Проект «Развитие образной речи дошкольников через театрализованную деятельность»
проект на тему

Каткова Вера Владимировна

Актуальность проблемы:  анализируя результаты диагностики детей по речевому развитию мы сделали вывод, что у детей недостаточно развита речь. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. В своей работе для повышения уровня речи детей, мы решили использовать театрализованную деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? А потому, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи: через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй и образность. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка, познавательный интерес потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_k_konkursu.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие образной речи дошкольников                                                 через театрализованную деятельность»

                                                                         “Есть все фактические и теоретические  
                                                                основания утверждать, что не только  
                                                                интеллектуальное развитие ребенка, но и  
                                                                формирование
 его характера, эмоции и  
                                                                личности в целом находится в
                                                                непосредственной зависимости от речи”      
                                                                                                           
Л.С.Выготский

Вид проекта: творческий, групповой

Продолжительность — долгосрочный (сентябрь-май)

Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители.  

Авторы — разработчики: старший воспитатель В.В.Каткова, музыкальный руководитель С.В.Хайбуллина                                                                                                                                    

Актуальность проблемы:  анализируя результаты диагностики детей по речевому развитию мы сделали вывод, что у детей недостаточно развита речь. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. В своей работе для повышения уровня речи детей, мы решили использовать театрализованную деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? А потому, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи: через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй и образность. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка, познавательный интерес потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.    

Цель проекта: Развитие коммуникативных способностей детей, детской фантазии, воображения, памяти, звуковой культуры речи, навыков связной речи, обогащение словарного запаса.                  

Задачи проекта:                                                                                                                                        

Познавательное развитие:

 Знакомить с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.                                                                                                                                                      Формировать умения детей развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, выставок;

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать культуру поведения в театре, нравственно-этические качества;

Речевое развитие:

Развивать связную образную речь; пополнять словарный запас;                                                                                                                           упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию.

Художественно-эстетическое развитие:  

Развивать четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, творческую фантазию;  

Способствовать передаче образа какого-либо героя, его характера, настроения через танцевальные движения  

Физическое развитие:

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, координацию движений.

Предполагаемый результат:

Развита связная речь, свободное общение со сверстниками и взрослыми, умело используют средства выразительности, имеют устойчивый интерес к творческой деятельности.                                                                                                            

Основные направления реализации проекта:

  • театральная игра;
  • ритмопластика;
  • культура и техника речи;
  • основы театральной культуры;
  • работа над спектаклем.

Этапы работы над проектом:                                                                                      1 этап: Подготовительный.                                                                                        Задачи:

  • Выявить уровень развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста;
  • Изучить готовность  родителей к активному сотрудничеству;
  • Пробудить и поддержать интерес у детей и родителей к теме проекта.
  • Составить план деятельности для достижения цели;

Мероприятия

Сроки

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

1. Подготовка и проведение тестирования детей и анкетирования родителей по теме проекта.                                                        2. Формулирование проблемы, постановка цели проекта            3.Планирование деятельности.   4.Подбор информационных источников для реализации проекта.                                                          5.Проведение предваритель-ных мероприятий с детьми и родителями по теме проекта. 6. Подбор игрушек, атрибутов, литературных произведений, костюмов, музыкального оформления

1.Осознание проблемы, принятие задач проекта.

1.Анализ родителями своих возможностей и предполагаемых затруднений по теме проекта.

2 недели сентября  

2 этап. Основной                                                                                                           Задачи:

  • Развитие образной речи посредством различных видов театра;
  • Способствовать владению детьми различными видами театров;
  • Способствовать развитию артикуляционного аппарата, отрабатывать дикцию с использованием скороговорок, потешек;
  • Формирование интонационной выразительности речи;
  • Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека, героя и уметь выразить свое настроение;
  • Развивать память и фантазию детей.                                                                Деятельность воспитателя, музыкального руководителя:                                                                          Организация работы, помощь;                                                                                                        Индивидуальная работа с главными героями театрализованной постановки: беседа об образе, музыкального характера героев, работа над сольными номерами.

