Фоновая музыка в детском саду
методическая разработка

Бочко Ирина Сергеевна

Материал предназначен для воспитателей и родителей дошкольников. Как правильно выбранный музыкальный фон влияет на детскую психику, физическое здоровье и пворческий потенциал детей.

В какое время и какую музыку можно использовать в различных видах деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonovaya_muzyka.docx21.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск пути её решения не теряют своей актуальности.

Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивают детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает работе всего дошкольного  образовательного учреждения в целом.

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.

Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельностью. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, используя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеют не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фоном подбирают музыкальный руководитель совместно с воспитателем, методистом, педагогом – психологом. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого – педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно – воспитательного процесса:

  • Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
  • Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
  • Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
  • Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждения усталости и утомления;
  • Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия, /развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др./ может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно – эмоциональное содержание, средства выразительности/мелодия, темп, ритм и др./ При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем (см. таб. 1) Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют звучание  музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Таблица 1

Занятие

Степень активности восприятия музыки

Развитие речи

Активное и пассивное

Математика

Пассивное

Ознакомление с окружающим миром

Активное и пассивное

Ручной труд

Пассивное

Конструирование

Пассивное

Рисование

Активное и пассивное

Физкультура

Активное и пассивное

ОБЖ

Пассивное

Звучание музыки фоном в режимные моменты/ приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др. /создаёт эмоционально комфортный климат в группе.

Взаимодействие музыкального руководителя, психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течении дня.

Примерное расписание звучания фоновой музыки

/время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей/

Время звучания

Преобладающий эмоциональный фон

7.30 – 8.00

Радостно – спокойный

8.40 – 9.00

Уверенный, активный

12.20 – 12.40

Умиротворённый, нежный

15.00 – 15.15

Оптимистично-просветлённый,спокойный

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку и взрослому.

Примерный репертуар фоновой музыки

/для детей старшего возраста/

Функция фоновой музыки

Примерный репертуар

Релаксирующая/расслабляющая/

К.Дебюсси «Облака», А.Бородин «Ноктюрн», К.Глюк «Мелодия»

Тонизирующая/повышающая жизненный тонус, настроение/

Э.Григ «Утро», И.Бах «шутка», И.Штраус вальс «Весенние голоса», П. Чайковский «Подснежник»-цикл «Времена года», «вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Активизирующая /возбуждающая/

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

М. Глинка «Камаринская», В. Моцарт «Турецкое рондо»,

Успокаивающая/умиротворяющая/

М. Глинка «Жаворонок», А. Лядов «Музыкальная табакерка», К.Сен-Санс

 « Лебедь», Ф. Шуберт «Серенада»

Организующая/способствующая концентрации внимания при организованной деятельности/

И. Бах «Ария», А.Вивальди «Времена года»(«Весна», «Лето») С. Прокофьев «Марш»,

 Ф. Шуберт «Музыкальный момент».

Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.Чайковского, А.Вивальди «Времена года», балет «Щелкунчик», произведения В-А. Моцарта.

Вывод: музыка, развивает способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фоновая музыка в детском саду

Консультация для педагогов...

Консультация для педагогов "Фоновая музыка в детском саду"

Познакомить педагогов со значением прослушиваемой музыки детьми в детском саду....

«Фоновая музыка в детском саду»

Формирование музыкальной культуры человека предполагает последовательное накопление опыта восприятия музыкальных произведений высокого искусства, начиная с раннего детства. Б.В.Асафьев, подчёркивая св...

Консультация Фоновая музыка в детском саду

Консультация для воспитателей "Фоновая музыка в детском саду"...

Фоновая музыка в детском саду

Консультация для воспитателей....

Фоновая музыка в детском саду

Консультация подготовлена для воспитателей ДОО. В консультации содержаться рекомендации по использованию фоновой музыки в разных режимных моментах, психолого-педагогическое обоснование использование ф...

Презентация. Фоновая музыка в детском саду.

Фоновая музыка в детском саду....