Деловая игра «Благовещенск – милый город…»
методическая разработка на тему

Каткова Вера Владимировна

Цель: Систематизировать знания педагогов об историческом прошлом города, о государственном устройстве, символике, традициях и культуре.

Форма проведения: соревнование двух игровых групп.

Оформление: отрывки стихов о родном городе, крае , фотоматериалы (см.приложение)

Предварительная работа:

Изучение литературы по вопросам краеведения, патриотического воспитания.

Составление вопросов к деловой игре.

Подготовка наглядного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая  игра  

«Благовещенск – милый город…»

Старший воспитатель: Каткова В.В.

Цель: Систематизировать знания педагогов об историческом прошлом города, о государственном устройстве, символике, традициях и культуре.

Форма проведения: соревнование двух игровых групп.

Оформление: отрывки стихов о родном городе, крае , фотоматериалы (см.приложение)

Предварительная работа:

Изучение литературы по вопросам краеведения, патриотического воспитания.

Составление вопросов к деловой игре.

Подготовка наглядного материала.

    Ведущий в процессе подготовки разрабатывает эскизы объявлений о предстоящей деловой игре, поощрительных грамот участникам, плакатов для оформления аудитории, подбирает музыку для создания положительного эмоционального фона во время отдыха, оформляет отрывки  из стихотворений  о родном городе, обговаривает состав жюри, составляет план-программу заданий и в соответствии с ней разрабатывает проект игры.

    В деловой игре принимают участие две команды, которые формируются в игровой форме (игра «Встанем по двое»).

Ведущий: Наша сегодняшняя игра посвящена вопросу патриотического воспитания  дошкольников через привитие любви и интереса к родному городу. Мы закрепим и пополним свои знания по данной теме. Ведь чтобы о чем-то рассказывать детям, педагогам необходимо самим в достаточной мере владеть познавательной информацией.

И начнём мы нашу работу с нетрадиционного приветствия.  Вспомните, пожалуйста, как вы приветствуете друг друга при встрече. Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное. Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Для начала предлагаю несколько вариантов:

а) тыльной стороной кистей рук;

б) коленями (своим коленом слегка коснуться колена партнера);

в)         плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот).

Деление на команды. 

     Игра «Встанем по двое (4, 6)»

Звучит музыка (рок-н-ролл). Все играющие двигаются. Музыка останавливается, а ведущий называет число 2 (4, 6). Все строятся парами (четверками, шестерками). Когда играющие разбились на шестерки, им предлагается этим составом участвовать в игре.

Выбор жюри.

Ход игры.

Задание 1. Визитная карточка.

Участники придумывают название команд и девиз (оценивается в 5-бальной системе, учитывается оригинальность названия, девиза и их соответствие заявленной теме ).

Команда «Горожане»

Девиз:

Родной мы город очень любим,

Бороться с честью здесь

                               мы будем!

     Команда «Знатоки»

     Девиз:

     Обо всём, что свято городу,

     Обо всём, что ему дорого,

     Мы вам можем рассказать

     Увлекательно и коротко

Задание 2. Разминка.

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Вопросы команде «Горожане»

1.        Особый политический институт, который обеспечивает социальную
             защищенность населения, оборону и безопасность.
(Государство)

2. Официальная эмблема государства, республики, города. (Герб.)

3.        Крупная территория, которая имеет определенные границы      

    и пользуется государственным суверенитетом. (Страна.)

4. Историческое название речки, на которой был возведён завод? (Укашла)

5. Почему наш город назван Благовещенск? (в честь праздника    

Благовещенья).

Вопросы команде «Горожане»

1.        Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древку или шнуру
полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы
. (Флаг.)

2.        Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих
           общее хозяйство.
(Семья.)

3. Что такое патриотизм? (Преданность и любовь к родине, к её природе,    

 культуре, народу).

4. Благовещенск, как населённый пункт в течение 175 лет был селом    

«Благовещенский завод», затем рабочим посёлком. А в каком году он    

получил статус города? (1941).

5. Так называемая «народная география» делит Благовещенск на 3 района.  

Назовите их. (Инза, Назьма, Котловка).

Задание 3. Работа с перфокартами

Карточки предлагаются каждому члену команды. За  правильный ответ – 1 балл. Знакомство детей с родным городом

Вопросы

Варианты ответа

Проверка

Какова главная задача при ознакомлении детей с родным городом?

1. Образовательная

2. Воспитательная

3. Оздоровительная

Какое оптимальное количество занятий необходимо для реализации данной задачи в течение года в подготовительной группе?

