Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОО с родителями детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

Черепанова Апполинарья Степановна

В свете современных изменений в системе образования, в соответствии с ФГОГС ДО, сложившуюся ситуацию можно решить  в процессе «взаимодействия с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания  образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОО  с   родителями детей раннего возраста

«Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие». В.С.Мухина

Две наиболее значимые сферы  для ребёнка раннего возраста в этот период – семья и детский сад. Уникальность семейного воспитания обусловлена  особой значимостью разных людей в жизни ребёнка  данного возраста в силу его психологической и психомоторной зависимости от них.

Взаимодействие ребёнка раннего возраста с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Каждый  по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Благоприятный процесс адаптации детей к детскому саду  во многом зависит  от грамотного психологического сопровождения, тесного взаимодействия воспитателей, специалистов и родителей в данный период, установление доверительного контакта между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное  участие в жизни группы, важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития детей.

В «Законе об образовании» №273 ст.№18 прописано «Основная роль родителей заключается  в реализации преимущественного права родителей на воспитание ребёнка, в то время  как педагог обязан оказывать посильную консультативную помощь».

Однако воспитательная функция семьи в современной социо-культурной ситуации снижается. Причины этого явления связаны с нестабильностью общества, социальной напряжённостью, экономическим давлением. Многие родители перекладывают воспитание своего ребёнка на дошкольное образовательное учреждение, воспринимая дошкольный период, как время, не требующее от них особых воспитательных усилий. Не все родители обладают высоким уровнем психолого - педагогической культуры, зачастую испытывают определённые трудности в установлении контактов с детьми, так как не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей. Молодые семьи практикуют непродуктивные тактики воспитания: гиперопёка, вседозволенность, или наоборот - достаточно часто дети испытывают дефицит общения с родителями. Такое положение негативно отражается на детско-родительских отношениях, воспитывает инертность и потребительское отношение  к педагогу и системе образования в целом. Поэтому общение  педагогов  с родителями воспитанников всегда остаётся актуальным, особенно в период привыкания детей к новым условиям детского сада.

    В свете современных изменений в системе образования, в соответствии с ФГОГС ДО, сложившуюся ситуацию можно решить  в процессе «взаимодействия с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания  образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

С учётом этого необходимо организовать  взаимодействие  с семьёй в разных  формах. Опыт работы показывает, что на сегодняшний день такие формы работы с родителями, как собрания, консультации, наглядная информация и другие, недостаточно эффективны, так как родители выступают на них как формальные слушатели.

      Поэтому одной из задач по решению проблемы успешной адаптации детей к новым условиям -  является внедрение эффективных технологий сотрудничества, поиск рациональных  путей взаимодействия с родителями в практику социально - делового и  психолого  - педагогического партнёрства.

Организовать сотрудничество с семьёй более эффективно, обеспечить интеграцию деятельности различных специалистов, на наш взгляд помогут педагогические проекты.

Метод проектов - один из наиболее эффективных методов, который включает взаимодействие, педагогов, родителей и детей: участие  в каком – либо общем деле, совместные действия, деятельность. Целью каждого совместного проекта является решение актуальной проблемы, основанном на принципиально новом способе их разрешения.

При создании проектов мы определяем потребности родителей в совместной партнёрской деятельности, учитываем их интересы и пожелания. При этом используем следующие  формы работы:  посещения детей на дому, знакомство с детьми до прихода в детский сад, индивидуальные беседы, родительское собрание «Будем знакомы», организация работы в клубе «Лапушка». Анкетирование родителей свидетельствовало о том, что они готовы к сотрудничеству.  Проанализировали проблемы, которые касаются большинства родителей детей, впервые поступивших в детский сад, определили основные направления  совместной деятельности в ходе работы над проектами, учитывая особенности развития детей 2-3 лет.

В реализации проектов активными участниками взаимодействия стали педагоги группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители.

Во всех  проектах главной целью взаимодействия являлось - создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду, на сохранение и укрепление физического, эмоционального и психологического развития детей раннего возраста.  Для достижения целей были поставлены следующие задачи.

Для детей: преодоление стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, с педагогом,  развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Для родителей: установление  долговременных постоянных связей с родителями, формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей  раннего возраста, гармонизация детско-родительских отношений, привлечение их к продуктивному сотрудничеству, приобщение  к участию в жизни группы.

       Совместные проекты классифицировались по следующим признакам: по   срокам реализации (средней продолжительности, долгосрочный); по тематике.  В процессе их реализации решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Определены  этапы каждого проекта.

1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей  на предстоящую деятельность; знакомство родителей с задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка проектной деятельности.

2 этап – исполнительский. Собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста, развитие  ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка, формирование привычки у родителей в содержательном проведении совместной деятельности.

3 этап – заключительный. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместной работы. Форма проведения: совместные  праздники, занятия, досуги, участие в конкурсах, выставках.

Продумана и разработана программа мероприятий в рамках проектов,      по следующим направлениям:

     - организация работы с детьми;

     - повышение компетентности родителей  в вопросах воспитания;

     - активизация  общения детей  и родителей через непосредственное участие в образовательной деятельности.

Совместные проекты реализовывались  через семейный клуб «Лапушка». Использовали разнообразные формы взаимодействия (семинары- практикумы,  диспуты, круглые столы, выпуск групповой газеты «Лапушка», совместное проведение праздников и занятий с детьми, участие в конкурсах поделок), результаты   отражали в тетради «Добрых дел» со стихами и благодарностями от детей и педагогов.

Нами разработаны и реализованы следующие проекты: игровой образовательный проект «Машенька, Маша – куколка наша» через организацию метода  «любимой игрушки» - куклы Маши. В соответствии с планом проекта  были разработаны и реализована: система игр – занятий с куклами, к каждому из них подобрано художественное слово, игровые мотивации, дидактические, хороводные, коммуникативные, подвижные игры, игры с пальчиками, сценарии развлечений, театрализованных представлений. Родителям были предложены консультации «Как облегчить адаптацию для малышей», «Какие игрушки покупать детям», «Роль фольклора в эмоциональном и речевом развитии детей», проведён семинар практикум «Играем с ребёнком» на занятии в клубе «Лапушка» по организации совместных игр дома. В помощь родителям оформлен тематический альбом «Куклы – своими руками», «Как мы играем дома».  Родители мастерили узелковые куколки на совместном занятии с детьми, куклы – перчатки с последующим использованием её  в совместной игре « Теремок» на занятии в клубе.  Папы изготовили люлечки, которыми с удовольствием играми дети. Провели совместное развлечение «День рождения Маши». Совместно с родителями изготовили масленичную тематическую куклу «Капризуля», которая на городском конкурсе заняла призовое место. На родительском собрании была показана видеосъёмка самостоятельных игр детей, где родители смогли посмотреть, как интересно, увлечённо, дружно играют, общаются  дети в играх.

Идея разработки игрового проекта  мини - музея «Изба бабушки Ульяны» возникла в связи с особенностями познания детей раннего возраста, которое начинается с приобщения малышей к фольклору: песенкам, потешкам, загадкам, сказкам, играм. Во многих из них встречались непонятные малышам слова и выражения: горница, чугунок, лапти, крынка. Нам приходилось разъяснять их значения, опираясь на фотографии или картинки. Но этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о  создании мини-музея с целью формирования познавательных интересов детей путём использования различных видов наглядности, а именно  предметов народного быта поморского края. Совместно с родителями определили тему, подбор экспонатов. Обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили вышитые полотенца и разноцветные домотканые половички, из деревни привозили чугунки и ухваты, старинные предметы, посуду и кухонную утварь. Так по крупицам стали появляться экспонаты музея. В мини - музее распределили экспонаты по двум разделам: изба в русском стиле и забавные северные игрушки. Экспонаты нашего музея являются частыми атрибутами: в театрализованной деятельности, на непосредственно-образовательной деятельности, развлечениях, в совместной деятельности с родителями в клубе  «Лапушка», где детьми вместе с мамами мастерили северных кукол-скаток.

Планирование работы  мини-музея включало в себя: ознакомление родителей с экспонатами музея на занятии «В гости к бабушке Ульяне» (знакомство с предметами быта: печь-матушка, лопата, ухват, скалка и др.); проведение фольклорного праздника «Ох, уж этот самовар» (знакомство с традициями северного гостеприимства, с предметами кухонной утвари: самовар, чашка, блюдце);  совместное занятие «Щи да каша – пища наша» (дали представление о еде наших бабушек, где и как она варилась, томилось, знакомили с предметом утвари: горшок),  развлечение «Бабушка с ярмарки пришла» (знакомили с народной игрушкой Севера).

      Несмотря на создание оптимальных  условий для благоприятной адаптации детей, мы находимся в постоянном поиске.  Разработан и реализован  исследовательский практико-ориентировочный проект «Вода, водица, всем пригодится» в организации разных видов детской деятельности с использованием воды, т.к. вода – это удивительный объект познания, первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш, она дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

При реализации проекта совместно с родителями был  оборудован центр «Песок – вода», приобретён напольный бассейн, набор резиновых и пластмассовых, заводных плавающих игрушек, материалов для игр и детского экспериментирования. В процессе реализации проекта использовали различные формы организации работы с детьми: минутки радости, дидактические, пальчиковые, конструктивные игры, игры с водой в ходе режимных моментов, опыты и эксперименты, наблюдения, развлечения, организация совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности.

С родителями проведён семинар - практикум по организации игр с водой в домашних условиях, оформили тематические памятки, подобрали практический материал потешек, прибауток, стихов про водичку, снег, лёд, игр с водой, позволяющих ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание ребёнка в зависимости от его  состояния. Итоговое  мероприятие -увлекательное развлечение  «Петрушка в гостях у детей», на котором родители вместе с детьми выполняли чудесные превращения воды, удивлялись фокусам Петрушки, а затем вместе пускали мыльные пузыри.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       В результате осуществления проекта отметили, что  дети с увлечением выполняли элементарные действия с водой, быстро включились в воспитательно - образовательный процесс, познакомились с первоначальными свойствами воды,  у  них   сформировалось умение наблюдать, удивляться, проявлять своё эмоциональное отношение в опытно – экспериментальной, деятельности, значительно расширился активный словарь детей, игровые навыки с водой, внимание стало более  устойчивым. Вовлеченность в проект позволила родителям стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Очень важна в адаптационный период  совместная работа с родителями по организации двигательной активности  детей. Сегодня следуя  моде времени, родители больше внимания  обращают на умственное развитие  своих детей, не проявляя должного внимания  заботе о физическом развитии. А ведь, именно, у детей  младшего возраста отмечается  огромный  интерес  к движениям. Поэтому нами были разработаны и реализованы совместные игровые практико - ориентировочные проекты зимней площадки « Площадка Олимпийского резерва» и детской игровой площадки «Островок сказок» с целью создания благоприятных условий для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе, формирования двигательной активности детей, приобщения их к здоровому образу жизни.

В результате проектной деятельности коллектив родителей и педагогов нашли взаимопонимание необходимое в совместной деятельности. Постройки на площадке стимулировали двигательную активность малышей. Дети получили эмоциональный заряд,  растут крепкие, закаленные, жизнерадостные, любят прогулки и веселые подвижные игры. Сократилось число простудных заболеваний.

Результаты анализа  адаптации детей раннего возраста за три предыдущих года показали, что взаимодействие с родителями в проектной деятельности в процессе занятий в клубе «Лапушка» способствовали прохождению адаптации в короткие сроки с лёгкой и средней степенью адаптации (см. диаграмму). Эти показатели позволяют судить об оптимально - созданных условиях для детей раннего возраста в период адаптации и важности тесного сотрудничества с родителями в совместной деятельности.

     

 Таким образом, в результате  реализации проектов отметили: дети  быстро включились в воспитательно-образовательный процесс; у них сформировалось положительное отношение  к детскому саду, а  также осознанное  отношение родителей к личностному развитию детей, установились взаимные доверительные отношения педагогов, родителей и  детей. Совместная проектная деятельность способствовала реализации эффективного включения семьи в жизнь ребёнка в ДОО.  Родители стали  равноправными, заинтересованными участниками образовательного процесса.

      Подводя итоги своей работы, можно сделать вывод, что проектный метод работы является достаточно эффективной формой работы ДОО с семьёй; творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

     Работа воспитателей групп детей раннего возраста с родителями очень ответственна, ибо это начало многолетнего сотрудничества детского сада и семьи. Успех такого сотрудничества, его действенность во многом зависит от того, насколько родители с первых дней нахождения ребенка в детском саду проникнутся доверием к педагогам, убедятся в том, что теперь их заботы о малыше разделят заботливые, добрые, знающие и умелые педагоги.

Литература:

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Баранова Е.В. “Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома”.
3.  Горлова Е.Л. Характеристика родительской компетентности как фактор развития детей раннего возраста.2006г.

4. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

5.  КиселёваЛ.С Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:

6.  Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трёх лет.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

8.  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружа...

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.

           В  нашем детском саду  реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»...

Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, выстраивание партнерского взаимодействия с ними для решения образовательных задач.(Представлено на районном методическом объединении воспитателей мл.групп)

Цель : Создание социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного  возраста. Задачи:- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей ...

«Взаимодействие воспитателей с родителями детей раннего возраста через игровую деятельность»

laquo;Семья для ребенка-это источник общественного опыта. Здесь он находитпримеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Иесли мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, т...

.«Проектная деятельность как средство развития познавательно исследовательских способностей детей старшего возраста.»

Проектная деятельность - активная деятельность - наиболее успешный вид восприятия информации....

«Проектная деятельность, как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста».

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи. Речевое развитие согласно ФГОС ДО — это становление коммуникативной компетенции реб...