Занятие в старшей группе Д/С ,,Что там видно за окошком?,,
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

самсонова светлана дмитриевна

Ознакомление детей с дикими животными родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon занятие по экологии в д/с41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение №10 «Звездочка»

ЗАНЯТИЕ

«ЧТО ТАМ ВИДНО

ЗА ОКОШКОМ»

Старшая группа

г. Дубна Московской обл.

Воспитатель: Самсонова С. Д.

Тема: «Что там видно за окошком».

Цель:

Обобщить представление детей о многообразии растений и животных; о влиянии среды обитания  на внешнее строение и особенности поведения животных. Расширить представление о растительности и  животном  мире  Подмосковья.  Закрепить знание  основных правил поведения на природе. Совершенствовать диалогическую речь, побуждать использовать объяснительную  речь;  обобщать  активный словарь.

Материал:

Кукла Домовёнок; 3 картины в виде окон, прикрытые шторами из цветной бумаги: «Зима», «Лето», диаграмма, «Мир вокруг нас», картонные изображения животных — обитателей леса Подмосковья (на липучках или вставлять в прорези) (заяц, лиса, лось, ёж, волк, медведь),  яблоко, апельсин, лимон, лук, нарисованные на отдельных листах следы животных; полоски бумаги и цветные карандаши на каждого ребёнка; карточки «Пищевые цепочки», картинки с изображением растений, ширма на природоохранную тему.

        

Ход занятия:

        Дети в групповой комнате. Входит воспитатель, в руках у него кукла Домовёнок.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я расскажу вам историю, которая приключилась со мной вчера. Шла я вечером домой через сквер, и вдруг услышала плач. Огляделась вокруг. Смотрю: под кустом кто-то сидит. «Ты кто?» - «Домовенок Нафаня. Я жил в большом и светлом доме, но мои хозяева переехали на новую квартиру. Они так торопились, что забыли обо мне.» Я пожалела Нафаню и взяла его с собой, а сегодня пригласила к нам в  гости.

Домовенок:  Здравствуйте, ребята! Как в Вашем большом доме светло и уютно! И гости у вас. Здравствуйте, гости!

        В мой дом тоже часто приходили гости. Там были большие окна. Я любил вечерком посидеть возле окна и о чем-нибудь подумать, помечтать. А в вашем доме есть окно?

Воспитатель: Дети, давайте вместе с Домовёнком заглянем в наше первое окошко (открывает «окно» - за ним картинка «Зима»). Какое время года? Верно, это наши просторы (Подмосковные).

Домовенок: Ой, как красиво. Где еще можно увидеть такой чистый, белый снег!

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие же деревья растут у нас в Дубне?

Дети: Ель, сосна, береза, рябина, клён, осина, липа.

Домовёнок: А где животные? Наверно, в таком холоде им не выжить?

Воспитатель: Сейчас мы тебе всех животных покажем. (Дети прикрепляют изображения животных к макету и называют их).

Домовёнок: Как же эти животные могут жить в таком холоде?

Дети: Они приспособились к жизни в холодных условиях (рассказывают о зайце-беляке, белке, лисе, лосе, волке — как животные меняют шкурку на теплую).

Домовёнок: А обезьяна, слон тоже живут в вашем лесу?

Дети: Эти животные живут в жарких странах. Они не приспособлены к холодам: нет еды, которой они привыкли питаться, у них короткая тонкая шерсть — могут замерзнуть.

Домовёнок: Но у вас же не все время зима, и лето тоже бывает. (Открываем второе окно - «Лето»).

Домовёнок:  Вон сколько зелени! Ешь — не хочу. Почему бы не жить здесь обезьяне, слону?

Дети: Даже летом у нас прохладно, поэтому нет такой растительной пищи, к которой эти животные привыкли.

Домовёнок: Вы рассказали мне много нового и интересного об обитателях леса, но я все же не понял: кто чем питается?

Воспитатель: Давайте поможем Домовёнку разобраться в этом с помощью пищевых цепочек (дети выкладывают пищевые цепочки — кто чем питается и где находит корм: например, лось — траву под с негом, обонянием и т. д.).

Домовёнок: Вы сказали, что у лося хорошо развито обоняние — по запаху он определяет, где под снегом трава.

        А у вас хорошо развито это чувство?

Воспитатель: Давайте проверим?

        (Дети с завязанными глазами определяют по запаху лимон, яблоко, лук, апельсин).

Домовёнок: Да, у вас тоже хорошее обоняние. Но я ещё слышал, что звери и птицы умеют писать на снегу. Интересно, чем же они пишут? - Ведь у них нет рук.

Дети: Лапами — кто всей пятерней, кто — четырьми пальцами, а еще копытами, хвостом.

Домовёнок: Я гулял и фотографировал следы. Но не знаю, чьи они. Может вы мне поможете? (Дети отгадывают следы животных).

Воспитатель: Домовёнок, дети тоже умеют писать знаками — символами. Посмотри, как они запишут это стихотворение:

Отшумела злая вьюга

Стала ночь короче дня,

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льет.

        (Дети зарисовывают стихотворение, Домовёнок рассматривает,  хвалит).

Музыкальная пауза.

(Дети танцуют под музыку. Веселая зарядка)

Домовёнок: Я очень люблю лето. Люблю собирать ягоды и грибы. Я  сделал гербарий (подорожник, крапива, брусника, черника, пижма, мать-и-мачеха).

Воспитатель: Нафаня, а ведь эти растения не только красивые, но и полезные.

Дети (поочередно):

  • подорожник лечит раны и ссадины, помогает при кашле
  • крапива останавливает кровь
  • брусника богата витаминами, снижает температуру
  • черника улучшает зрение
  • пижма (ее отвар) помогает при ушибах
  • мать-и-мачеха — от кашля

Воспитатель: Вот сколько полезных растений в лесу! У зверей нет докторов. Они лечатся тем, что растет вокруг. Люди, наблюдая за животными, научились использовать лекарственные растения. Да и многому другому человек научился у природы. К природе нужно относится бережно.

        Послушайте стихотворение «Лесные правила»:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай:

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь!

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай

И почаше вспоминай:

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось!

Их покой побереги

Ведь они нам не врачи!

Воспитатель: Всегда ли бережно человек относится к тому, что его окружает? Давайте заглянем в последнее «окошко» (открывает «окно», за которым диаграмма «Мир вокруг нас» - круг из 4-х частей, в центре которого человек с грустным лицом). Посмотрите на грустного человека в середине круга. Как вы думаете, почему он грустит?

Домовёнок: А вы отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Дети: это воздух.

Воспитатель: правильно. Речь пойдет о воздухе. Голубая часть круга — это воздух. Все живое дышит воздухом, поэтому он должен быть чистым. Но так бывает не всегда. Знаете ли вы, что в воздухе есть микробы — маленькие живые существа? Среди них такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Особенно много микробов в пыльном помещении с закрытыми окнами, в котором много людей. Что нужно сделать, чтобы микробов стало меньше?

Дети: Проветрить комнату — открыть форточку или окно, протереть пыль, посадить комнатные растения. А в городе, где много машин, заводов, нужно сажать деревья.

Воспитатель: (убирает с голубой части круга микробов). Вот теперь воздух чистый!

        Посмотрите на желтую часть круга. На ней окружающие нас звуки: стрелки — резкие, громкие звуки; волны — тихие, спокойные. Кто из вас любит слушать песни, музыку? Как должна звучать музыка? (негромко).

Почему?

Дети: От громких звуков люди могут заболеть, будут плохо слышать. Нельзя громко включать музыку в лесу -  звери могут испугаться.

Воспитатель: Приятная музыка, спокойный разговор создают звуковой комфорт.  Что нужно сделать для его создания?

        Правильно, уберем с белого поля стрелки, оставим лишь красивые волны. Синяя часть круга — вода.

Не напиться, не умыться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда, всем, везде

Нужна вода!

Воспитатель: Какая вода пригодна для питья? (Чистая, пресная). Чистой, пресной воды мало, поэтому её нужно беречь. А как беречь воду? (Экономно расходовать, закрывать кран, не выбрасывать мусор в реки и озера, не мыть в них машины). Заводы и фабрики сливают в реки грязную воду — отходы. Чтобы этого не было, нужно строить очистные сооружения, они очищают грязную воду. Уберем с синего поля всё, что загрязняет воду — оно тоже стало чистым!

        И последняя, зеленая часть круга — поле жизни. Как вы думаете, почему оно зеленое?

Воспитатель: Правильно, это цвет растений, именно они дают пищу и кислород, которым мы дышим всем живым существам.

Жить в зеленом мире

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком.

В облаках кружиться птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна — жизнь вокруг!

Человек — природе друг!

Воспитатель: Всегда ли человек относится к природе, как к другу? Посмотрите, на этом поле черные круги и квадраты: под каждым из них растения и животные, которые занесены в «Красную книгу». Я открою их, если вы перечислите все правила поведения на природе. Запомните эти правила!

(Убирает круги и квадраты, под ними   ландыш, кувшинка белая, кубышка желтая, зубр, белый аист...)

        Какое красивое поле!

        Конечно, это не все растения и животные, которые нуждаются в нашей защите, но, соблюдая правила поведения на природе, мы поможем всем. А сейчас посмотрите (убирает грустного человека, под ним — веселый); человечек улыбается, ему хорошо в чистом мире, он здоров.

Домовёнок: Как интересно! Я уверен, что дети будут беречь и любить природу! Но ведь не все люди знают, как это нужно делать.

        И поэтому мы вам приготовим подарок — вот такую ширму с правилами поведения на природе. Посмотрите, вспомните все правила и других научите.

        Мне очень понравилось у вас в гостях, заглянув в ваши окна, я узнал много нового и интересного!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Почему звезд не видно днем?"

Почему ночью, поздно вечером и рано утром мы можем видеть прекрасное звездное небо, а днем на небе ни обной звезды не видно? Предлагаем провести исследование и эксперимент с воспитанниками старшей и п...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...