1. 10

2. 4

3. 15

С какой возрастной группы целесообразно начинать знакомство детей с символикой России?

1. Подготовительная

2. Средняя

3. Старшая

Эффективны ли целевые прогулки для воспитания у детей любви к родному

городу?

1.Нет

2. Да

3. Не очень

Задание 4. «Справочное бюро»

Командам предлагается выбрать карточки с вопросами и ответить на них. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Что такое «краеведение»? (Изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры).
  2. Назвать три типа элементов развивающей предметной среды для организации работы по краеведению. (центр краеведения в группах, отдельный центр краеведения всего детского сада и центр краеведения на территории).
  3. Цель создания центров краеведения? (всестороннее изучение родного города, края, России).
  4. Год основания нашего города. (1756)
  5. Герб города: обоснуйте его символику.

Центральным элементом герба является голубь, держащий в золотом клюве оливковую ветвь с зелеными листьями - символ благой вести, мира и процветания. Кроме того, центральный элемент города - голубь, и лазоревый цвет поля герба повторяют мотивы герба Благовещенского района, на территории которого расположен город Благовещенск.

Лазоревый цвет повторяет синий цвет Государственного флага Республики Башкортостан и выбран в качестве цвета поля герба в знак территориальной принадлежности к республике, символизирует ясность, добродетель и чистоту помыслов.

Серебро символизирует благую весть дня Благовещения, рождение нового, чистого и благородного.

Золото - это символ богатства, ценности, прочности и процветания.

  1.  Памятник природы, находящийся в г.Благовещенске? (200-летние сосны, посаженные в форме звезды).
  2.  Районы Инза, Назьма, Котловка: почему они так называются? (Инза -переселенцы Инзенских мест Ульяновской области; Котловка – много "котлов»- впадин от карстовых явлений; Назьма - окраина куда жители вывозили отходы).
  3. Педагог, художник, режиссёр, руководитель народного дома  нашего города в начале века. (Порфирий Маркович Лебедев).
  4. В каком году открылось первое общеобразовательное заведение города? (1907год, женская четырёхклассная прогимназия, ныне гимназия № 1).
  5. В каком году была открыта Благовещенская русская учительская семинария? (1876г.)
  6. Кто был первым её директором? (Ефремов Николай Степанович).
  7. Благовещенск - милый город,

     Ты надежда и причал                                                                                                                  

     И в жару и в январский холод

     Ты, начало всех начал

     Твои улицы и скверы

     Детства, юности причал.

     Ты оплот добра и веры,

      Ты начало всех начал.                                                                                                       Кому принадлежат эти строки? (Яковлев)

Задание 5. Работа с таблицами.

Каждой команде необходимо определить, какие названия улиц соответствуют ныне действующим и вписать историческое название улицы в соответствующую графу напротив современного названия. Ответы оцениваются в 5-бальной системе.

Историческое название улиц: Больничная, Рождественская, Зуевская, Воскресенская, Троицкая, Телеграфная, Потехинская, Дашковская, Слободская, Благовещенская, Большая, Кузнецовский переулок.

Советская

Воскресенская

Коммунистическая

Благовещенская

Мира (бывшая Сталина)

Троицкая

Ленина

Рождественская

Горького

Потехинская

Кирова

Телеграфная

50 лет Октября (бывшая Партизанская)

Большая

Бельская

Больничная

Седова

Дашковская

Интернациональная

Слободская

Демьяна Бедного

Зуевская

Полины Рассковой

Кузнецовский переулок

«Минутка отдыха»

Шуточный тест «Кто есть кто»

Участники игры выполняют упражнения:

  • сложите руки перед грудью. (Пауза.) Если правая рука сверху, вы — руководитель, если левая — исполнитель.
  • Сцепите руки «замком». (Пауза.) Если левый большой палец сверху — в вас много женственности, если правый — силы, мужества.

     Игра «Островок»

     Каждой команде предлагается газета большого формата – это остров. Корабль потерпел крушение. Надо сохранить всех членов команды.

     Сначала все должны уместиться на развёрнутом газетном листе, затем – на сложенном вдвое, вчетверо и т.д. (но в пределах разумного).

      Задание 6. Решение кроссвордов

                       За правильный ответ 5 баллов.