Мероприятия

Организованные виды деятельности

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1. Придумывание другого конца башкирской народной сказки «Лиса-сирота»                                                                                                                 2. Придумывание рассказа «Золотая осень» (на основе сравнительного анализа репродукций И.Левитана и М.Нестерова «Осенний пейзаж»                                                                                             3. Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса». Анализ фразеологизмов                                                                                                              4. Чтение сказки «У страха глаза велики» Работа с пословицами.                                                                                         5. Заучивание стихотворения Когана «Листки».  Работа с метафорами, эпитетами.                                                                           6. Чтение рассказа М.Карима «В берёзовом лесу». Работа со сравнениями и определениями.                                                                         7. Драматизация рассказа М.Карима «В берёзовом лесу».                                                                                                 8. «Добро  и  зло  в  русских  народных  сказках»  -  русское народное творчество                                                                                                 9. Вечер  народных  подвижных  игр:  «Гуси  - лебеди»,  «Гори, гори, ясно», «Море волнуется», «Хитрая лиса», «Летит – не летит», «Колечко»

Консультация «Развитие речи и речевого общения детей дошкольного   возраста»

Папка-раскладушка:

«Рекомендации по подбору литературы для домашнего чтения с ребёнком. Домашнее чтение»;

«Как читать детям».

Октябрь

1. Составление рассказа по скороговорке                                                                2. Пересказ рассказа «Разве так играют?»                                                                    3. Составление рассказов на темы стихотворений                                                                                                                                   4. Заучивание стихотворения. «Осень» И.Мазнина                               5. Рассказывание сказки «Хвосты»                                                                           6.Чтение  чувашской сказки «Мышка - вострохвостик»                            7.Чтение рассказов и стихов об осени. Активизация в речи глаголов, синонимов, антонимов                                                                                       8. Музыкально – литературная композиция «С днём рождения, Республика»                                                                                  9.Состязательные игры «Чехарда», «Горелки», «Лапта», «Абак-кубяк»                                                                                                                     10.  Кукольный театр «Кто сказал «Мяу»?»

Консультация «Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»;

«Влияние театрализован-ной игры на формирование личностных компетенций ребёнка-дошкольника»

Ноябрь

1. Составление рассказа на заданную тему                                                                2. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»                                                               3. Сочинение сказки «Смелая снежинка»                                                        4.Малые фольклорные формы и составление сказок, рассказов, стихов с помощью мнемотаблиц                                                                   5.Чтение рассказа Ф.Губайдуллиной «Гюльгизар»                                6.Заучмвание стихотворения К.Бальмонта «Снежинка» Целесообразность использования выразительных средств                                                                                              7. Вечерние посиделки «Были и небылицы» - устное народное творчество                                                                                                                8. Драматизация по сказке «Смелая снежинка»

Консультация  «Наш домашний театр»;

Практикум «Как изготовить куклу в домашних условиях»;

Домашнее задание для родителей с ребёнком: «Книжки-малышки» – сочинить сказку, записать в книгу и  принести в группу

Декабрь

1.Сочинение новой сказки по сюжету башкирской народной сказки «Клубок»                                                                                                             2. Пересказ рассказа Н.Калиниой «Про снежный колобок»                                                                                         3. Чтение башкирской народной сказки Клубок».                                           4.Чтение «Крылатый, мохнатый да масляный». Фразеологизмы «душа в душу», «водой не разольёшь»                                                 5.Заучивание Сурикова «Зима»                                                                                6. Инсценирование  отрывка башкирской народной сказки «Клубок»                                                                                                                 7. Подготовка к новогоднему празднику, поделка игрушек, подарков и  пригласительных билетов, украшение группы, ёлки, подготовка атрибутов к костюмам.               

