Сказка как средство всестороннего развития личности ребенка
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Определении форм и методов работы со сказкой направленных на всестороннее развитие личности ребенка в предшкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beryozina_t.n_skazka.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Педагогическая академия последипломного образования.

Кафедра адаптивного образования

«Содержание и методика дошкольного образования»

Тема:

«Сказка как средство всестороннего развития личности ребенка»

Берёзина Тамара

 Николаевна

МДОУ №6

г. Реутов

Москва

2011г


Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы влияния сказки на развитие личности ребенка

  1. Сказка как один из основных жанров фольклора.
  2. Значение сказки в жизни детей

Глава 2 Сказка как средство всестороннего развития личности ребенка

2.1 Особенности работы со сказкой

2.2. Роль сказки в системе профилактики педагогической запущенности детей на этапе предшкольного образования

2.3 Театрализация сказок образовательной практике дошкольного образовательного учреждения

2.4 Сочинение сказок экологического  и валеологического содержания.

2.5 Сказкотерапия

Заключение

Список литературы


Введение

«Русский народ не должен терять свою нравственного авторитета среди других народов –авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в  21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).

Этому вопросу уделяет внимание президент Дмитрий Медведев, в послании федеральному собранию он говорит: «Школа наряду с семьей являются базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новое поколение к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным: именно закрепленные в национально культуре установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом. Поэтому мы уделим существенное внимание развитию культуры и развернем работу по нескольким направлениям». К сожалению, сейчас все больше внимания стали уделять интеллектуальному развитию, под интеллектуальностью понимается, прежде всего, сумма знаний, умение анализировать, синтезировать и логически прогнозировать. Родители очень рано начинают учить своих детей, сообщать, на их взгляд, полезную информацию, готовить к взрослой, материальной жизни.  Разорванность мышления взрослых,  вычленяющих из жизненного потока отдельные, важные по их мнению, факторы, приводят к однобокости развития детей, что часто проявляется в умении говорить и неумении делать или наоборот, ребёнок может выполнить ту или иную операцию с предметом, но не объяснить цель и результат своих действий. Другой пример – хорошо говорящий и активно действующий, но малоэмоционален, жесткосердечен, эгоистичен.

Ребенку намного важнее развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. Между тем ребенок – это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самоусовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде. Сегодня много детей не находят правильного пути в жизни. Растет наркомания и преступность. В чем же причина такого ухода? Существует ряд причин, социальные,  психологические, семейные, межличностные. Детям трудно, они ищут выход, но не находят. У детей порой нет детства, не успев родиться, они оказываются заброшенными, других «заботливые» родители сразу начинают обучать читать и считать и т.д.

Цель работы

Исходя из вышеизложенного цель данной работы заключается в определении форм и методов работы со сказкой направленных на всестороннее развитие личности ребенка в предшкольном возрасте.

Задачи

1.Провести теоретический анализ влияния сказки на развитие личности ребенка и определить основные принципы взаимодействия воспитателя с детьми.

2.Показать особенности и возможности работы со сказкой для воспитания нравственной, творческой, интеллектуально развитой личности ребенка.

3.Разработать провести апробацию серию занятий по моделированию сказок способствующих развитию речи, памяти, творческих способностей.

4.Составить методические рекомендации по исследуемой проблеме для воспитателей.


Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

1.1. Сказка как один из основных жанров фольклора

Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащающий чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Словарь терминов дает следующее определение сказке: «Сказка – это один из основных жанров фольклора, преимущественно эпический, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел».  Еще В.А. Сухомлинский, уделявший большое внимание в работе с детьми сказке, писал: « Не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей  природы? Нет, наоборот – облегчит. Дети прекрасно понимают, что комочек земли не может стать живым существом, как понимают они и то, что нет кузнецов-великанов, Бабы Яги, и Кощея Бессмертного. Но если бы у детей не было всего этого, если бы они не переживали борьбу добра и зла, не чувствовали, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте – их мир был бы тесным и неуютным.

1.3 Значение сказки в жизни детей

Сказку понимают все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит, потому что сказка содержит вечные, неувядаемые ценности. Ярко отличаются поэтичность, задушевность, красота и глубокая правдивость сказки, веселость, жизненность, сверкающее остроумие, сочетание в ней детской наивности с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.

Человек был и всегда останется сыном природы. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли. Истина, в которую обобщаются предметы и  явления окружающего мира, становится личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется яркими образами, оказывающими воздействие на чувства. Все это присутствует в сказке. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.


Глава 2 Сказка как средство всестороннего развития личности ребенка.

2.1. Особенности работы со сказкой

Сказки лучше рассказывать, чем читать. Хорошо одеть костюм сказочницы. Знакомя детей со сказкой, воспитатель должен знать. Что же лежит в основе её содержания, с какой целью она создана ( чему-то учить, удивить или позабавить) Есть три разновидности сказок:

  1. Бытовые
  2. Волшебные
  3. Сказки о животных

Хорошо начинать сказку с присказки :«Сказка, сказка, прибаутка…» После рассказа сказки узнать с помощью вопросов, поняли ли дети сказку. Вносить соответствующие игрушки, конкурс рисунков, поделок по мотивам сказок, вносить предметы ряженья, драматизация сказок в грамзаписи.

После рассказывания сказки воспитатель проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые её эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т.е. постичь языковую особенность данного жанра.

