение пользоваться ими - особое мастерство. Важно лишь одно, каким бы ни было наказание, оно не должно коснуться духовной нити доверия и любви, связывающей нас с малышом. Не должно унизить его человеческое достоинство.

И все же мы видим: нравственное поведение, построенное лишь на внешнем контроле, на поощрениях - наказаниях, прагматично. Малыш выполняет нормы не потому, что он "добр", "честен", "справедлив", а потому, что ему выгодно их соблюдать. Нарушать же - невыгодно: можно "нарваться" на наказание. Такое нравственное поведение нуждается во внешней опоре - социальном контроле. А что если этот контроль ослабнет? Если он исчезнет совсем?

Конечно, в жизни дошкольника это случается редко. Он почти всегда на глазах у взрослых: родителей, воспитателей, посторонних... Постоянное присутствие взрослых, их "всепроникающий" взгляд могут создать у ребенка иллюзию: даже если взрослого рядом нет, он все равно, рано или поздно, узнает о нарушении, догадается, "увидит по глазам". Так происходит "вращивание" внешнего контроля: теперь уже не сам взрослый, а лишь образ его в сознании ребенка становится носителем контроля, постоянно бодрствующим "стражем нравственности".

Но увы! Проходит время, и неустанный "страж" засыпает. Школьник, подросток все чаще "выпадает" из поля зрения взрослых, все меньше его страх перед внешним контролем. Придет час - и бывший дошкольник станет юношей, взрослым, создаст семью. Каким он будет там - в отношениях с женой и детьми? В отношениях, скрытых от внешнего контроля, от чужого глаза? Устоят нравственные мотивы или, лишившись своей внешней опоры, исчезнут, не оставив следа?

Итак, сделаем вывод: с возрастом внешний контроль ослабевает. В отношениях ребенка с людьми образуется область, недоступная внешнему контролю, пространство, в котором ребенок остается "один на один" с нравственной нормой. И если нравственное поведение опиралось лишь на контроль - с падением последнего исчезнет и оно.

Но ведь это опасно. Не в этом ли одна из причин удивительного явления, поразительного противоречия: резкого контраста между "трудностью" воспитания дошкольника и подростка? В самом деле, дошкольник обычно соблюдает нормы, требования взрослых. Особых проблем с ним нет. Но откуда же трудные подростки? Почему трудность подросткового возраста, частота нарушений подростками нравственных и правовых норм вырастают в целую проблему? Не потому ли, что ослабевает влияние внешнего контроля? Не потому ли, что воспитать у ребенка мотивы, не зависящие от такого контроля, мы не смогли? Если это так, то и среди дошкольников число детей, способных соблюдать моральную норму при отсутствии социального контроля, должно быть не очень велико. Проверим это.

Предложим детям-дошкольникам поиграть в простую игру: перекладывать из ведра в банку шарики от пинг-понга особой, У-образной лопаткой. Если плоская часть лопатки будет несколько вогнутой, дети легко справятся с задачей. Теперь попытаемся в словесной форме задать малышу "нравственную задачу". Расскажем ему историю про мальчика, которому взрослый дал задание: переложить шарики лопаткой, не трогая их рукой, а за это обещал красивую марку. Взрослый ушел, оставив мальчика одного; ребенок, не сумев переложить шарики лопаткой, переложил их рукой, а когда взрослый вернулся, обманул его и получил марку.

Убедимся, что наш "испытуемый" хорошо понял рассказ, и зададим вопросы: хорошо поступил мальчик или плохо? Что он сделал плохого? А как бы ты поступил на его месте? Цель вопросов - выяснить, знает ли наш малыш заложенные в рассказе нормы ("держать данное слово", "не обманывать") и считает ли их соблюдение обязательным для себя.