Кроссворд для команды «Горожане»

1

2

3

4

5

6

8

10

  1. Клятва военных служить Родине. (Присяга)
  2. Военный флаг. (Знамя)
  3. Человек, любящий свою Родину. (Патриот)
  4. Воспитанник Уфимской трудовой детской колонии, герой Советского Союза, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота. (Матросов)
  5. Один из районов города. (Инза)
  6. Прежнее название улицы Советской. (Воскресенская)
  7. Древнее сооружение для защиты жителей города от врагов. (Крепость)
  8. Купец, которому принадлежало здание ЦРБ. (Яркин)
  9. Кто такие Дашковы. (Заводовладельцы)
  10. Основатель медеплавильного завода. (Мясников)

Зашифрованное слово «Патриотизм»

Кроссворд для команды «Знатоки»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. Автор Бюста С.Юлаеву в г.Благовещенск? (Колосов)
  2. Герой, воин в башкирском эпосе. (Батыр)
  3. Башкирский праздник в период весенних полевых работ. (Сабантуй)
  4. В 1917 году – председатель парткома Благзавода, а в 1918 – первый председатель совета рабочих крестьянских и солдатских депутатов. (Седов)
  5. Один из районов города. (Котловка)
  6. Русское название речки, на которой началось строительство завода. (Потеха)
  7. Художник, автор картин «Зима на окраине», «Весеннее раздумье». (Домашников)
  8. Герой Советского Союза, наш земляк. (Комлев)
  9. Один из методов, используемых в работе с детьми по патриотическому воспитанию (Наблюдение)
  10. Руководитель народного театра при Доме культуры машиностроительного завода в 50-60 годы. (Таратунин)
  11. Автор книги «Благовещенский арматурный завод: история и современность» (Мещеряков)

Зашифрованное слово «Краеведение»

Задание 7. «Назови правильно»

     Командам показывают по 5 иллюстраций, на которых изображены достопримечательности города. Участники должны назвать то, что изображено и дать короткую справку. За каждый правильный ответ- 1 балл.

Задание 8. «В кладовой народной мудрости»

     Каждая команда должна за 3 минуты назвать как можно больше пословиц о родине. Ответы оцениваются в 5-бальной системе.

     «Золоту – старости нет, родине – цены нет», «Всякому мила своя сторона», «Нет ничего на свете краше, чем родина наша», «Родина – мать, умей за неё постоять», «Родная сторона - мать, а чужая – мачеха», «Человек без родины - что соловей без песни» и др.

Задание 9. «Нарисуй пословицу»

    Каждая команда должна нарисовать пословицу, так, чтобы противоположная команда её узнала. Конкурс оценивается в 3-бальной системе.

Пословица для команды «Горожане» - Кто Родине изменяет — того народ презирает.  

Пословица для команды «Знатоки» - Родина – мать, умей за неё постоять.        

 

    Подведение итогов.

    Награждение команд.      

                                                       

    Ведущий. Начали нашу игру мы  с вами нетрадиционным приветствием и завершить я предлагаю также. Займемся эпистолярным жанром. Прежде всего, подпишите свой лист в нижнем правом углу и передайте соседу справа. У вас в руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку: добрые слова, пожелания, признание, сомнение; это может быть и рисунок... Но ваше обращение должно уложиться в одну-две фразы. Для того чтобы ваши слова не были прочитаны никем, кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листа. После этого лист передается соседу справа. А вам таким же образом приходит новый лист, на котором вы можете написать короткое послание следующему человеку. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите лист с вашей фамилией.

Это письмо, сделав круг,  побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел сказать.

 

На этом наша сегодняшняя встреча подошла к концу. Мы много говорили. А вот прощаться будем без слов. Придумайте жест, мимическое или пантомимическое действие, которое выразит ваше настроение и укажет на завершение совместной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа на тему: "Милый город знаю с детства и с тех тебя люблю".

Знакомство детей с родным городом, его достопримечательностями: парком, питомником, музеем, памятниками...

Конспект НОД "Любимый город Благовещенск"

В конспекте описана работа с детьми в процессе непосредственно-образовательной деятельности  по краеведческому компоненту...

"Мой любимый город-город Благовещенск."

Исторические памятники города Благовещенска....

Проект "Знакомый с детства милый город"

Возраст - средняя группа. Данный проект направлен на формирование у детей представлений о родном городе, о его достопримечательностях...

Конспект НОД «Мой милый город- Самара» Для детей подготовительной к школе группы

Закрепить и обогатить знания и представления детей о родном городе, его истории, достопримечательностях...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования «Сердцу милый город»

Пояснительная запискаСегодня мы все больше и больше начинаем интересоваться своей историей, возрастает интерес к нашему духовно-нравственному и культурно-историческому наследию.Краеведение ─ одно из с...