Существует множество приемов, наиболее эффективных в беседах по сказкам: вопросы должны быть разнообразными по своей направленности, помочь точнее охарактеризовать героев сказки, или помочь детям почувствовать главную идею сказки и т.д.

Важно рассматривание иллюстраций, т.к. они помогают понять сказку. Также нужны словесные зарисовки : дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали бы к данной сказке.

Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнение, эпитеты, и др. средства выразительности.

По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном: пересказывают описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

Эффективным приемом является театрализация сказки или отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса, например, диалог зайца и тети вороны (сказка «Заяц-хваста»).

В подготовительной группе на занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.

Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-либо метким выражением приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучения. В работе со старшими дошкольниками целесообразно не просто перечитывать уже знакомые им сказки, но и проводить аналогию между ними и другими фольклорными формами, чтобы еще глубже понять смысл.

Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы.

Сказка

Малая фольклорная форма

Курочка Ряба

Может и разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть – и в птицу превратиться

Колобок

Новых друзей наживай, а старых не забывай. Доверяй, но проверяй

Репка

Конец – делу венец. Мала капля, а большое дело делает

Теремок

Сделав худо, не жди добра

Волк и козлята

Страшись волка в овечьей шкуре

Гуси-лебеди

Сумел ошибиться, сумей и исправиться

Снегурушка и лиса

Собака лисе не друг

Кот, петух и лиса

Перья павлиньи, а мозги куриные

Маша и медведь

Не сиди на печи, не жди калачи

Заюшкина избушка

Хоть мозги куриные, зато шпоры длинные. Кошке смех, а мышке слезы

Бычок – смоляной бочок

Чужого не надо, а своего не отдам

Зимовье зверей

Доброе дело не горит не тонет. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось

Жихарка

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится

Лиса и журавль

Нет друга – ищи, а нашел – береги

У страха глаза велики

За глупой головой и ногам плохо

По щучьему велению

Доброе дело сто раз возвернется. Всяк в деле познается

Заяц - хваста

Знай больше, а говори меньше

Крылатый, мохнатый да масляный

Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет

Мороз, солнце, да ветер

Кто трудится, тому мороз не страшен. Мороз не велик, да стоять не велит. Солнце печет, ветер завывает, а мороз ленивого замерзает

Лисичка – сестричка и серый волк

На всякого хитреца довольно простоты. Битый не битого везет.

Сивка - бурка

Где друзьями дорожат, там и враги дрожат

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Всему свое время. На всякое хотенье есть терпенье.

Хаврошечка

При солнышке тепло, при матери добро

Мальчик-с-пальчик

Мал золотник, да дорог

Волшебное кольцо

Один за всех, все за одного

Иван царевич и серый волк

Долг платежом красен

Морозко

По труду и награда

Царевна - лягушка

Любовь и верность сильнее смерти

Снегурочка

Кому солнце матушка, кому – злая мачеха

Семь Симеонов-  семь работников

Не ищи друзей в хороводе, а ищи в огороде

Пузырь, соломинка и лапоть

Друзья познаются в беде

Мужик и медведь

Что посеешь, то и пожнешь

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке

Там хорошо, где нас нет

Мороз Иванович

Слезами горю не поможешь. За правое дело стой смело

Начиная со среднего возраста всеми образовательными программами предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказыванию. Сказка может стать прекрасным художественным материалом для него.

Для лучшего запоминания на таких занятиях целесообразно организовывать подвижные игры по теме сказки. Хорошо также проводить интегрированные занятия: пересказ и рисование, пересказ и аппликация, физические упражнения и рисование. Более подробно хочется остановиться на использовании физкультминуток. Их можно использовать как на занятиях по сказке, так и на других занятиях. Дети очень любят сказочных героев , и в то же время отрабатывается звуковое произношение – речь детей.

«Буратино»

        Буратино потянулся,

        Раз нагнулся, два нагнулся.

        Руки в стороны развел,

        Ключик, видно, не нашел,

        Чтобы ключик нам достать,

        Нужно на носочки встать.

        Ключик вдруг упал из рук,

        Наклониться надо, друг!

«Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел

Голова опущена, руки на коленях, спина расслаблена

Шевельнулся, покачнулся,

Взвился вверх и полетел.

Плавное движение рук вверх, потягивание

Солнце утром лишь проснется

Бабочка кружит и вьется

Маховые движения руками, кружение

«Петушок»

Каждый день петушок

Делает зарядку,

Очень нравится ему

Все делать по порядку:

Ходьба по залу

Весело шагать,

Ходьба на месте

Крылья поднимать,

Руки вверх

Приседать и скакать

Приседание 4-6 раз,10 прыжков

Весело кричать : «Ку-ка-ре-ку!»

«Зайцы»

        Вышли зайцы погулять

        Стали прыгать и скакать,

        Наклоняться, разгибаться,

        Физкультурой заниматься.

        Шум раздался, зайцы вдруг

        Присмирели все вокруг:

        Может, волк или лиса…

        Трусливы зайчики всегда.

«Три медведя»

        Три медведя шли домой

        Папа был большой, большой.

        Мама с ним поменьше ростом

        А сынок малютка просто.

        Очень маленький он был,

        С погремушками дружил-

        Дзынь, дзынь, дзынь, дзынь.

