Статья "Истории, которыми хочется поделиться"
статья по теме

Урсуленко Людмила Михайловна

Эта история началась так: я читала еженедельную рассылку «Папмамбука»; была зима, дети спали, я выбирала книгу для новогоднего чтения и читала все статьи на эту тему. И тут «пришел Дед Мороз – в маскировочном халате вместо костюма, с елкой. На елке висели подарки – кусочки черного хлеба. А на макушке – кусочек сала. Эта «звезда» досталась самой маленькой девочке». Читаю и понимаю, что и у меня ком в горле. Чувствую, что хочу рассказать эту историю детям. Но какие чувства она вызовет у них? Какой разговор получится после рассказа?

Я два месяца жила с этой историей, пока не наступил один январский вечер. Мы с детьми сидели после ужина за столом, их было семеро, и атмосфера сложилась такая уютная и теплая. Я поняла, что именно сейчас самое время. Поняла, что настрой детей позволит все пережить и прочувствовать сообща.

Я рассказала про библиотеку, книги в печке, Деда Мороза и детей, рассказала про кусочки хлеба и сала, и про улыбки. Услышав про книги, дети запереживали: как же так – жечь книги? Думаю, что причина «чтобы согреться» и стала ключом к сопереживанию. Мы сидели в теплой комнате после вкусного ужина, а детям в далеком Ленинграде было холодно. Холод, который не за теплым окном – так не должно быть! Во всех зимних сказках есть радостный контраст – на улице холодно и снежно, но герою тепло. Так должно быть. Но бывает не всегда. И я почувствовала, что детям очень хочется, чтобы и там было тепло, пусть даже такой ценой. Ведь это тоже дети и холод они чувствуют также. А когда мой рассказ дошел до ёлки с хлебом и салом вместо звездочки, дети заулыбались. Им понравилось, что праздник получился. Что у детей тоже было чудо. Но им самим хотелось, чтобы этого чуда было больше, чтобы праздник был, по возможности, более праздничным. Это я поняла по их рисункам.

Я увидела, что история их очень тронула, что чувств много и их хочется выразить и предложила детям нарисовать рисунки на тему «Новый год в Ленинграде». Они нарисовали, каким бы мог быть праздник, каким бы они хотели его видеть, чтобы ленинградские дети были счастливее, радостнее, чтобы им было сытно и тепло, чтобы у них были подарки. Я никак не влияла на рисование. Когда рисунок был готов, художники подходили ко мне и рассказывали, что нарисовано. А я все подписывала.

Если посмотреть на все рисунки вместе, то создается общее впечатление. Один и тот же праздник представлен по-разному, но на каждом рисунке видно, как автора впечатлила история и какое тепло он в нее привнес. Такие же «малыши», как они, не получали таких же подарков. Поэтому на елочках появились апельсины, мандарины и даже "милкивей".

Вот рисунок Сафии. На нем дети также водят хоровод вокруг елки, но на нем целых два солнышка и мама. И много-много шариков. Так много, что они заполняют весь лист. Это шарики для ленинградских детей. А елочка растет прямо из солнышка, ведь новогодний праздник должен быть теплым!

А вот рисунок Даши. Она – самая маленькая художница (3 года). У нее тоже есть солнышко и елка, но елку она не стала «подписывать», зато на ее новогоднем празднике есть львенок и черепаха из известного ей мультфильма. И чай. Название она дала такое «Мультфильм про львенка и черепаху, чтобы детям было тепло».

  

Катя на своем рисунке тоже нарисовала елочку. С едой, вместо игрушек. Есть и печка с огнем, и окошки, и «облачки». И мама-кошка с дочкой. Папа у них на работе. Мне кажется, что Кате трудно было нарисовать детей. Пусть лучше это будет сказка, и елка будет сказочных цветов.

А у Саши и Севы вокруг елки – дети. Саша нарисовала на елке не только кусочки хлеба, но и любимые фрукты. И солнышко.

  

Леша более обстоятельно продумал обстановку в библиотеке – нарисовал вешалку для детей и для взрослых, сложил елку из кубиков, приготовил в подарок цифры и «милкивей». А еще – нарисовал буквы, чтобы мамы детей посмотрели. Я думаю – и порадовались за них и за их успехи. Леша как раз учится читать и очень ценит буквы.

Последний рисунок – Лизы. Елочка с апельсинами, теплая печка и девочки. Все девочки разного возраста, но всем Лиза нарисовала крылья бабочек. У нас есть в гардеробе пара таких крылышек и Лиза знает, что все девочки любят с ними порхать по комнате. Вот и этим девочкам она их подарила.

 

Думаю, рисунки так и остались бы нашей частной коллекцией, ценной для меня своим особенным теплом, если бы я не встретила статью Елены Литвяк «Блокадная сказка». Я поняла, что книга «Кукла» может стать продолжением начатого разговора и стала ее искать на сайте издательства. А там - объявление о конкурсе: «Мы хотим провести среди вас, наши читатели, конкурс «Мы помним подвиг Ленинграда». На конкурс принимаются творческие работы любого формата — рисунки, поделки (присылайте фотографии ваших работ), эссе, стихи и все-все-все остальное, в чем вы можете выразить себя. Возраст участников — не ограничен». Подарком была эта самая книга. Мне так ее хотелось, что я отправила рисунки…

Мы победили, и к нам приехала «Кукла». Я очень рада, ведь так важно говорить «о потерях, верности и честности; о том, что вещи, какими бы прекрасными они ни были, могут быть ценны не сами по себе, а лишь благодаря памяти о человеке, благодаря любви, явленной через них».

Спасибо «Папмамбуку» за такие пронзительные истории! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istorii_kotorymi_hochetsya_podelitsya.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Истории, которыми хочется поделиться

Автор: Урсуленко Людмила Михайловна, педагог-психолог Центра гармоничного развития ребенка «Белочка», г. Красноярск

 Взрослые растут вместе с детьми. И многое познают заново, глядя на мир глазами ребенка. Пересматривают свое отношение к игрушкам, заново открывают устройство мира, учатся быть серьезными, но по-детски простыми. И перечитывают детские книги. Со временем книг набирается много. Какие-то из них выглядят как в день покупки. Они не прижились, не полюбились, блестят на полке новыми обложками. А какие-то книги – клееные – переклеенные: с ними и завтракали, и ездили на грузовичке, и строили замок, и засыпали в обнимку. А потом везли «лечить» к доктору Айболиту, ведь не каждая книга способна выдержать такой напор детской любви. Со временем некоторые книги уходят отдыхать в шкаф – они становятся «маленькими» для своего читателя. Подойдешь к шкафу, посмотришь на книжные корешки и вспомнишь, каким был ребенок, когда «читал» эту книгу.

У меня есть несколько таких «знаковых» книг. Беру книгу в руки и вспоминаю целый возрастной период своих детей. Каждая книга – это переживание, которое хотелось разделить, пережить сообща. С этой книгой мы смеялись, эту картинку очень любили рассматривать, а с этой историей грустили и много говорили обо всем.

Дети взрослеют и научаются понимать, как любим мы - взрослые радовать за них. Они и сами очень любят радовать нас. Но в жизни есть и печали, и их важно научиться переживать сообща, получать опыт сочувствия и поддержки. Не бояться этого опыта, знать, что все преодолимо и что есть те, кто обязательно сумеет поддержать. Мне этот опыт кажется очень важным. Разделенное горе приживается легче, а иногда – перестает горчить. Я очень люблю истории, с которыми можно вместе «попереживать».

Сопереживание – тонко устроенный процесс. Он требует полного контакта со своим сердцем. И иногда для него нужна особая атмосфера. Она может сложиться после прочтения хорошей книги, во время вкусного чаепития, по дороге домой или когда ты слушаешь историю. Рассказанная история  воспринимается совершенно иначе, чем прочитанная. По-другому воспринимаются чувства героев – на них можно посмотреть со стороны, то есть перейти на другую сторону, отличную от твоей. Найти такую историю, которую можно рассказать, а потом и обсудить – дорогого стоит. И не всегда она встречается непосредственно в книге. Иногда ее можно найти там, где о книгах рассказывают.

Так случилось и с этой историей: я читала еженедельную рассылку «Папмамбука». Была зима, дети спали, я выбирала книгу для новогоднего чтения и читала все статьи на эту тему. И тут «пришел Дед Мороз – в маскировочном халате вместо костюма, с елкой. На елке висели подарки – кусочки черного хлеба. А на макушке – кусочек сала. Эта «звезда» досталась самой маленькой девочке». Читаю и понимаю, что и у меня ком в горле. Чувствую, что хочу рассказать эту историю детям. Но какие чувства она вызовет у них? Какой разговор получится после рассказа?

Я два месяца жила с этой историей, пока не наступил один январский вечер. Мы с детьми сидели после ужина за столом, их было семеро, и атмосфера сложилась такая уютная и теплая. Я поняла, что именно сейчас самое время. Поняла, что настрой детей позволит все пережить и прочувствовать сообща.

Я рассказала про библиотеку, книги в печке, Деда Мороза и детей, рассказала про кусочки хлеба и сала, и про улыбки. Услышав про книги, дети запереживали: как же так – жечь книги? Думаю, что причина «чтобы согреться» и стала ключом к сопереживанию. Мы сидели в теплой комнате после вкусного ужина, а детям в далеком Ленинграде было холодно. Холод, который не за теплым окном – так не должно быть! Во всех зимних сказках есть радостный контраст – на улице холодно и снежно, но герою тепло. Так должно быть. Но бывает не всегда. И я почувствовала, что детям очень хочется, чтобы и там было тепло, пусть даже такой ценой. Ведь это тоже дети и холод они чувствуют также. А когда мой рассказ дошел до ёлки с хлебом и салом вместо звездочки, дети заулыбались. Им понравилось, что праздник получился. Что у детей тоже было чудо. Но им самим хотелось, чтобы этого чуда было больше, чтобы праздник был, по возможности, более праздничным. Это я поняла по их рисункам.

