Организация сюжетных игр.
консультация на тему

Шайхуллина Айсылу Рашитовна

Рекомендации педагогам по организации сюжетных игр в разных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_syuzhetnyh_igr.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Организация сюжетной игры в дошкольном учреждении

(рекомендации для педагогов).

С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений происходит в игре, что чрезвычайно важно для полноценного развития детей дошкольного возраста.

В игре практически, т.е. в действии, становится доступен целый мир. Дошкольник не может водить машину и тем более космический корабль, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, а в игре все это возможно. Игра позволяет опробовать разные варианты без страха ошибиться, поскольку всегда можно все исправить, переиграть, ведь – все «понарошку». Это деятельность, которая предоставляет возможность моделировать и переживать в действии разные варианты ситуации. Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и лечить больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии; может включиться в такие волнующие события, которые в действительности с ним никогда не случались и т.п.

В первую очередь, для развития дошкольника важны игры, которые исходят от него, его собственной инициативы, сюжет которых он выдумывает сам – сюжетно-ролевые или режиссерские. Именно в них происходит умственное развитие ребенка, его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Сюжетная игра не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Таким образом, ребенку необходимо помогать в его играх, особенно на раннем этапе развития игровой деятельности. Но делать это надо правильно. Каким образом?

1. Роль педагога заключается в том, чтобы затеять с детьми совместную игру, участвуя в ней в качестве доброжелательного игрового партнера, т.е. воспитатель должен играть вместе с детьми. Не имеет смысла давить на ребенка или занимать доминирующую позицию, поскольку интерес возникает только там, где есть свобода. Если дети почувствуют, что педагогу так же интересно играть с ними, как им самим, если он деликатно, чувствуя себя игровым партнером, предлагает новые сюжетные повороты, ролевые ходы, привлекает в игру всех желающих – игра будет подхвачена самими детьми.

Когда педагог увидит, что игра начинает разворачиваться и обретать собственную силу, когда в игре начинают выделяться лидеры, которые могут вести игру дальше, он может незаметно выйти из игры, предоставив детям возможность играть без непосредственного участия взрослого.

2. Воспитателю желательно играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятным. Взрослый, играя с ребенком будет пояснять игровые действия сам («Я буду купать мишку», «Я теперь шофер» и др. ) и стимулировать к этому ребенка («Ты чем мишку кормишь» и т.п.).

3. Начиная с раннего возраста при формировании игровых умений необходимо одновременно ориентировать ребенка на осуществление игрового действия, на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Как развивается сюжетно-ролевая игра?

В психолого-педагогической науке принято выделять несколько этапов развития:

Возраст

Этапы развития сюжетных игр

1 год 6 мес. – 3 года

Самый первый вид игры, возникающий в дошкольном детстве – это режиссерская игра. Ребенок видит целое раньше частей, имеет своеобразный план перед тем , как начать игру.

3-4 года

Образно-ролевая игра, центральным моментом которой является исполнение какой-либо роли: человека, животного, даже изображение различных предметов.

4-5 лет

Освоение ролевого поведения.

5-7 лет

Творческое комбинирование событий в игре.

От чего зависит умение ребенка играть?

- условий для возникновения и развития игровой деятельности на предшествующих этапах (достаточное количество времени для игры; наличие площади для развертывания игровой деятельности, необходимых игрушек и пособий и правильное расположение их в группе; обогащение детей впечатлениями и хорошим самочувствием);

- методики руководства игровой деятельностью (методы и приемы, направленные на улучшение эмоционально-положительного состояния детей, обеспечение активности играющих, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, воспитание положительных взаимоотношений).

От искусства взрослого вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести новый персонаж (игровую роль), достроить, развернуть предложенное ребенком событие зависит привлекательность совместной деятельности с педагогом для детей и успешность формирующих воздействий. Воспитатель должен свободно оперировать элементами игровых сюжетов – событиями, персонажами (ролями), их действиями, уметь с детьми каждого возраста развертывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.

Одним из важных условий активизации самостоятельной игры для детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками.

При создании развивающей предметной среды следует обратить внимание на то, что она должна способствовать развитию детской деятельности, отвечать ее задачам. Не менее важным правилом является соответствие ее возрасту. Если для малышей нужны образные игрушки, множество атрибутики, то для детей старшего дошкольного возраста развивающей будет обобщенная среда. Итак, создавая предметно-игровую среду, следует помнить принципы ее организации (возрастной адресованности, динамичности, доступности, эстетичности и другие).

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Таким образом, с изменением возраста дошкольников должна изменяться сама форма совместной игры воспитателя с детьми и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках всего отведенного на нее режимом времени.

Использованная литература:

1. Дуда О.В. Педсоветы в детском саду. Брянск, 2010.

2. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2013.

3. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. - М., 2009.

4. Сыромятникова Л.М. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Планета, 2011.

5. Журнал «Современный детский сад». № 2, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...