«Мишка косолапый»

Мишка, Мишка косолапый,

Мишка по лесу идет

Приподнять плечи, руки, округлились, носки ног повернули внутрь, идти переваливаясь

Мишка хочет сладких ягод,

Погладить себя по животу, облизнуться

Да никак их не найдет

Оглянуться по сторонам, пожать плечами

Вдруг увидел много ягод

И тихонько зарычал

Показать указательный палец, на лице восторг, двумя руками собирать ягоды в рот

Подошли к Мишутке детки

Промаршировать

Мишка ягоды им дал

Протянуть руки вперед, имитируя жест «возьми».

«Заинька»

Заинька-заинька,

Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца

Маленький заинька.

Садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола

Длинные ушки

Приставляют ладошки к голове - ушки

Быстрые ножки

Бегут на месте

Заинька-зайка,

Маленький зайка

Движение повторяются

Деток боится-

Зайка трусишка

Обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».

Котик усатенький по двору гулял

И мягкими лапками по траве ступал,

Ходит, мягко ступая

Прилетели воробышки,

Притаился котик

Слышно: «Чик-чирик!»

Клюют зерно и чирикают

Стал подкрадываться котик:

На воробышек - прыг!

Дети разбегаются

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так!

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок!

Надо зайке поскакать.

Дети имитируют движения и проговаривают вместе с воспитателем слова стихотворения

Хомка, хомка хомячок,

Полосатенький бочок

Дети поглаживают бока

Хомка раненько встает

Дети потягиваются

Щечки моет, шейку трет

Имитационные движения

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка хочет сильным стать

Дети выполняют произвольные движения

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

-Топай правою ногой,

Топай левою ногой

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой

Вот тогда придешь домой

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь.

Низко-низко наклоняюсь.

Раз, два, три, четыре, пять

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям физкультпривет!

Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.

Лучшие качели –

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Кто весь век качается,

Да-да-да

Тот не огорчается

Никогда!

Слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед – назад (качели)

Хлопают в ладоши

Прыгают

Очень интересный прием – моделирование. Он начинается с замещения одних объектов другими ( реальных – условными). Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещенными объектами становятся герои сказок ( люди, звери, гномы, волшебники), а также предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача – научить ребенка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном отличие между персонажами ( крокодил – зеленый кружок, солнце – желтый) или двух ( слон – большой серый кружок, заяц – маленький белый кружок). Набор заместителей ( разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу стало понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой солнышко.

На первых занятиях число кружков должно совпадать с числом замещающих объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребенок выбирал нужные. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. Например, в сказке «Колобок» колобок – желтый кружок, волк – серый, медведь – коричневый, лиса – оранжевый. В сказке «Волк и семеро козлят» волк – большой серый кружок, коза большой белый, козлята – маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменится полнота разыгрываемого сюжета.

Большое значение и помощь в работе со сказкой оказывают дидактические игры: кубики, из которых дети собирают различные картинки из сказок, кубики с предметными картинками, помогающими выстроить сюжет сказки при пересказе, сюжетные картинки « Расскажи сказку». Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Работе в этом направлении оказывает помощь программа по «Приобщению детей к истокам народной культуры». Приведу пример по работе со старшей и подготовительной группами.

Старшая группа

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

«Что летом родится, — зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы

2

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень»

3

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок

4

«Хлеб — всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда — цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе

5

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода — деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка-осень»

6

«Зайчишка-трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц-хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка»

7

«У страха глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики»

8

«Друг за дружку держаться — ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке

9

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина по сказкам «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый»

10

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

11

Дикие животные

Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них

12

«Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц

13

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

14

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз,. Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

15

«Лиса-обманщица»

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

16

«Пришла коляда — отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки

17

«С Новым годом со всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок

18

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

19

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек

20

Городецкая роспись

Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве

21

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза»

22

Сказка для Кузи

Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки»

23

Письмо Нафане

Составление детьми письма Нафане —другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице

24

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен

25

«Нет милее

дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме

26

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок

27

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите»

28

«Весна, весна, поди сюда!»

Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»

29

«Шутку шутить — людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях

30

«Небылица в липах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц

31

Красная горка

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек

32

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян

33

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом»

34

«Победа в воздухе

не вьется, а руками достается»

Рассказ о воинах — защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора»

35

«А за ним такая гладь — ни морщинки не видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода

36

Прощание с «избой»

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек

Подготовительная группа

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

«Что летом родится, — зимой пригодится»

Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете

2

«Восенушка-осень — сноп последний косим»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенуш-ка-осень»

3

«Хлеб — всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием

4

«К худой голове

своего ума не приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля»

5

«Град на усть Оки»

Рассказ об истории Нижнего Новгорода. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи)

6

«Октябрь-грязик — ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове

7

«Злое истребление»

Рассказ о монголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием

8

«Камень-град»

Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля — пограничной крепости Московского государства

9

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Экскурсия в Нижегородский кремль

10

Синичкин день

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки

11

«Где живет перо Жар-птицы?»

Знакомство детей с хохломской росписью

12

«Чудо-чудное, диво-дивное — Золотая Хохлома»

Рассказ о традициях хохломской росписи («кудрина», «травка» и т.п.)

13

«Зима — не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

14

«Светит, да не греет»

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра

15

«Пришел мороз — береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

16

Снегурочка — внучка Деда Мороза

Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи)

17

«Пришла Коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок

18

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц

19

«Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художественным промыслом

20

«Гжель прекрасная»

Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров

21

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве

22

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько»

23

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях

24

«Масленица Прас-ковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек

25

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок

26

Русская матрешка

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек

27

Поэзия народного костюма

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи)

28

«Грач на горе — весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне

29

«Шутку шутить — людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница»

30

Наши земляки

Рассказ о М.Горьком. Сказка М.Горького «Про Иванушку-дурачка»

31

Красная горка

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

32

«Путешествие на златогривой чудо-тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи)

33

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов

34

Литературная викторина

Литературная викторина. Игра-драматизация

35

«Край родной, навек любимый»

Экскурсия. Русские подвижные игры на открытом воздухе

36

Прощание с «избой»

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков

2.2 Роль сказки в системе профилактики педагогической запущенности детей на этапе предшкольного образования

С понятием «педагогическая запущенность» педагоги и родители чаще всего сталкиваются, когда дети становятся подростками, когда их поступки являются проявлением характерных особенностей, входят в структуру поведения, т.е. расцениваются как привычные и устоявшиеся. Но подросток становится «трудным» не за один день и даже не за месяц – это процесс длительный, уходящий своими корнями в период старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Воспитатели отмечают: некоторые дети переходят в разряд «трудных» уже в старшей группе детского сада – они с трудом усваивают материал на занятиях, ссорятся со сверстниками, не умеют занять себя игрой или интересным делом, не любят выполнять трудовые поручения. Одновременно выделяются дети, которые с удовольствием трудятся (накрывают на стол, помогают воспитателю мыть игрушки, поливать цветы, подметать веранду), но испытывают затруднения при счете, выделении звука в слове, установлении причинно – следственных связей. Истоками проступков и правонарушений несовершеннолетними является отклонения в поведении, в игровой и других видах деятельности, которые наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Начало девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения обычно совпадает с формированием правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще, что происходит примерно в 3 года. Педагогическая запущенность – устойчивое искажение представлений, невоспитанность чувств и несформированность общественно значимых привычек поведения, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания. Одна из самых распространенных причин педагогической запущенности является гиперопека, результатом которой становится избалованность. Избалованные дети растут, как правило, в материально обеспеченных семьях, где их воспитанием занимаются родители, бабушки, дедушки и другие родственники. Дети с первых дней жизни находятся на особом положении, все их пожелания немедленно удовлетворяются. Такие дети, как правило, хорошо развиты и знают правила поведения, но придерживаются их лишь тогда, когда они помогают им выгодно оттенить свои достоинства. В общении со сверстниками часто бывают грубыми, претендуют на лидерство любыми способами. Необходимость уступить вызывает у них взрыв. Обиду. Избалованные дети не приучены к труду. Что еще больше затрудняет воспитательный процесс. Избалованность может развиться и вследствие болезненности ребенка, стать следствием щадящего воспитания, которое продолжается и после его выздоровления.

Другой причиной педагогической запущенности может стать гипоопека (недостаточное внимание к ребенку): дети предоставлены сами себе, свободны в выборе времени укладывания  спать. Организации своей деятельности, но они также «освобождены» и от родительского внимания. Попытки привлечь к себе внимание родителей носят агрессивный характер, так как на обычные поступки родители не реагируют, ребенок попадает в «зону равнодушия» - его не хвалят, не замечают, не пугают. Отрицательным поступком он привлекает к себе внимание взрослых и рад тому, что зона равнодушия разрушена, что на него обратили внимание, (пусть даже в форме наказания). Такие дети не знают норм и правил поведения, деорганизуют других детей в группе, привлекают к себе внимание воспитателя неадекватным поведением ( как привыкли с родителями), но обычно достаточно быстро становятся примерными, если воспитатель часто обращает на них внимание, поручает им выполнить несложные задания, хвалит за проявление положительных качеств. Воспитателю важно проанализировать трудности, с которыми сталкивается ребенок, и составить план коррекционных мероприятий по их преодолению.

У дошкольников так же, как и у подростков, наблюдаются все виды педагогической запущенности, но они имеют свои особенности.

1 Нравственно – педагогическая запущенность – искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных чувств, несформированность навыков нравственного поведения.

2 Интеллектуально – педагогическая запущенность – низкий уровень развития познавательных процессов, нежелание и неумение учиться.

3 Нравственно – эстетическая запущенность – несформированность представлений о прекрасном и безобразном, нежелание и неумение созидать прекрасное в поведении, деятельности, в отношении с окружающими.

4 Медико-педагогическая запущенность – отклонение в состоянии здоровья, отсутствие знаний о гигиене, отрицательные привычки и т.д.

5 Нравственно – трудовая запущенность – искажение представлений о труде, его роли в жизни общества. Нежелание и неумение трудиться в соответствии со своими возможностями.

Организуя профилактическую работу с детьми, педагоги пользуются разными методами, но прежде всего необходимо устранить эмоциональное раздражение ребенка, избавить его от чувства тревоги, в ситуациях взаимодействия с родителями и педагогами.

В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки. Именно сказка может стать методом профилактики и предупреждения педагогической запущенности. Уверены: ребенок вряд ли станет «трудным», если родители, воспитатели много общаются с ним и в этом общении сказка занимает не последнее место.

Вид педагогической запущенности: Нравственно-трудовая

Педагогические цели:

1. Ценность труда

2. Как труд помогает героям решать сложные жизненные ситуации.

3. Значение коллективного труда

Сказки: Теремок, Жихарка, Маша и медведь, Крылатый, мохнатый да масляный, Царевна-лягушка, Зимовье зверей, Золушка, Мороз Иванович, Скмь Симеонов – семь работников.

Вид педагогической запущенности: интеллектуально – педагогическая.

Педагогические цели:

1. Мудрость

2. Хитрость

3. Находчивость

4. Смышленость

Сказки: Василиса Премудрая, Иван Царевич и серый волк, Царевна лягушка, Конек – горбунок, Маша и медведь, Финист – Ясный сокол.

Вид педагогической запущенности: нравственно – педагогическая.

Педагогические цели:

1. Послушание

2. Уважение старших

3. Дружба

4. Ответственность

Сказки: Гуси-лебеди, Репка, Колобок, Теремок, Волк и козлята.

2.3 Театрализация сказок образовательной практике дошкольного образовательного учреждения

  Если мы хотим, чтобы ребенок развивался и рос как личность, необходимо не только ориентировать его на наши требования, но и помогать ребенку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознавать свои личные цели в творчестве. Театр – это один из самых удивительных явлений человеческой культуры. Художественное произведение, поставленное в театре, разыгранное актерами на сцене, создает особую эмоционально – нравственную атмосферу.

Театральная игра очень близка к игре детей: она подобным же образом отражает сферу человеческих отношений.  Основой театральной игры является роль – персонаж. Играя роль, ребенок играет себя, проигрывая лишь те действия, которые значимы для него по их внутреннему содержанию. Если предложить сыграть в ту или иную сказку, он с удовольствием соглашается, но не всегда рискнет это сделать при всех. Поэтому сначала хорошо провести с ним упражнения, пластичные этюды, задания и импровизации, связанные с мимикой, жестами, а также разыгрывание несложных сказок по ролям. Это позволит постепенно перейти к небольшим театральным представлениям. Особенностью работы детей в театральной мастерской является отсутствие акцента на мастерстве. Основой здесь должны быть театральная игра как эмоциональное переживание, освоение ребенком художественного взгляда пьесы. То, что переживает ребенок в разыгранной им сказке, как и в игре, становится для него реальностью. Ребенок активно действует в выбранной им роли, проникается чувствами своего персонажа, воспринимает как свои его радости и печали. В центре переживания ребенка оказываются важные для него поступки людей, его собственные устремления и мечты.

Под влиянием художественного произведения, пережитого ребенком в ходе создания образа героя, могут создаваться значимые отношения с детьми и взрослыми, а также складываться моральные оценки, имеющие существенное значение для духовного развития и взросления ребенка, а следовательно и его поведения..

Главным в предварительной работе является прочтение сказки, анализ характеров её персонажей. Необходимо научить ребенка увидеть главное в образе. Можно на данном этапе использовать песенки из мультфильмов, где герои всегда очень яркие и выразительные.

Текст песенок помогает ребенку конкретно, с помощью мимики и жестов, передать характер персонажа, его настроение, движение, состояние. Музыка снимает напряжение, создает благоприятную атмосферу для воплощения задуманного.

Важное место в театрализованных представлениях занимают костюмы. Надо, чтобы они были удобными для ребенка. Лицо должно быть открытым. Не рекомендуется использовать маски, они негигиеничны и закрывают обзор. Участие взрослых, воспитателей и других сотрудников детского сада в наиболее сложных частях представления вполне допустимо, а иногда и просто необходимо.

Подготовка театрализованных представлений ведется, как правило, не со всеми детьми сразу, а по подгруппам и индивидуально, а затем все собирается вместе. Работа коррекционно – развивающих занятий «Психологический театр» включает в себя следующие этапы:

1 Прочтение сказки – пьесы с последующим обсуждением характеров персонажей.

2 Репетиционные занятия

3 Постановка сказки

4 Показ постановки зрителям

5 Интерактивное обсуждение постановки между непосредственными его участниками и зрителями. Подведение итогов.

Задачи «Психологического театра»:

- воспитывать у детей чувство самоуважения, взаимоуважения

- развивать самосознание, навыки наблюдения и самонаблюдения

- научить детей расшифровывать через сказку свои знания о мире и системе взаимоотношений в нем

- научить думать над смыслом и неоднозначностью жизненных ситуаций

- научить осознавать свои эмоциональные состояния и мотивы поведения

2.4 Сочинение сказок экологического  и валеологического содержания.

 Очень важно мир детства, полного сказок и чудес, солнечных лучей и радостного смеха, перенести в начальную школу. Одной из эффективных методик работы по дальнейшему развитию творческих способностей, фантазии и воображения является сочинение сказок.

Сочинять сказки можно на уроках по любой дисциплине. Сочинять сказки экологического, валеологического содержания. Методика сочинения сказки включает несколько этапов:

- обсуждение с младшими школьниками сказок экологического и валелогоического характера, созданных детскими писателями, например, В. Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва у птиц), К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» (о значении соблюдения личной гигиены) и др.;

- придание известным народным и авторским сказкам экологического или валеологического сюжета, например, как герои сказки «Репка» каждый день делали зарядку и без труда собрали свой урожай;

- сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке;

- сочинение детьми собственных сказок (на уроке – индивидуально или в микрогруппах и дома с родителями);

- красочное оформление своих произведений;

- проведение внеклассного мероприятия, например, «Вечера сказок», организация выставки лучших работ.

В качестве примера можно привести следующую экологическую сказку, в основе сюжета которой лежит известная сказка, её героям приписываются природоохранные действия:

Сказка про репку.

Посадил Дед репку, а она не растет. Позвал Дед Бабку. Она ему говорит: «Репку полить надо». Принес Дед ведро из речки, а она серая, грязная. Позвали они Внучку. А Внучка им говорит: «Нельзя такой водой поливать. В нашу речку завод спускает отработанную воду. А очистные сооружения не построил». Принесла Внучка воды из родника и полила репку.

Ждут Дед с Бабкой, а репка не растет. Решили они землю прорыхлить. Позвали Жучку. Стала Жучка лапами землю рыхлить и вытащила пакеты, бумажки, бутылки. Устала Жучка, позвали Кошку. Стали они вместе мусор убирать. Тут и репка стала расти.

Прибежала Мышка, нарисовала плакаты: «Не мусорить!», «Не засорять!»- и поставила их возле репки и речки. А осенью выросла репка большая-пребольшая, и все её дружно съели.

А также валеологическая, в основе сюжета которой лежит известная сказка, её герои участвуют в здравотворческой деятельности.

Гуси-лебеди.

Жили – были сестрица Аленушка и братец Иванушка. Аленушка была опрятной девушкой – утром умывалась, чистила зубы, делала зарядку, свою комнату приводила в порядок. А Иванушка был лентяй и грязнуля.

Однажды прилетели Гуси-Лебеди и унесли братца Иванушку. А девочка следом побежала и проследила, куда Гуси-Лебеди приземлились. Оказывается, это было жилище Бабы Яги Костяной ноги. Спряталась Аленушка среди деревьев. А Баба Яга связала Иванушку и пошла за дровами, чтобы печь затопить, мальчика-грязнулю сварить и съесть. Заскочила девочка в дом, схватила брата,и они побежали что было сил!

Но Гуси-Лебеди заметили детей и пустились вдогонку. Бегут дети, а на их пути река и лодка. Просит Аленушка: «Помоги нам, Река, перевези на другой берег!» А Река им отвечает: «Умойтесь моей водицей!» Не хотел Иванушка умываться. Но Гуси-Лебеди все ближе. Делать нечего. Умылся – и так ему хорошо стало, свежо. Вздохнул он глубоко и сил прибавилось. Переплыли дети реку и побежали дальше.

Но Гуси-Лебеди опять приближаются. А на пути стоит Березка. Просят сестра с братом; «Березка, спрячь нас!» А Березка отвечает: «Расчешитесь гребешком из моей веточки!» Не хотел Иванушка расчесываться, но Аленушка его заставила. Причесался мальчик, стал опрятным – даже сам себе понравился. Отряхнул он свои штанишки, заправил рубашку, вытер обувь. Подлетели Гуси-Лебеди и не узнали Иванушку – подумали, что это другой мальчик. Так и улетели. Дети благополучно добрались домой. И с тех пор Иванушка всегда соблюдал чистоту.

2.5 Сказкотерапия

 Сказкотерапия – что это такое? Первое,  что приходит в голову – это лечение сказками. Знания испокон веков передавались через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Знания умножают или все же лечат Душу? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия, к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, может еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души уже давно известно? Поэтому когда мы говорим о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Некоторые думают, что сказкотерапия – это «детский» метод. И да, и нет. «Детский»  в том смысле, что он адресован живому творческому созидательному открытому «детскому» началу в человеке  - да. «Детский» в том смысле, что он ограничен по возрасту – нет. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический банк жизненных ситуаций и часто это позволяет найти нужное решение. Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. Сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет мудрее и созидательнее.

Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций. Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности, процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны….

Что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому клиенту своей особенной сказки…Процесс Познания в наиболее созвучной нашей Душе образной форме. Может быть, именно для этого многовековой мудростью человечества послана нам Сказка?

Как сказка врачевать научилась.

Жила-была Сказка. Весело ей жилось, потому что рядом всегда были добрые и верные друзья. Вместе они могли и посмеяться, и порадоваться; и страшновато им порою делалось, но всегда все хорошо заканчивалось.

И вот однажды встретила Сказка Человека.

-Ты любишь людей? – спросил он.

-Да, - ответила она. Она ведь, и правда, всех любила.

-Тогда пойдем со мной, и я научу тебя помогать людям, избавлять их от болезней.

-А подружек можно с собой взять?

-Можно, - разрешил Человек. И тогда она согласилась: ведь с друзьями нигде не страшно.

Человек привел компанию в большой красивый дом. Там было много людей, и все они долго-долго слушали сказки, истории, анекдоты, притчи. Потом люди горячо заговорили о чем-то не очень понятном, и стали разные ученые слова произносить.

Поняла только Сказка, что странные люди собираются из неё с подружками какой-то смысл извлекать и разные лекарства делать.

Испугалась она сначала, но не убежала: друзья рядом – стыдно, и любопытно, как этот смысл извлекать будут. Да и людям помочь хотелось, чтобы они не болели, бедные. Ведь когда самой хорошо, хочется, чтобы и другие жили счастливо.