Консультация  «Сберечь радость чтения»;

Папка-раскладушка:

Театры г.Уфа

Домашнее задание для родителей с ребёнком: «Сказочный герой» - нарисовать и составить описание характера героя;

Конкурс карнавальных костюмов.

Январь

1. Придумывание сказки по пословицам «Доброе дело не забывается» (башкирская), «Делай добро и жди добра» (русская)                                                                                                          2. Составление рассказа по картине «Река замёрзла»                          3.Чтение Д.Роддари «Большая морковка». Сопоставительный анализ со сказкой «Репка»                                                                                      4.Чтение татарской сказки «Три дочери » и рассказа Осеевой «Три сына»                                                                                           5.Инсценирование рассказа Осеевой «Три сына»

6. Вечер рассказов и сказок

Консультация  «Использование сенсорных игр для развития речи детей»;

Папка-раскладушка: «Рассказываем сказки»;

Домашнее задание для родителей с ребёнком: «Новогодние чудеса» - зарисовать новогодние впечатления и записать их

Февраль

1. «У леса на опушке жила Зима в избушке»                                                        2. Составление рассказа на тему «Игры зимой»                                                     3. Составление рассказа на темы скороговорок                                       4.Чтение башкирской народной сказки «Заяц и лев». Анализ пословиц.                                                                                                     5.Чтение Носова Н. «На горке»                                                                6.Чтение «Дядя Стёпа» С.Михалкова.                                                             7. Малые фольклорные формы. Составление рассказа по образным выражениям    

8. Подготовка костюмированного спектакля «Репка» для показа детям ДОУ                                                                                                                   9.  Масленица широкая.                                                                                  10. Драматизация башкирской народной сказки «Заяц и лев».

Консультация  «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»;

Практикум «Учим с ребёнком стихи-диалоги»;

Домашнее задание для родителей с ребёнком: «Зимняя сказка» - нарисовать и придумать рассказ или сказку к рисунку;

Совместная подготовка: Разучивание стихов, песен, игр; подготовка игр и атрибутов к празднику пап

Март

1. Составление рассказа на тему «Мой любимый, дорогой человек»                                                                                                         2. Работа по картине А.Лутфуллина «Женский портрет»                                                                                         3. Пересказ сказки «Петух да собака»                                                    4.Чтение «Хаврошечка». Анализ фразеологизмов                                                5. Чтение стихотворений «Матери моей», «Золотые руки» А.Игебаев                                                                                  6.Заучивание С.Маршака «Стихи о весне»                                               7.Чтение Ш.Перро «Фея»                                                                                    8. Показ спектакля «Репка» детям ДОУ  

Консультация  «Приобщение детей к сказке»;

Домашнее задание для родителей с ребёнком: «Открытое письмо от первоцветов» - нарисовать цветы-первоцветы, сочинить рассказ от их имени, записать и принести в детский сад;

Совместная подготовка: Разучивание песен, потешек, закличек и русских народных игр к празднику «Масленица широкая»

Апрель

1.Составление сравнительного рассказа по картине В.Серова «Девочка с персиками» и К.Давлеткильдеева «Девочка - башкирка в голубом»                                                                                                              2. Сочинение сказки «Приключения зайца»                                        3.Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный дождик»                                           4  Чтение  сказки  «Сестрица  Алёнушка  и  братец Иванушка»                                                                                                5. Заучивание Я.Акима «Апрель»                                                                       6. Составление рассказов по пословице                                                                7. Заучивание стихотворения «Веснянка»                                                            8. Подготовка спектакля «Муха-Цокотуха»

Консультация  «Есть ли польза от дразнилок?»;

Газета «Словотворчество дошкольников»;

Домашнее задание для родителей с ребёнком: «Мои любимые домашние питомцы» -  нарисовать и придумать рассказ или сказку к рисунку.

