Проект по гендерному воспитанию
проект (старшая группа) на тему

Проект по гендерному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_gendernomu_vospitaniyu.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Пензено муниципального района Большечерниговский Самарской области структурное подразделение детский сад «Улыбка»

Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста

(проект в старшей группе)

Воспитатель: Богачёва Е.Н.

Вид проекта

Разработанный проект «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой системой социальных и нравственных качеств. Поэтому вид педагогического проекта можно определить как исследовательско-творческий.

Цель  проекта

Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.

Задачи  проекта

     1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

     2. Сформировать навыки и умения поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви,  доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.

     3. Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.

     4. Привлечь родителей к активному участию в проекте по гендерному воспитанию детей.

Срок реализации  проекта

Срок реализации проекта: __________________.

Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:

I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта, отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности, создание методических условий для реализации гендерного воспитания в условиях ДОО.

II этап – внедрение и реализация педагогического проекта. Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения: внедрение проекта  по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработку и внедрение методического обеспечения.

III этап – анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: оценку эффективности реализации проекта, осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Участники  проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа), их родители, воспитатели.

Образовательная  область

Социально-личностное; физическое; познавательное; речевое; художественно-эстетическое.

Актуальность  темы

Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении. Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов и нейропсихологов, определяют различия в структуре головного мозга. Так что воспитывать и обучать девочек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных мозговых структур.

Предполагаемые  результаты

На региональном уровне:

*        систематизация и пропаганда опыта по проблеме;

*         обеспечение условий для совершенствования практической компетенции педагогов в гендерном воспитании детей;

*         совершенствование услуг по воспитанию, обучению детей и оказанию поддержки семьям.

На локальном уровне: совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по гендерному воспитанию; внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения проекта «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»; рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах.

У детей старшего дошкольного возраста будут сформированы:

1. Гендерно — ориентированное поведение.

2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.

3. Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.

4. Нравственные качества, принятые в обществе.

5. Коммуникативно-речевые навыки.

6. Мышление, память воображение.

7. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Формы представления результатов проекта: Результаты проекта планируется представить в форме методических материалов для реализации в ДОУ и для представления на семинарах и конференциях разного уровня.

Теоретическое обоснование

Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой.   Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.

     Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и о мужествление женщин.

     На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

     Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания  и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.

     Почему же именно в дошкольном возрасте так необходимо гендерное воспитание?

     Необходимость гендерного воспитания заключается в следующем:

- в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;

- в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;

- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

     Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

     К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.

     Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОО условий для гендерной социализации дошкольников.

10. Реализация педагогического проекта

План реализации проекта

№ этапа

Основные направления деятельности

Сроки

Ответственные

1

ЭТАП

1. Изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме.

2. Подготовка нормативно-правовой базы по работе с детьми.

3. Гендерный анализ предметно-пространственной среды группы.

4. Разработка модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды (планы, зарисовки, макеты).

5. Взаимодействие с другими педагогами МБДОУ (обмен опытом).

6. Работа с родителями по созданию условий для обогащения предметно-пространственной среды группы

 ( альбомы, коллажи и др.).

Воспитатели группы

2

ЭТАП

1.Реализация педагогического проекта «Гендерное воспитание дошкольников».

С дошкольниками:

- специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения;

- подвижные игры;

- проектная деятельность;

- конкурсы;

- организация различных выставок;

- встречи с интересными людьми;

- экскурсии, целевые прогулки;

- просмотр диа- и видеофильмов;

- тематические вечера и досуги;

- творческая деятельность детей;

- составление рассказов детей по темам проекта.

С родителями:

- диагностическая работа;

- анкетирование;

- проведение месячников к знаменательным датам;

- проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций;

- беседы;

- консультации;

- тематические вечера;

- досуги;

- организация различных выставок;

- творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.);

- совместные субботники по благоустройству территории детского сада;

- проведение Дня открытых дверей;

- просмотр родителями различных видов деятельности с детьми;

- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).

Воспитатели группы, родители

3

ЭТАП

1 .Обработка и оформление материалов педагогического проекта.

2. Оценка эффективности реализации.

педагогического проекта.

3. Пропагандирование результатов работы в педагогическом коллективе своего детского сада.

4. Выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному воспитанию дошкольников.

Воспитатели группы

11.Диагностика

Входная диагностика проводится с детьми и родителями в начале учебного года. С родителями проводится анкетирование, с детьми – в форме опроса (Методика определения уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-6 лет).

Заключительная диагностика проводится по аналогичной методике в конце учебного года.

12 .Заключение по проекту

     Создавая этот инновационный проект, я сделала вывод, что, организуя, педагогическое взаимодействие без учета гендерных особенностей дошкольников, мы — педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие.

     «Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого» (М.А.Панфилова).

     На мой взгляд, проект «Гендерное воспитание старших дошкольников» является первым шагом в  гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является  он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека,  развивает      осознанное понимание значимости  себя  по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается  понимание  образа  я – мальчика (девочки).

Востребованность результатов реализации проекта.

     Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений:

 -серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии;

- дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми.

      Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.

     Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по гендерному воспитанию "Каждый по-своему маму поздравит" (1-я младшая группа)

Гендерный подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста....

Педагогический проект по гендерному воспитанию. Тема : «Карапузики»

Цели: Сформировать у детей правильные навыки общения друг с другом.         Раскрыть психические, физиологические и эстетические особенности мальчиков и девочек...

2012-2013 Педагогический проект по гендерному воспитанию в первой младшей группе «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком»

Вид проекта: краткосрочный (неделя)Участники проекта: дети первой младшей группыКоличество девочек: 9 человекКоличество мальчиков: 14 человекСрок реализации проекта: 12-16 мартаАктуальность темыПробле...

Проект по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины"

в данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребёнка в гендерной направленности....

Проект по гендерному воспитанию дошкольников. «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

Проблема подготовки детей к выполнению социальных ролей в обществе и семье, а также воспитанию основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек в эпоху кризиса семьи, как социального ин...