И началась жизнь Сказки в Институте Сказкотерапии.

Поначалу, действительно, многое казалось странным. Ведь она привыкла, что, слушая сказки, все улыбаются, а здесь слушали серьезно, потом долго-долго спорили, порою даже хмурились, но, уходя от неё, все равно говорили: «Спасибо!» И то, что извлекали из неё, тоже чужим казалось, будто и не из неё вовсе.

Но потом поняла Сказка, что открыли в ней люди новый талант, и теперь она не только радовать, но и лечить может.

Лечить то, что всего нужнее – Душу человеческую!

А научившись лечить, сказки снова пошли по белу свету, продолжая рассказывать свои истории, только теперь у них для каждого своя, особенная…

Принципы работы со сказками.

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно – следственных связей в развитии сюжета; Понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?

Наша задача показать воспитанникам и клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов

Наша задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны это так, с другой иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Наша задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Схема размышления над сказками и их обсуждение.

Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарий

Основная тема

Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью её нам хотели передать предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и т.д.

О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.

Линия героев сказки. Мотивы поступков

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки

Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Что он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.

Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки.

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и пр., важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.

Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе.

Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям.

Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.

Актуализированные чувства

Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему?

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.

Образы и символы в сказках.

Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки.    

Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?

Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть образ», но и словари образов, особенно юнгианские.

Некоторые способы разрешения трудностей в сказках.

Способ

Характеристика

Использование в психолого-педагогической практике

Прямая агрессия

Герой достает меч и рубит дракону голову

Решение проблемы с позиции силы. Показать свою физическую и ментальную силу противнику.

Хитрость

Герой притворяется слабым, неумелым, непонимающим: Кто в сапогах говорит людоеду, что тот может превратиться в мышку; Иванушка уверяет Бабу-Ягу, что не умеет садиться на лопату и т.д.

Посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть её в шутку.

Использование волшебных предметов и помощников

Меч-кладенец, перстень удесятиряющий силу и пр.

Передача ребенку оберегающих его предметов: камешков, бусинок и пр. Внешние чувства защищенности

Групповое решение проблемы

Герои распределяют обязанности между собой, каждый берет на себя то, что удается делать ему лучше всех.

Адекватное распределение ролей и обязанностей в коллективе.

 тПередача ответственности другому

Иван-царевич передает право решать серому Волку.

В ситуациях, которые невозможно решить самостоятельно, важно подумать, кто бы мог помочь.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Этап

Назначение

Содержание этапа

1. Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на совместную работу

Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершают иное «сплачивающее» действие

2. Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

3. Расширение

Расширить представление ребенка о чем-либо

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

4. Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.

5. Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

6. Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

7. Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки  груди.

Эти рекомендации можно перенести на любую сказку, облегчая себе понимание смысла работы.

К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.

Многие родители спрашивают:  «Почему ребенок уже сотый раз просит меня читать ему одну и ту же сказку?! Уже ведь наизусть её знает!» Действительно, почему?

Наверное, его так захватывают сказочные события, что он хочет переживать свои внутренние впечатления снова и снова. Но почему ему хочется именно это?

Иногда наблюдательные родители и педагоги замечают, что в определенном месте сказки у ребенка как-то по-другому блестят глаза, темп дыхания становится быстрее, розовеют щеки. Определенные сказочные события оказываются для него значимыми и волнительными. Может быть, все это проявление внутреннего процесса приобретения жизненного опыта, опосредованного сказкой?

Слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно – символическом уровне. Постараемся ответить на вопрос, почему некоторые дети любят слушать одни и те же сказки. Очевидно, определенная история разворачивает для бессознательного ребенка его внутренние проблемы и отвечает на важные вопросы. Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт.

Внимательное наблюдение за поведением человека (независимо от возраста) дает нам возможность понять, какой ответ он ищет в данный момент своей внутренней жизни. Для многих поиск ответа оказывается мучительнее еще и от того. Что внутреннее пространство несвободно для его принятия. Часто этот процесс делает поведение «неадекватным». Что можем сделать в этот сложный для человека момент мы, - психологи, психотерапевты, мудрые родители и педагоги? Может быть, подобрать ответ в соответствующей сказке?

Как же подобрать соответствующую сказку? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим народные сказки.

Некоторое время назад наши коллеги спорили: какие сказки лучше для развития личности ребенка – народные или авторские? Одни говорили, что в авторских сказках слишком много личностных проекций, скрывающих от читателя истину, и предлагали читать только народные сказки. Другие говорили, что народные сказки слишком жестоки и однообразны. Так, что же выбрать?

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип мы используем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам  и отношениям Любовь, Горе, Кручина и пр.

Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

  1. Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
  2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
  3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
  4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
  5. Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими воспитанниками и клиентами.

Наша жизнь многогранна, и поэтому сюжеты народных сказок многообразны:

- сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт;

-бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений;

- страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки – страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

- волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизация, рисование.

Примеры психологической работы с народными сказками

«Курочка Ряба»

Интересно, что, чем короче сказка, тем более концентрированным смыслом она обладает. Попробуем размышлять вместе с нашими воспитанниками и клиентами:

  1. О чем эта сказка?

- о подарке судьбы (« золотое яйцо») и о том, что делают с ним неподготовленные люди;

- о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);

- о случайностях, которые обычно случаются закономерно («мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»)

- любви к ближнему («не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое»)

-о разбившейся мечте или надежде ( яичко разбилось); и о многом другом.

Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она подходит для обсуждения со взрослыми или подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем.

  1. Чему нас сказка учит?

-конечно, содержать дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;

-гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?

-не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому.

Все это может стать темой для обсуждения.

  1. Объясните, пожалуйста, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему.

Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи? Может быть, они плачут от того, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым?

При обсуждении сказки наша основная задача – подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы и «поворачиваем» сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.

« Колобок»

Может показаться, что это трагическая сказка – ведь в конце главный ее герой погибает. Однако, подождем с преждевременной интерпретацией.

Кто такой Колобок? Это хлеб, пирожок. Для чего он появился на свет? Для того, чтобы Дед и Баба смогли его съесть. Колобок рожден быть съеденным. В конце сказки так и случилось. Он выполнил свое предназначение.

Часто говорят о том, что эта сказка показывает ребенку последствия нарушения запрета. Но, наверное, более корректно было бы говорить о потере бдительности и стереотипности поведения. Колобок наивно полагает. Что модель поведения, успешная в большинстве случаев, эффективна всегда. Жизнь учит нас гибкости, разнообразию способов решения проблем, поиску. Колобок « почивал на лаврах», поэтому и потерял бдительность.

Еще одна тема для обсуждения (в особенности с подростками) – это стремление испытать себя. Узнать свои ресурсные возможности. Прочувствовать до какой черты можно доходить. Колобок постоянно повышает уровень сложности задачи, и эта игра его затягивает, он не смог вовремя остановиться. Для кого эта тема обсуждения станет актуальной?

Так чему же учит нас сказка «Колобок»? Принятию своего предназначения; умению вовремя остановиться в процессе испытания себя; осознанию последствий нарушения запрета; творческому подходу к решению проблем?..

«По щучьему велению»

Сказка про Емелю неоднозначна. На самом поверхностном уровне эта сказка может быть поверхностно раскритикована Михаилом Задорновым.  Действительно, кто же такой Емеля, как не «халявщик»?! Он настолько ленив, что сам ничего не делает.

Всем известен афоризм : «Лень – двигатель прогресса». Стремление к комфорту рождает удивительные инженерные решения. Так, быть может, самоходная печь и сани отразили мечту наших предков об автомобиле?

Если рассматривать более глубокий смысл сказки, то можно вспомнить изречение «мы делаем не делая, и все оказывается сделано». Но разве возможно «делать не делая»? Оказывается – да, если производить действие мысленное.

Емеля – мыслитель, а сказка показывает нам, как оживают мысли и идеи, желаемое становится реальным.

Для того, чтобы создать мыслеобраз, человеку необходимо сосредоточиться, отключиться от повседневных дел и забот, остаться одному. Но такой человек производит впечатление лентяя. К сожалению, на уровне событий и поведения не всегда можно отличить мыслителя от лентяя…

Емеля отличается огромной внутренней мудростью. Он не делает «лишних движений», не суетится, лежит на печи (копит силы для главного), но когда чувствует свой шанс, становится активным в его удержании.


Заключение

Практика показывает, что при систематической работе со сказкой и использовании различных форм подачи материала: анализ, рассказывание, сочинение сказок, моделирование сказок, постановка сказок, исследование мифов и сказок, изодеятельность по сказочной тематике, посещение спектаклей по мотивам сказок, значительно повышается возможность развития личности. У детей развивается образное мышление, дети эмоционально – выразительнее рассказывают сказки, находят в них эпитеты, сравнения и активно используют их; умение строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки, сочинять собственные, используя наглядные модели. Эмоциональные сопереживания героям сказок, помогают детям рассуждать, давать оценку поступкам: положительным, отрицательным и исправлять свои недостатки.


Список литературы

  1. Аникин В.И. Русская народная сказка. М, 1997-96с
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия . М., «Ось 89», 2001г- 226с
  3. Венгер Л. А. «О чем рассказывает сказка» Дошкольное воспитание, №3 1997г.
  4. Венгер Л. А. и др. «Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей». Дошкольное воспитание, № 9-10 1992г.
  5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Москва, 1989г.
  6. Воловник Н.С. У истоков русского фольклора. – М., 1994. – 198 с.
  7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» Спб, «ООО Речь», 2001 – 310с
  1. Короткова Л. Д. Сказка для светлого ума закваска М., «ООО Элизетрейдинг», 2001-167с
  2. Монаков Н.И. «Умом и сердцем». М., 1982, 354с
  3.  Никифоров А.Н. Сказка, её бытование и носители. М, 1930 – 269с
  4. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» М., Педагогика, 1990-288с
  5. Филиппова А.В. и др. Сказка как источник творчества. – М.: «Владос», 2001. – 269 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ручной труд – средство всестороннего развития личности ребенка дошкольника

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития  личности ребенка  дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию дей...

Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка»

Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка»...

Предметно-развивающая среда как средство всестороннего развития личности ребенка.

Организация  предметно-пространственной среды в ДОУ и ее роль в развитии личности ребенка....

" Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка"

подвижная игра- незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире,развития мышления, смекалки,ловкости,сноровки,ценных морально-волевых качеств....

«Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка»

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств....