Фрагмент рабочей программы
рабочая программа (средняя группа) на тему

Методическая разработка "Я и моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_programmy.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

КАФЕДРА  ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ  И  ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ  ОБРАЗОВАНИЯ

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: « Я и моя семья»

                                                                                                                                        Выполнил

слушатель курсов

повышения квалификации

воспитателей ДОО,

Позднякова Л.И.

(МКДОУ  Детский сад « Солнышко »

г. Острогожск)

                                             Воронеж 2014


                       Пояснительная записка

Возрастные особенности воспитанников II младшей группы

 В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

 Принципы построения программы:

-   интеграция образовательных областей;

-   комплексно - тематически построен образовательный процесс;

-    решение образов. задач в совместной деятельности взрослых и детей,

-    самостоятельная деятельность

-    ведущий вид деятельности – игра.

                   Приоритетная образовательная область:

                   Социально - коммуникативное развитие

                        Тема: « Я и  моя семья »

Цель:  Формирование у детей понятия «семья» и роли семейных ценностей в     становлении личности ребёнка.

Задачи:

  1. Формирование элементарных представлений о себе и своей семье ( умение называть свое имя и фамилию, имена членов семьи);
  2. Формирование  начальных гендерных представлений ( мальчики сильные, смелые, девочки нежные, женственные);
  3. Расширение представлений о родственных отношениях;
  4. Развитие  речевого творчества;
  5. Воспитание эмоциональной отзывчивости, заботливого отношения к пожилым родственникам, желания радовать близких добрыми делами.

Планируемые результаты образовательной деятельности:

  •   Иметь первичные представления о себе: знать своё имя, возраст, пол;
  •   Называть членов своей семьи, их имена;
  •  Иметь представления о сохранении своего здоровья и здоровом образе жизни;
  • Иметь представления о семейных праздниках и традициях.


Фрагмент рабочей программы

в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в младшей группе  

Содержание образовательной деятельности в рамках реализации образовательных тем

Образовательная тема недели: « Я и моя семья ».

Дни недели

Приоритетные виды детской деятельности

Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Понедельник

Физи

ческое развитие

Организация НОД на основе двигательной деятельности в интеграции с игровой деятельностью

Тема дня: «Что я знаю о себе»

Цель: сформировать  образ «я», умение называть своё имя, фамилию, возраст, пол.

Игровая ситуация «Кукла Катя знакомится с нами»

Ходьба и бег по кругу, прыжки на двух ногах на месте

П/и «Поезд»

Д/и «Что возьмём с собой в дорогу»

Прием детей. Утренняя гимнастика «Дружная семья»,

Беседа с детьми на тему: «Я расту здоровым»

Цель: познакомить с основами ЗОЖ, научить бережно относиться к своему здоровью.

Рассматривание сюжетных картинок «В нашей семье любят трудиться»

Хороводная игра «Каравай» (рассказ о её значении)

Наблюдение за птичками на берёзе

Цель: развивать наблюдательность, умение описать внешний вид

П/и «Птички летают»

С/р игра «Помощники»

Озн. с худ. лит. : заучивание потешки «Дождик, дождик, пуще»

Пальчиковая игра «Моя семья» (разучивание)

Труд. поручение для приучения к порядку «Каждой вещи своё место»

Д/и «Мой портрет»

ППС насыщена предметами по данной теме.

Выставка литературных произведений, иллюстраций о семье.

Консультация для родителей «Как воспитывать самостоятельность»

Дни недели

Приоритетные виды детской деятельности

Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Вторник

Речевое развитие

Организация НОД на основе восприятия художественной литературы в интеграции с изобразительной деятельностью

Тема дня: «Наша дружная семейка»»

Цель: развивать представления о своей семье, учить называть членов семьи

Рассматривание семейных фотоальбомов, принесённых детьми, рассказ о членах своей семьи .

Чтение стихотворения      Е. Благининой «Вот какая мама!».

Обсуждение.

Физкультминутка: «Мама пироги печёт»

Лепка» Подарок для мамы»

Д/и: «Позвони по телефону маме(папе)»

Прием детей. Утренняя гимнастика «Дружная семья»,

Беседа на тему: «Расскажи о маме и папе, о брате и сестре»

Прослушивание песенки из м/ф «Мама для мамонтёнка»

Решение проблемной ситуации «Чем я могу помочь маме(папе)»

Наблюдение за деревьями на участке.

П/и «Ловишки», «Бегите к маме»

С/р игра « Семья »

Чтение р.н. сказки «Три медведя»

Коллективное поручение

 «Подбери посуду для чайного стола»

Закрепление навыков составления описательного рассказа

Упр. на развитие связной речи

Привлечение ребёнка к простейшим трудовым поручениям

ППС насыщена предметами по данной теме.

Семейные фотоальбомы.

Выставка литературных произведений, иллюстраций  о семье.

Пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки.

Советы родителям «Как провести выходные с ребёнком»

Дни недели

Приоритетные виды детской деятельности

Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

среда

познавательное  развитие

Организация НОД на основе познавательно-исследовательской деятельности в интеграции с элементарной трудовой деятельностью

Тема дня: «История про бабушку и дедушку»

Ознакомительная беседа по

 теме дня, чтение рассказов и стихотворений о бабушке и дедушке

Пальчиковая игра «Ладушки»

Исследование: «Испечём для бабушки вкусные оладушки»

(что лучше подойдёт: глина или песок)

Решение проблемной ситуации  «Бабушка заболела. Чем я могу помочь»

Прием детей. Утренняя гимнастика «Дружная семья»

Беседа с детьми на тему: «Для чего нужно трудиться?»

Игра на развитие мелкой моторики рук «Поможем бабушке» (наматывание ниток в клубок)

Д/и с речевым сопровождением: «Кто живёт у нас в квартире?»( порядковый счёт)

Наблюдение за работой дворника(подготовка цветочных клумб к зиме)

П/и «Солнышко и дождик»

Коллективный труд: «Собираем листики для букета бабушке».

Игра-развлечение «Жили гуси у бабуси»

Рассматривание альбомов, журналов, детских энциклопедий по теме.

Работа по звукопроизношен:

«Ча-ча-ча-нет у Кати калача».

ППС насыщена предметами по данной теме.

Выставка литературных произведений, иллюстраций .

Глина, салфетки

Сбор материала  для выставки «Моя семья»,

Памятка для родителей по теме «Профилактика гриппа»

.

Дни недели

Приоритетные виды детской деятельности

Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Четверг

Социально - коммуникативное развитие

Организация НОД на основе конструирования в интеграции с коммуникативной деятельностью

Тема дня:

«Праздники в моей семье»

Цель: Дать детям представление о семейных праздниках и традициях.

Ситуационный разговор: «Новоселье у матрёшки»

Решение проблемы.

Конструирование: «Мебель для куклы».

С/р игра: «Мама готовит праздничный обед»»  

Д/и: «День рожденья  куклы Маши»»

Прием детей. Утренняя гимнастика «Дружная семья»

Игра на развитие внимания: «Вода-земля-огонь-воздух»

Беседа на тему: «Мой день рождения»»

Просмотр фрагмента м/ф «День рождения кота Леопольда»

Обсуждение поступка героев.

Наблюдение за ветром .

Р.Н.П.игра «Козочка»

Д/и: «Что изменилось»(игра с осенними листочками)

Выставка книг: «Папа, мама, я- вот моя семья».

Настольные игры.

Упр. на развитие общей моторики и координации движений.

Работа по РЭМП

«Посчитаем гостей на дне рождения у куклы Маши» (один и много)

ППС насыщена предметами по данной теме.

Выставка литературных произведений, подборка  иллюстраций  на тему «Семья»

Строительный материал для конструирования

Беседа с родителями на тему «Одежда детей в группе»

Дни недели

Приоритетные виды детской деятельности

Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Пятница

Художественно-эстетическое развитие

Организация НОД на основе музыкальной деятельности в интеграции с игровой (двигательной) деятельностью

Тема дня: «Любимые занятия членов нашей семьи»

(интегрирует с занятием музыкального руководителя)

Беседа по теме.

Рассматривание сюжетных  картин с изображением видов деятельности членов семьи.

Знакомство детей с профессиями родителей.

Д/и «Кому что нужно для работы».

Разучивание песни «Маме улыбаемся» (муз.Е.Тиличеевой,

сл.Л.Дымовой).  Игровое упражнение «Топотушки для  бабушки»

Прием детей. Утренняя гимнастика: «Солнышко»

Д/и: « Сложи солнышко для мамы»

Наблюдение за листопадом.

Рассматривание осенних листьев( сравнение по цвету, по форме)

Д/и « Мы - листочки »

П/и: «Птички и дождик»,

 «У медведя во бору»

 Рисование красками: «С мамой в парке»

Чтение стихотворений из книжки «Всё умеем делать сами». Обсуждение

Упражнять в умении правильно определять цвет.

Д/и «Найди по цвету»

ППС насыщена предметами по данной теме.

Выставка литературных произведений, иллюстраций, детских поделок, рисунков.

Оформление выставки «Моя семья».

Подготовка к спортивному празднику «С мамой весело шагать»

                    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (ДЕНЬ) : Спортивный праздник « С мамой весело шагать».

Спортивный праздник в младшей группе « С мамой весело играть».

Цель и задачи: Воспитание у детей и родителей положительных эмоций от совместного праздника; развитие морально – волевых качеств, быстроты, силы, ловкости, выносливости, взаимовыручки; пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту, создание праздничного настроения у детей и их родителей

Место проведения: спортзал

   

Вед:   Здравствуйте, дети! Здравствуйте, родители! Мы рады видеть вас на нашем спортивном празднике! Сегодня у    нас  будут  соревноваться две команды.

Представление

Вед:   Мамы- (встают)  они всегда в форме. Дают о себе знать постоянные тренировки: плита, бег по магазинам, уход за детьми, стирка, уборка. И даже ежегодные передышки 8 марта не выбивают их из колеи. И мы уверены, что сегодня именно они     будут задавать тон соревнованиям!

Вед:   И, наконец, дети! (показывает) Это они ещё с пелёнок долгие годы закаляли постоянными тренировками и объединяли своих родителей в дружную команду ставя перед собой всё новые задачи: тяжело в учении, легко в бою.

Вед:   По плечу победа смелым, ждёт того большой успех

           Кто не дрогнув, если нужно вступит в бой один за всех.

Вед:   Итак, мы начинаем наши соревнования!

           На спортивную площадку приглашаем всех сейчас,

           Праздник спорта и здоровья начинается у нас!

           Если хочешь быть умелым, ловким, быстрым, сильным, смелым-

           Научись любить скакалки, мячик, обручи и палки!

           Никогда не унывай – мячами в цели попадай!

           Вот здоровья в чём секрет! Будь здоров – Физкультпривет!

Вед:   Для начала мы разделимся на две равные команды, выберем себе капитанов и придумаем её название.

(Команды представляются)

Вед:   Итак, капитанов выбрали, название придумали, нам очень приятно с вами познакомиться! Приступаем к спортивным состязаниям!

1 конкурс «Разгрузи машину»

Каждый из участников должен перевести кубики на большой грузовой машине с одного места на другое.

2 конкурс» Сороконожка»

Первый участник добегает до конуса, возвращается обратно, берёт за руку следующего и бегут до конуса, добегают, берут следующего и так пока вся команда не будет в цепочке.

3 конкурс «Попади в ведёрко»

Родитель держит ведёрко, а ребёнок должен бросить мячик и попасть в него.

4 конкурс «Лучок в ложке»

Участник берёт ложку с луком и добегает до конуса и обратно.

5 конкурс «Поход в детский сад»

Игроки строятся попарно: мама – ребёнок. Первой паре даётся шапочка и шарф. По очереди каждая мама одевает ребёнка и бежит в «Детский сад» до ориентира, там раздевает его и оставляет. Передаёт атрибуты одежды следующей паре. Побеждает команда, которая первой отправит своих детей в «Детский сад».

Вед:   Молодцы у нас команды, сильные, умелые, дружные, весёлые, быстрые и смелые! Постарались и дети и родители!

           Прошу команды построиться. Сейчас мы подведём итог наших соревнований и узнаем кто у нас самый сильный!

Подведение итогов:

Вед:   Ну, вот и выявили победителей, скажем спасибо зрителям, спортсменам -  новых побед, а всем- наш спортивный привет!

          Пусть всё это только игра, но ею сказать мы хотели: великое чудо – семья! Храните её, берегите!

          Нет в жизни важнее цели! Спортом занимайтесь, почаще улыбайтесь!

          Семья – это святость, семья – это счастье!

          Если дружба и здоровье в семье – вам смогут позавидовать все.

          Вот настал момент прощания, будет краткой наша речь:

          Говорим всем: До свидания, до счастливых новых встреч!

 Вручение медалей и дипломов участникам соревнований, которые под громкие аплодисменты проходят круг почёта.

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование фрагмента рабочей программы воспитателя» по теме "Чудо своими руками" в старшей группе с учетом требований ФГОС

Программа разработана для детей старшей группы. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальн...

Фрагмент рабочей программы по ФГОС 2 младшая группа

В помощь воспитателям для составления плана воспитательно-образовательной работы соответственно  ФГОС ДОУ....

Методическая разработка Фрагмент рабочей программы в старшей группе по реализации темы: «Путешествие в сказку»

Подготовила:  Харланова Е.А.  Воспитатель 1 КК   МКДОУ «Детский сад №1"с. Верхний Мамон 2014г Цель: Развитие мелкой моторики через действия с предметами, изобразительную деяте...

Фрагмент рабочей программы воспитателя старшей группы

Цель: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, - сохранение и укреп...

фрагмент рабочей программы по ФГОС

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО  Тема: «Удивительные места нашей планеты. Арктика»...

Фрагмент рабочей программы

Разработка программы на неделю тема:осень золотая...

фрагмент рабочей программы воспитателя доу

разработан фрагмент рабочей программы на неделю в доу в старшей группе...


 

Комментарии

Методическая разработка предназначена для воспитателей средней группы ДОУ.