А теперь приступим к самому главному. Поставим малыша в реальную ситуацию: точно такую же, о которой он только что судил на словах. Предложим ему переложить шарики, не трогая их рукой, положим на стол красивую марку, выйдем из комнаты и будем скрытно наблюдать за его поведением. Только вместо вогнутой лопатки дадим лопатку с едва заметной выпуклостью: этого достаточно, чтобы сделать выполнение задания очень трудным. Вот ребенок, рассчитывая на быстрый успех, бодро приступает к выполнению... вот он задумался, осматривает лопатку, глядит на марку... Наступил решительный момент: сможет ли сдержать слово, удержаться от соблазна получить награду нечестным путем?

Результаты подтвердили наши сомнения: на словах почти все дети 3-6 лет соблюдают норму "честности", на деле - многие нарушают ее. Нарушают, но только в отсутствие взрослого: ведь тогда нарушение не оставляет следов. Если же взрослый остается в комнате, почти никто из детей не пытается переложить шарики рукой. Вот оно - сдерживающее влияние внешнего контроля!

Попробуем и другие методы. Предложим ребенку выполнить простое задание (вырезать флажки из бумаги), если он его выполнит, дадим красивую марку. "Ты можешь взять эту марку себе, а можешь опустить в эту коробочку. Из этой коробочки марки пойдут на выставку марок, которая будет устроена в детском саду". И тут оказалось: на словах большинство дошкольников отдают марку "на общее дело", на деле на это способны не более 10% детей, да и то в старшем возрасте. На словах дошкольники справедливо делят между собой и партнером игрушки, на деле большинство детей забирают лучшие игрушки себе. А вот если "дележ" происходит на глазах у партнера-сверстника, число "справедливых" резко растет. Опять - внешний контроль, на этот раз - со стороны сверстника. Чем старше дети, тем он сильнее.

И все же мы видим удивительную вещь: среди дошкольников есть дети, способные проявить честность, взаимопомощь, справедливость даже при отсутствии внешнего контроля! И число таких детей к старшему дошкольному возрасту растет. На каком же мотиве основана такая нравственность? Что заставляет ребенка "просто так", бескорыстно, соблюдать нравственные нормы? Может быть, сопереживание, сочувствие другому человеку? Предвосхищение того, что несправедливый поступок заставит другого страдать, а значит, и у меня самого оставит неприятное, безрадостное чувство?

Слов нет, сопереживание, сострадание - хорошие, гуманные чувства. Даже 2-летний малыш может поделиться лакомством с близким человеком, способен страдать, видя страдания близких. В еще большей степени способен к состраданию дошкольник. Но может ли подлинная, бескорыстная нравственность быть основана на сострадании? Вряд ли. Ведь сочувствовать, сострадать мы способны не всем: только близким, только симпатичным нам людям. Невозможно любить всех. А вот нравственным надо быть со всеми. Честность, добро, справедливость ребенка по отношению к близким, любимым еще можно объяснить состраданием; но как объяснить такие поступки ребенка по отношению к посторонним, неблизким, нелюбимым? А ведь нравственность по самому своему смыслу универсальна; она отрицает принцип "кого люблю, того и милую". Да и опыт показывает: если малыш соблюдает нормы в "абстрактной" ситуации с шариками, то с большой вероятностью можно предсказать, что он справедливо разделит игрушки. Если же нарушает норму честности, то и игрушки, как правило, делит несправедливо; сочувствие обиженному сверстнику тут остается лишь мысленным и на поведение не влияет. Нет, подлинный мотив бескорыстного поведения надо искать в другом.

Попробуем теперь воспитать у детей способность к бескорыстному нравственному поступку. Для контроля успешности "воспитания" возьмем ситуацию "Честность" (опыт с шариками). Сравним разные способы педагогического воздействия. Прежде всего наиболее известный - способ нравственного примера. Пусть ребенок наблюдает, как задание с шариками выполняет "модель" - взрослый или сверстник. Пусть видит, как модель "колеблется", очень хочет получить марку... но все же отказывается от награды ради соблюдения нормы. Повлияет ли такой пример на собственное поведение ребенка? Оказалось, воздействие неэффективно. Вновь поставленные в ситуацию одиночного выполнения, дети продолжают нарушать правило, хотя и видели, что этого не делают другие.