Май

1. Придумывание новой сказки (коллективное рассказывание по сюжету башкирской сказки «Как собака нашла себе хозяина»).                                                                                                      2. Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»                                      3.Заучивание стихотворения «Чурёмуха» С.Есенина                                                      4. Чтение башкирской сказки «Как собака нашла себе хозяина»                  

Консультация  «Искусство тоже лечит»;

Папка-раскладушка: «Вот такие мы разные»;

Домашнее задание для родителей с ребёнком: Предложить родителям посетить театр кукол в г.Уфа.

Продукт проектной деятельности:

— Альбом  «Мы артисты»;                                                                                                                                      — Галерея «Виды театральных кукол»;                                                                                                                        — Костюмы для театральных представлений;                                                                                                    — Подборка видеоматериалов  «Знакомство с театром»;                                                                                                        — Афиша к театрализованной постановке «Муха Цокотуха»;                                                                                      — Брошюра «Учимся красиво говорить.

3 этап.  Итоговый                                                                                                                   Задачи:                                                                                                                                                    

  • Совершенствовать умение детей логично и выразительно драматизировать сказку;
  • Закреплять умение последовательно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения;
  • Закрепление представлений детей о театре;
  • Развивать эмоциональность, раскованность, творческие способности при участии детей в театрализованных постановках.

Мероприятия

Сроки

Деятельность воспитателя, музыкального руководителя

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Организация музыкального спектакля  «Муха Цокотуха» для родителей воспитанников, детей ДОУ, участников РМО руководителей и старших воспитателей;                                                                                                                                  2. Проведение рефлексии.

1.Участие в музыкальном спектакле  «Муха Цокотуха».  

                       

1.Анализ полученной информации; 2.Оценка проведенной работы.

7 дней

Итогом работы над проектом  явилась постановка детского музыкального спектакля «Муха Цокотуха», в ходе которого дети показали приобретённые навыки  и умения непосредственно и выразительно перевоплощаться, импровизировать, преодолевать застенчивость и приходить на помощь товарищу.

Положительные результаты работы над проектом подтверждает и обследование детей: количество детей с высоким и средним уровнем сформированности образной речи увеличилось на  37%.

Критерии оценки

Для определения уровня развития образности речи у детей дошкольного возраста использовалась диагностическая методика В.Н.Макаровой, Е.А.Ставцевой, М.Н.Едаковой:

1) Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения;

2) Изучение умений пересказывать литературные тексты сюжетного характера;

3)Изучение умений придумывать диалоги (рассказы, сказки) с использованием образных средств языка;

4) Выявление особенностей понимания фразеологизмов;

5) Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы;

6) Изучение особенностей понимания многозначности слов;

7) Изучение особенностей понимания смысловых оттенков значений слов;

8) Выявление умений использования образных средств в повседневном  общении;

9) Определение умений придумывать новые слова;

10) Изучение особенностей понимания пословиц.

Вывод:

Результаты,  полученные  в  ходе  реализации  проекта,  отвечают задачам по развитию образной речи дошкольников.  Использование театрализованной деятельности для развития речи детей позволило  повысить уровень образной речи дошкольников. Нетрадиционные формы методической  работы позволили  повысить профессионально-личностный,  профессионально-деятельностный и профессионально-творческий  компонент педагогов, дали  возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития их творческих способностей.

Список используемой литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  2. Гасанова Л.Н.  Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа. Уфа, 2013.
  3. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий М.2013.
  4. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
  5. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  6. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
  7. Макарова В.Н. Учим дошкольников образной речи,  Орёл, 2008.
  8. Макарова В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. М., 2009.
  9. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
  10.  Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
  11. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  12. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
  13.  Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.
  14.  Танина Л.В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников. Тольятти, 1999.
  15. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет М.2011.
  16. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой М.2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие правильной речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Творчески-игровой проект.Творческая и театрализованная деятельность для детей с проблемами речи - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речь дошкольников, в котором наиболее...

Самообразование на тему: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность» в подготовительной к школе группе

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность....

Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

В современных условиях функционирования и развития системы образования важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является пр...

Перспективный план по самообразованию Тема: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Актуальность:Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретени...