Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
консультация на тему

Борзова Светлана Сергеевна

Консультация для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядка, закаливание, профилактика заболеваемости и т.д.) педагоги дошкольных учреждений до конца ещё не осознали значение психического здоровья детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьёзные психические нагрузки.

В последние годы педагоги всё чаще сталкиваются с такими проблемами, как нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей.

Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети чаще общаются с компьютером, чем с человеком.

Большинство исследований в области эмоций традиционно начинаются ссылкой на не разработанность этой проблемы. Однако в последнее время наблюдается интерес к этой теме. Хотя, многие популярные теории эмоций почти не рассматривают их роль в развитии личности и их влиянии на поведение человека.

 Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно принимать неудачи или ошибки.

Эмоционально-комфортное состояние каждого ребёнка в детском саду составляет условие реализации программы социально-эмоционального развития.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются более бурно и непосредственно, придавая его жизни особую выразительность. Дошкольники трёх, пяти лет уже могут распознавать своё эмоциональное внутреннее состояние и эмоциональное состояние сверстника.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с младшей группы: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания и играют.

Положительные эмоции надёжно защищают детей от умственных перегрузок и приносят только пользу, как для физического, так и для психического развития.

Воспитатель и родители должны “делать одно дело” - создавать для ребенка благоприятную эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не означает, что он “пуп земли”, неженка, заваленный сладостями и игрушками.

С детских лет ребенок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть “ходячим университетом” и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребенка – главное условие его физического и душевного здоровья.

Улыбка на лице как много это значит,

Когда смеются все, когда никто не плачет.

ТЕМА: “НАСТРОЕНИЕ” /средняя группа/

Задачи: 

  1. Закрепить знания детей об эмоциях радости, грусти, страха, умение распознавать эмоциональные проявления.
  2. Развивать способности, делиться своими впечатлениями.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Оборудование: 

  • Царевна Несмеяна (кукла),
  • 3 домика,
  • гном,
  • баба яга (кукла),
  • атрибуты к игре “Ребята с нашего двора”,
  • стульчики для поезда,
  • кассета с записью музыки,
  • незаконченный портрет бабы Яги.

Ход занятия

I. Приветствие: Дети стоят в кругу взявшись за руки, и говорят о том, что они рады видеть друг друга.

Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности. Установление положительного эмоционального фона.

II. Основная часть.

Воспитатель предлагает отправиться с детьми в сказочную страну на поезде. Дети садятся на стульчики и под музыку отправляются в путешествие.

Вот мы и приехали. Три домика стоят. Кто же в них живёт? Давайте подойдем и постучимся в первый дом. Воспитатель читает стихотворение “Гном дома” Ю.Мориц.

Стоит в лесу тесовый дом,
Дом гнома!
А в нём живёт весёлый гном,
Гном – дома!
Он кормит белок шишками,
За стол садится с мишками,
С пушистыми зайчишками,
Да с мышками норушками!
Он делится игрушками.
С кукушками – болтушками,
С енотами и дятлами,
С совой обросшей патлами!
Он делится орешками
С косулями с олешками
С кротами кропотливыми,
С бобрятами смешливыми.
Последним зимним яблоком
Он поделился с маленьким,
Совсем озябшим зябликом!
Но сказками – побасками
Книжками – раскрасками,
Длинными былинами,
Шутками – малютками,
Сладкими загадками
Он делится с детишками,
С девчонками, с мальчишками.
Стоит в лесу тесовый дом,
Дом гнома!
А в нём живет весёлый гном,
Гном – дома!
Откройся дом тесовый,
Пусть выйдет гном весёлый!

Из домика появляется игрушка гном. Он здоровается с детьми. Интересуется, какое у них настроение.

- А у меня настроение всегда весёлое, я люблю смеяться.

- А вы любите смеяться?

- Когда вам смешно бывает?

- Давайте, поиграем в игру “Смешные человечки” (Пальчиковая игра).

Цель игры: Эмоциональная разминка. Развитие коммуникативных способностей.

Ход игры

“Смешные человечки”

Дети делятся на пары – мальчик и девочка.

- Бежали мимо речки смешные человечки (“человечки – пальчики бегут по “дорожкам – рукам детей, стоящих напротив друг друга).

- Прыгали – скакали (пальчиками “попрыгать” по плечам друг друга).

- Солнышко встречали (ласково положить руки на щёки друга).

- Забрались на мостик (сложить мостик из рук).

- И забили гвоздик (постучать кулачками).

- Потом бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).

- Где же человечки? (спрятать пальчики под мышки друг друга).

Дети стучатся во второй дом, оттуда появляется Царевна Несмеяна со словами:

Ой, беда, ой беда:
В огороде лебеда.
Я Царевна Несмеяна,
Я реветь не перестану.
Ни за что не рассмеюсь,
только пуще разревусь.

Воспитатель и дети здороваются с царевной.

-Дети, как вы думаете, почему её зовут Несмеяна?

- Как же нам её развеселить?

- Давайте поиграем в игру “Скучно, скучно так сидеть”

Цель: Развитие раскованности.

Ход игры

Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья, Возле одной по количеству игроков, возле другой стены на один стул меньше. Игроки садятся на стулья. Ведущий читает стихотворение:

Скучно, скучно так сидеть;
Друг на друга глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.

Как только ведущий заканчивает читать, все игроки бегут к противоположной стене, и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.

Во время игры Несмеяна начинает смеяться. Воспитатель обращает на это внимание.

- Как вы думаете, почему ей было грустно?

- А вам бывает грустно?

Дети подходят к третьему домику. В нём живет Баба Яга. Она пугает детей. Воспитатель спрашивает у детей, боятся ли они её?

- Давайте её подразним.

Дети дразнят:

Бабка-ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала
Пошла бабка на улицу,
Испугала курицу,
Пошла бабка на базар,
Раздавила самовар.
Бабка-ёжка злится и пугает детей.

- Дети, какая Баба Яга.

- А вам бывает страшно?

- Кого вы боитесь?

- Я вас хочу научить, как перестать бояться.

- Это портрет бабы Яги. Мы ей нарисуем улыбку. Причёску украсим бантиками.

- Какая теперь баба Яга?

- А можно нарисовать свой страх, разорвать и сделать “салют”.

- Вот так, (воспитатель подкидывает клочки бумаги вверх).

- Посмотрите, у меня здесь лежат картинки. Из них нужно выбрать картинки с эмоцией грусти, радости, страха.

III. Рефлексия занятия.

- Вам понравилось в сказочной стране?

- Что больше всего запомнилось?

- Какое у вас сейчас настроение?

IV. Ритуал прощания.

Дети дарят друг другу улыбку и говорят пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники ча...

Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.

Решение задач развития  эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «У...

Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уг...

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды

Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...