Попробуем другой метод. Предложим ребенку поиграть красивой электрической игрушкой (луноходом). Подстроим ситуацию так, чтобы в ходе игры машина "ломалась". Конечно, мы "огорчены": сломана дорогая игрушка. Огорчен и малыш. Но будем мягкосердечны, "простим" малышу его оплошность: "Ладно, ничего не поделаешь, куплю другую". А теперь опять поставим ребенка в контрольную ситуацию опыта. Не поможет ли испытанное ребенком чувство "вины и прощения" появлению у него нравственного мотива, желания "быть хорошим, честным, справедливым"? Ведь и мы, взрослые, в жизни нередко испытываем такие желания после удачно ликвидированных последствий наших оплошностей в отношениях с другими людьми. Выяснилось, метод "вины и прощения" гораздо успешнее, чем "метод нравственного примера", но все же успехи его довольно скромны.

Наиболее эффективным оказался третий метод: метод "смены позиции". Воспользуемся тем, что малыш находится в неведении относительно нашего знания о его проступках: он не знает, что мы наблюдали за его поведением и видели, как он нарушил норму. Предложим ему роль "учителя и контролера". Пусть он учит других детей, как правильно перекладывать шарики, и следит за тем, чтобы при этом не было нарушений. Наденем малышу на рукав повяжу, оставим детей наедине и посмотрим, что произойдет. Опыты показали: на словах все дети согласились быть "учителем", но далеко не все дети приняли эту роль на деле. Некоторые из наших "помощников" не только не препятствуют нарушениям сверстника, но и помогают ему скрыть эти нарушения от экспериментатора. Но зато те, которые приняли роль, ведут себя очень активно: показывают, объясняют, когда же сверстник предлагает "переложить рукой", указывают на необходимость "держать слово", "не обманывать"... просто трудно поверить, что сами-то они недавно вели себя совсем по-другому. И вот что интересно - когда дети, принявшие позицию "учителя", оставались одни и вновь получали задание переложить шарики, почти все они предпочли отказаться от обещанной награды, но слово свое сдержали.

Что произошло - понять нетрудно. Изменились отношение ребенка к самому себе, его нравственная самооценка. В самом деле, малыш уверен, что мы не знаем о его нарушениях, но сам-то он знает о них. Знает и то, что нарушение и обман плохо. А значит, он не очень высокого мнения о своих "нравственных достоинствах" (что, впрочем, не мешает ему нарушать нормы). И вдруг - такое доверие: он - "учитель", "контролер", "помощник взрослого". Вместо заслуженного наказания - незаслуженная и неожиданная награда. И малыш "вырастает" в собственных глазах. Стремится оправдать оказанное доверие. И заметим, не для того чтобы получить за это награду или похвалу, а для того чтобы сохранить и упрочить неожиданно и внезапно возникший положительный "образ самого себя". Сохранить и упрочить представление о себе как о "честном", "добром", "справедливом"... А это стоит того; чтобы отказаться даже от самой привлекательной награды.

Итак, прием "смены позиции" приводит к появлению у ребенка "положительного представления о себе" - это и есть тот нравственный мотив, который не зависит от контроля со стороны. И не зависит от наших эмоциональных отношений к другим, от наших симпатий и антипатий. Хочешь чувствовать себя нравственным, честным, справедливым - поступай нравственно с человеком, даже несимпатичным тебе, и не жди за это награды. 

В действительности нравственную самооценку у малыша можно сформировать и по-другому. Например, путем обыкновенного позитивного эмоционального общения с ребенком. Общения, которое, казалось бы, к нравственному поведению прямого отношения не имеет: ну что, например, общего между ситуацией "Честность" и совместными просмотрами мультфильмов, походами в лес, веселыми играми? И тем не менее дети, прошедшие через такое длительное общение со взрослым, значительно чаще совершают нравственные поступки в "опытах с шариками", чем другие их сверстники. Да и прием "чувство вины и прощения", как мы видели раньше, тоже влияет, хотя и не так эффективно. Что же общего у этих способов воспитания? В чем же тут секрет, что создает у дошкольника нравственную самооценку?