Я увидела, что история их очень тронула, что чувств много и их хочется выразить и предложила детям нарисовать рисунки на тему «Новый год в Ленинграде». Они нарисовали, каким бы мог быть праздник, каким бы они хотели его видеть, чтобы ленинградские дети были счастливее, радостнее, чтобы им было сытно и тепло, чтобы у них были подарки. Я никак не влияла на рисование. Когда рисунок был готов, художники подходили ко мне и рассказывали, что нарисовано. А я все подписывала.

Если посмотреть на все рисунки вместе, то создается общее впечатление. Один и тот же праздник представлен по-разному, но на каждом рисунке видно, как автора впечатлила история и какое тепло он в нее привнес. Такие же «малыши», как они, не получали таких же подарков. Поэтому на елочках появились апельсины, мандарины и даже "милкивей".

Вот рисунок Сафии. На нем дети также водят хоровод вокруг елки, но на нем целых два солнышка и мама. И много-много шариков. Так много, что они заполняют весь лист. Это шарики для ленинградских детей. А елочка растет прямо из солнышка, ведь новогодний праздник должен быть теплым!

А вот рисунок Даши. Она – самая маленькая художница (3 года). У нее тоже есть солнышко и елка, но елку она не стала «подписывать», зато на ее новогоднем празднике есть львенок и черепаха из известного ей мультфильма. И чай. Название она дала такое «Мультфильм про львенка и черепаху, чтобы детям было тепло».

Катя на своем рисунке тоже нарисовала елочку. С едой, вместо игрушек. Есть и печка с огнем, и окошки, и «облачки». И мама-кошка с дочкой. Папа у них на работе. Мне кажется, что Кате трудно было нарисовать детей. Пусть лучше это будет сказка, и елка будет сказочных цветов.

А у Саши и Севы вокруг елки – дети. Саша нарисовала на елке не только кусочки хлеба, но и любимые фрукты. И солнышко.

Леша более обстоятельно продумал обстановку в библиотеке – нарисовал вешалку для детей и для взрослых, сложил елку из кубиков, приготовил в подарок цифры и «милкивей». А еще – нарисовал буквы, чтобы мамы детей посмотрели. Я думаю – и порадовались за них и за их успехи. Леша как раз учится читать и очень ценит буквы.

Последний рисунок – Лизы. Елочка с апельсинами, теплая печка и девочки. Все девочки разного возраста, но всем Лиза нарисовала крылья бабочек. У нас есть в гардеробе пара таких крылышек и Лиза знает, что все девочки любят с ними порхать по комнате. Вот и этим девочкам она их подарила.

Думаю, рисунки так и остались бы нашей частной коллекцией, ценной для меня своим особенным теплом, если бы я не встретила статью Елены Литвяк «Блокадная сказка». Я поняла, что книга «Кукла» может стать продолжением начатого разговора и стала ее искать на сайте издательства. А там - объявление о конкурсе: «Мы хотим провести среди вас, наши читатели, конкурс «Мы помним подвиг Ленинграда». На конкурс принимаются творческие работы любого формата — рисунки, поделки (присылайте фотографии ваших работ), эссе, стихи и все-все-все остальное, в чем вы можете выразить себя. Возраст участников — не ограничен». Подарком была эта самая книга. Мне так ее хотелось, что я отправила рисунки…

Теперь мы ждем посылку с книгами. Мы победили, и к нам приедет «Кукла». Я очень рада, ведь так важно говорить «о потерях, верности и честности; о том, что вещи, какими бы прекрасными они ни были, могут быть ценны не сами по себе, а лишь благодаря памяти о человеке, благодаря любви, явленной через них».

Спасибо «Папмамбуку» за такие пронзительные истории!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Город в котором хочется жить!"

Цель: Расширить знание детей о том, что Ессентуки-красивый, курортный город нашей страны.В городе есть грязелечебница, есть источники №4, №17, «Новый», санатории, фонтаны, парки, театр, кинотеатр «Иск...

Североморск - город, в котором хочется жить.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию...

Интегрированное занятие в старшей группе «Город, в котором хочется жить»

Цель: расширить представления детей об истории города Прокопьевска.Задачи:1.  Познакомить детей с историей города Прокопьевска.2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о ...

Гимназия – это храм науки, в котором хочется учиться.

Гимназия – это храм науки, в котором хочется учиться....

Конспект интегрированного занятия "Город в котором хочется жить"

Конспект интегрированного занятия "Город в котором хочется жить"...

Конспект детско-родительской образовательной деятельности: "Город, в котором хочется жить"

Вовлечение родителей в образовательный процесс по воспитанию к родному краю в форме совместной деятельности со своим ребенком....