Портфолио дошкольника
методическая разработка на тему

Харина Лариса Алексеевна

Портфолио дошкольника – важное знакомство с достижениями ребенка

           В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна технология «Портфолио», получившая в последнее время  широкое распространение в практике дошкольного образования.  Потрфолио дошкольника – это,  прежде всего,  копилка личных достижений  ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехах, положительных эмоций и возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Главная задача портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, «…показать все, на что способен».   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

         

Портфолио дошкольника – важное знакомство с достижениями ребенка

           В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна технология «Портфолио», получившая в последнее время  широкое распространение в практике дошкольного образования.  Потрфолио дошкольника – это,  прежде всего,  копилка личных достижений  ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехах, положительных эмоций и возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Главная задача портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, «…показать все, на что способен».  

Функции:  

  • диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
  •  целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
  •  мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
  •  содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
  •  развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
  •  рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

           Принципиально важным в работе воспитателя должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей, создания условий для их раскрытия, которое и найдет отражение в совместно созданном ребенком и взрослыми портфолио.  Особое внимание  хочется сделать на целенаправленное развитие всех интегративных качеств у дошкольника, которые должны быть сформированы  в дошкольном возрасте

           Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Одно из главных условий – это добровольность.  Составитель портфолио должен быть заинтересован в его создании.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания портфолио.

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определены согласно возрастному показателю, интересам детей и взрослых.

4. Удобство хранения. Весь материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Систематичность в сборе информации (постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов).    

          Цель работы в данном направлении: с помощью технологии «портфолио» представить результаты достижения ребенка на следующую ступень образования.

          Задачи:  создавать предпосылки для успешной социализации и осуществлять  преемственность дошкольного и школьного образования.

         Собирая специальную папку - портфолио, мы можем не только зафиксировать  успехи, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития.     При работе с портфолио формируем у детей адекватную самооценку, такие личностные качества, как: оптимизм, инициативность, активность, самостоятельность, уверенность в себе, терпеливость и др. Анализ результатов позволит и воспитателю, и учителю увидеть - на сколько уровень развития ребенка соответствует федеральным государственным требованиям «социального портрета» ребенка  7 лет.

         В своей  практической деятельности  использую  накопительный портфолио, в котором осуществляю сбор информации о результатах деятельности ребенка за определенный отрезок времени (от 5 до 7 лет).  С целью привлечения детей включаем несколько страниц портфолио-раскраски. Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

      В нашем портфолио следующие рубрики.

«Будем знакомы»  Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, значение имени, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день.

«Подрастай-ка» В разделе представлены физические  показатели (вес, рост, окружность груди) можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах.

«Это я, это я, это вся моя семья» Заполняются анкеты «Моя семья», «Семья глазами ребенка», помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Ежегодно родителям предлагается написать мини-сочинение о своем ребенке.

«Расскажи обо мне» Собраны рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.

«Быстрее, выше, сильнее» Представлена динамика физического развития, фотографии с участием в спортивных мероприятиях, и т.п.

«Мои друзья» Предлагается ребенку назвать своих друзей, лучшего друга и объяснить свои выбор. Раздел добавляется рисунками и фотографиями.

«Спешу на помощь» В разделе показано умение оказывать посильную помощь взрослым, сверстникам и малышам.

«Мир, в котором я живу!» В повседневной жизни ребенок сталкивается с удивительным окружающим миром. Высказывает свои мысли и наблюдения. Знакомится с растениями, животными, природными явлениями.

 «Мастерилка» Этот раздел содержит работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.

«Разрешите  мне сказать…» Представлены высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.

«Почемучка» Отражены впечатления детей по предложенным темам, проблемным вопросам, например: «Кем быть?», «Твои впечатления», «Что будет, если …» и др.

«Почитай-ка» Отражены отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, информация о писателях и поэтах-земляках.

«Фотогалерия» Представлены  грамоты, благодарственные письма, фотографии. Данный раздел – копилка всевозможных наград полученных ребенком.

«Посоветуйте мне» Даются рекомендации воспитателями и всеми специалистами, работающими с ребенком  на предстоящий переходный период (по запросам родителей).

«Скоро в школу!» Представлены фото школы, рисунки на школьную тему, критерии готовности по новым федеральным требованиям.      

        Считаю, что данная технология является  одним из условий эффективной работы для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитателей, учителей, детей и родителей. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио дошкольника

Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы  портала "Солнышко". ...

Портфолио дошкольника

   Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А...

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...

Портфолио дошкольника

Методические рекомендации по созданию портфолио дошкольника...

Портфолио дошкольника

Портфолио дошкольника: особенности, цель, структура, рекомендации. Отдельным файлом образец титульных листов к каждому разделу, временный, пока не найдете найболее подходящий вариант оформления. На за...

Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...