Теперь мы это знаем. Это стиль общения. Содержание этих способов разное, но стиль общения - одинаковый, бескорыстный. Прощаем ли мы проступок малыша, отдаем ли ему свое время, силы и душевную теплоту в обычном общении, оказываем ли доверие "нарушителю" - во всех этих случаях мы действуем бескорыстно, ставим потребности и интересы ребенка выше своих собственных. А тем самым даем ему возможность почувствовать себя значимым, достойным внимания и доверия - создаем у ребенка "положительный образ себя". Но ведь этот образ неотделим от нравственного поступка.

А вот общение, лишенное доверия и бескорыстия, общение, основанное только на "взаимности", для этого не подходит. В рамках авторитарного и даже демократического общения может формироваться лишь прагматическая нравственность - нравственность, основанная на внешнем контроле.

Итак, мы видим: нравственное развитие ребенка-дошкольника - сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь "вербальную сферу": ребенок осваивает нормы "на словах", в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные мотивы.

Но в то же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им представлений о добре и зле, "соприкасаясь" с бескорыстным общением со стороны близких взрослых, "высекает искру" нравственности нового типа - нравственности, основанной на потребности ребенка сохранить и упрочить положительный образ себя. Нравственности, свободной от внешнего контроля. Нравственности, способной устойчиво направлять его поведение вопреки изменчивости симпатий и настроений.

И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.

   В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.

        Так что такое духовно-нравственное воспитание детей? Это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.

       Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

       Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Я считаю, что очень  важно заниматься духовно-нравственным  воспитанием детей с раннего возраста.

       Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»?

        Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.

       Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.

        В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это, может быть,  Карлсон,  который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми; медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.

       Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

      Ещё я думаю, что общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.

Что же мы имеем ввиду под нравственно-духовным воспитанием?

Это прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как "труд", "долг", " честь", "Родина".

Что следует иметь ввиду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности. Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи! Воспитание гражданина - это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина - бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктами питания; воспитывать любовь и уважение к людям. Чувства Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое появляется только в детстве. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Задача взрослых - отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношение людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, гуманное отношение ко всему живому). Раскрывая перед родителями вопросы духовного воспитания, педагоги не только подчеркивают необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в их жизни, интерес к культуре, истории, но и указывают основные условия, при которых наиболее эффективно развиваются нравственные чувства.

Такими условиями являются:

- формирование у детей представлений о явлениях общественной жизни. Они создают возможность ориентироваться в ней, являются основой правильного понимания, оценки и осознанного отношения к общественной жизни. Поэтому, для духовного воспитания отбирается материал, наиболее ценный в воспитательном отношении;

- воспитание у них отношения к окружающему миру. Оно осуществляется в активной деятельности, творческой игре, труде.

Чтобы пробудить у дошкольника духовные чувства, родители знакомят детей с достопримечательностями своего города, рассказывают им о труде людей, о своей работе, о природе, о тех местах, где он родился и живет.

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивления, радость, торг, пробуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Необходимость научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить и т.д.) Любовь к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. прививать с раннего возраста любовь к природе по 2 причинам:

Во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру;

Во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - "ласкают" котенка и пр.). Большое значение имеют просмотры телепередач "В мире животных". Хорошо, если сначала родители просматривают передачу фиксируют внимание на том материале, который интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят её. Во время прогулок интересно показать детям растения, рассказать почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, подорожник. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным. Эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношение самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. мы должны воспитывать у ребенка не только любовь к природе, но и воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Заботливое отношение к окружающим - ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен.

Заботливость, как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей. Первый этап - охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем - проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Завершающий этап развития этого качества - проявление заботливости в отношениях к близким людям ( родителям, родственникам).

Проявление заботливого отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского коллектива. Благотворное влияние детского сада на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости, отмечают и родители. Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявления сочувствия, сопереживания. Особенности проявления заботливости у детей во многом зависит от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями задач воспитания и воплощения их на практике; отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде. Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнять так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать. Выполняя по заданию воспитателя практические дела, дети учатся и словесно выражать свои добрые чувства членами семьи.

Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для воспитания художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами мораль, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания. Кладовая мировой детской литературы полна разных, интересных, оригинальных произведений, перечитать которые все в детском саду, где планируется еще много образовательных занятий, совершенно невозможно. Но современные программы изобилуют списками рекомендованной для чтения детям литературы. Предоставленные сами себе, педагоги и родители выбирают из предложенных списков книги, либо в соответствии со своим вкусом, либо с наличием их в библиотеке детского сада. Первую группу составляют сочинения для самых маленьких - это пестовый фольклор и потешки. Пестовый фольклор - это колыбельные, приговоры при расчесывании, купании, заболевании ребенка - призван был защищать малыша или помочь ему. Потешки адресованы более старшим детям, они ритмически организованы и не читались, а произносились на распев, как правило, сопровождались какими-либо действиями взрослого - похлопыванием, покачиванием, поглаживанием, подбрасыванием. При этом происходил приятный для ребенка физический контакт с близким взрослым и восстанавливалось эмоциональное равновесие. В этой функции такие игры могут использоваться на протяжении всего периода дошкольного детства, как в условиях детского сада, так и в семье. Вторая группа произведения, способствующие интеллектуальному развитию ребенка: в зависимости от его возраста на первый план выдвигаются совершенно разные задачи. В соответствии с ними в фольклоре для каждой возрастной группы имелись свои произведения. Самым маленьким адресованы так называемые кумулятивные сказки такие, как - "Репка", "Рукавичка", "Теремок", "Колобок", песенки "Где был Иванушка?" и т.п. Многократно слушая их, ребенок прикидывает к тому, что герои появляются в строго определенном порядке. С каждым следующим героем происходит одно и тоже типовое событие, и он занимает свое типовое место в ряду. С появлением следующего героя весь ряд повторяется заново: " Жучка - за внучку, внучка-за бабку, бабка- за дедку, а дедка- за репку..." . Идея упорядоченной последовательности чрезвычайно важна для усвоения в последствии абстрактной идеи порядка вообще - в частности, представления о числовой последовательности, числовом ряде. В других сказках - например в сказке "Три медведя" - дети сталкиваются в понятиями о соответствии размеров.

Особая задача при знакомстве детей с литературой - воспитание эстетического вкуса и любви к родной русской речи. К поэтической форме дети привыкают с рождения, слушая колыбельные и другие песни, приобщаясь к рифмованному пестованному и потешному фольклору. В целом выбор произведений полагается осуществлять с учетом интересов конкретных детей. Однако в общем объеме читаемой литературы преимущество должно быть отдано непереводной отечественной словесности.

Рассматривается как ведущий компонент системы всестороннего гармонического развития личности. Трактуется как процесс формирования нравственного сознания, чувств и поведения. В отечественной педагогике разработаны содержание, принципы, методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся. Накоплен разнообразный опыт решения данной задачи в работе со школьниками всех возрастных групп.

Важнейшей проблемой науки и практики в настоящее время выступает проблема переосмысления нравственных идеалов, сохранения нравственных ценностей советского периода развития России. Восстановление ранее отвергаемых и гонимых, в частности, из области религиозно-духовных моральных ценностей. Существует риск засорения спектра нравственных норм и предписаний предосудительными формами межличностных отношений и поведения. Особенно в области защиты прав и свобод юных и взрослых граждан страны. Существенную опасность для нравственного воспитания представляет апологетика богатства, денег, карьеризма, индивидуализма и жажды личного успеха любыми средствами. Полярность школьных моделей нравственности и уроков реальной жизни усложняет работу российского учительства. В спектр нравственного воспитания и перевоспитания интенсивно входят задачи предупреждения, преодоления аморализма из мира взрослых: проституции, алкоголизма, наркомании, преступлений.

Пути использования идей этнопедагогики в работе учителя.

Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы составляют основу этнопедагогики и этнопсихологии. Они выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказвпают огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Раскрытие механизмов воздействия - важнейшая задача современной этнопедагогики и этнопсихологии.

Практика этнопедагогики предполагает поэтапность деятельности учителя: первый этап - накопление факторов по отдельным народам второй - сравнительный анализ педагогических традиций, родственных и сопредельных народов и третий этап - обобщение педагогического опыта и идей о воспитании народов конкретной территории.

Основными принципами этнопедагогики являются: глубокая ин-дивидуализация обучения и воспитания; развитие самостоятельности; формирование "Я - концепции" растущей личности.

Раскрытие социально-психолодгсеского смысла народных традиций KiK детерминированного, сложного функционального фактора формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка есть условие его социального развития. В сложной системе отношений, а которые включен растущий человек и которые связывают его с разными (по социальному статусу, содержанию и т. д.) группами, этнические общности выделяются специальными условиями выработки нормативных систем, регулирующих поведение (религиозная культура, ее нравственные заповеди в определенной степени выступают как регулирующий и сдерживающий фактор).

Народные традиции, в свою очередь, представляют собой важнейший фактор, обеспечивающий организующее действие, своего рода субъективное конституирование этнической общности, ее индивидуализацию. Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание к ближнему, родине, потребности к добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.

Нравственное развитие ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме.

Входя в мотивационную сферу личности, такой образец функционирует по принципу непосредственно действующей потребности, детерминируя этим поведением и деятельность ребенка. Именно деятельность выступает психологической основой реализации образца.

Наиболее активно усвоение, "присвоение" образцов деятельности и поведения социальных норм происходит в младшем школьном и подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя образцам социума, сфокусированным в традициях и обычаях. А в старшем школьном возрасте происходит социализация личности. Растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Отсюда его желание быть похожим на взрослых, он готов и мотивационно стремиться к освоению общественных ценностей. Вместе с тем, дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения из-за определенных суженных условий, которые ему предоставляет социальная среда и воспитание. И в этом отношении народные традиции, этнопеда-гогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека.

В народной традиции социализация молодежи, подготовка к труду и выбору жизненного пути занимают ведущее место. Об этом свидетельствует богатое наследие устного народного творчества - пословицы, поговорки, предания, сказки и др. С раннего детства через игры, забавы старшие учат младших социальным отношениям, первоначальным навыкам того или иного труда, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно.

Вместе с тем, как показывает изучение опыта школ, в настоящее время утрачены в большинстве своем традиционные виды деятельности, в связи с этим происходит утрата подготовки учащихся к труду, исходя из реальных природно-климатических, социальных и культурно-национальных условий, что снижает конкурентоспособность личности на рынке труда.

В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Религия, как часть общественного сознания, теснейшим образом взаимосвязанная с народными традициями, оказывает влияние на отношения во многих семьях и обществе. Религиозные убеждения содержат принципы, регулирующие не только морально-этические нормы поведения в семье и обществе, но и его личную, хозяйственную и общественную жизнь, определяют образ жизни человека и социума. Приобщение подрастающего поколения к религиозной культуре позволяет сделать предположение, что религиозная культура, аккумулирующая в себя многовековой опыт народа, связи с этнопедагогикой, позволит достойно решить многие задачи, связанные с развитием человека, его морально-этическим отношением к себе, своей семье, ближайшему окружению, сверстникам, людям разных наций, вероисповеданий и сословий. Отправная точка и морального, и религиозного сознания - отдельная человеческая личность и ее взаимоотношение с обществом, миром в т. ч. божественным. В нравственной жизни огромную роль играет вера в торжество Добра, Справедливости. Без такой веры нравственная жизнь человека почти невозможна. Народная педагогика ориентирует человеку на веру. Следует отметить, что там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчиво сохранились и народные традиции. Соответственно этому, воздействие традиций значительно отражается и на детской среде. Однако сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком, в частности, является односторонность воздействия на личностное становление. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции в меньшей степени содействуют формированию у них самостоятельности, способности противостоять неблагоприятным, отрицательным воздействиям среды. То есть, эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий. Тем более, что проблема воздействия народных традиций, этнопедагогической культуры имеет весьма сложный характер, связанный с развитием национального самосознания, приводящего порой к негативному отношению к обычаям и нормам других народов. Отсюда исключительно важно найти формы использования народных традиций, которые бы снимали национальный эгоцентризм, выступая условием присвоения общечеловеческих ценностей и формирования культуры межнациональных отношений.

Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляются через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества - музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, байты (дастаны, байты - формы этических произведений у восточных народов) и другие формы народного творчества особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями - во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них - мировой культуры, интериоризацию общечеловеческих ценностей, следование велению совести, а не внешним императивам, воспитанию личной порядочности, скромности, действенной доброты, принципиальности, сочетающейся с терпимостью к инакомыслию, не приносящему вреда людям.

Знание традиционной духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой формирования социально-этических норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений.

Анализ воспитательной работы в школах показывает, что случайные и разрозненные попытки использовать прогрессивные идеи народного воспитания не приносят желаемых результатов. Тем более, если эта работа проводится оторванно от родителей, не используется мудрость, опыт старших поколений, культура в семейном, трудовом, социально-этическом воспитании. Вместе с тем, народные эпические произведения, где воплощена мудрость воспитания, почти не изучаются в школе. Культурологическая, добротворческая, совместная со взрослыми созидательная деятельность, основанная на народных традициях, также забыта.

Жестко централизованное обучение, очерченное до последнего времени учебными планами и программами, не позволяет изучать в полном объеме произведения народного творчества различных жанров. Вместе с тем, опыт показывает, что изучение таких материалов эффективно тогда, когда оно включено в содержание урока, внеурочного времени на факультативных занятиях и в творческих объединениях школьников.

Обобщая сказанное, современной школе необходимо учитывать следующие принципы:

  • интернационализм как идейной основы конструирования отношений, общения в социально-педагогическом комплексе Федерации;
  • ценности культур народов и значимости народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы бытовых и профессиональных процессов социализации и становления личности;
  • терпимости к воззрениям личности, в т. ч. различным религиозным верованиям, к социокультурной среде ее развития;
  • учета специфики широких социальных движений в России и мире и использования их возможностей, традиций, обычаев в развитии самобытной личности.

Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью культуры приобретает в настоящеее время особую актуальность. Оно определяется возрастающей ролью человека в создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной и конкурентоспособной личности.

Эффективное осуществление этих задач во многом зависит от подготовленности учителей к реализации воспитательного потенциала народной педагогики. Школа в идеале должна представлять собой общественный институт, передающий молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущим поколением.

4. Список литературы.

  • М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  • О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница «День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей раннего возраста» (М., 2007 г.);
  • Давыдов В.В., Петровский В.А., Концепция дошкольного воспитания, «Дошкольное воспитание», 1989г., №5;
  • Буре Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М., 2011г.;
  • Петрова В.И., Стульник Т.Д., Нравственное воспитание в детском саду: методическое пособие. М., 2010 г.;
  • Те же, Этические беседы с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. М., 2010 г.;
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. М., 2008 г.
  • С.А. Козлова «Я-человек». М.»Школьная пресса».2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика нравственного воспитания в детском саду

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие де...

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду

13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций" Участниками стали пред...

Духовно-нравственное воспитание в детском саду.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду....

Нравственное воспитание в детском саду

Методика воспитания нравственно-волевых качеств детей дошкольного возраста...

Духовно-нравственное воспитание в детском саду (из опыта работы)

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-...

«Духовно - нравственное воспитание в детском саду»

Конечная цель разумного воспитания детейзаключается в постепенном образовании в ребенкеясного понимания вещей окружающего мира.Затем результатом понимания должно статьвозведение добрых инстинктов детс...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание в детском саду"

Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"...