Предметно-развивающая среда как средство всестороннего развития личности ребенка.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Лаврова Татьяна Михайловна

Организация  предметно-пространственной среды в ДОУ и ее роль в развитии личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Главная задача общеобразовательных учебных учреждений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребёнка, то есть способствовать всестороннему развитию его личности. Ребёнок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности. Он - великий подражатель, увлечённый исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, стремится использовать всё, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности. Вся жизнь и деятельность воспитателя посвящена воспитанникам, пониманию их интересов, принятию их проблем. Нужно стремиться, чтобы каждый день, проведённый ребятами в детском саду, стал для них событием, наполненным ощущением радости и счастья.

 Предметно-пространственная среда развития - организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия ребёнка, его развития. Развивающая среда — естественная, комфортабельная, уютная обстановка, рационально-организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Всё это способствует активной, познавательно-творческой деятельности всех детей группы. Создание интерьера помещений, использование детской мебели по возрасту, игр, игрушек, физкультурного и другого оборудования должно базироваться на научных принципах своеобразной «Эргономики детства». Высокая культура интерьера применительно к ребёнку не роскошь, а условие построения развивающей среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

 Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 Доступность среды предполагает:доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребёнка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по группе, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Для ребёнка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно приложить все силы, чтобы окружающая ребёнка обстановка не причиняла ему вреда, а способствовала установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда даёт дошкольнику возможность испытывать использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.  При создании развивающей среды группы следует учитывать особенности детей, интересы, склонности, способности, личностные особенности и др. Определяющим моментом в  создании развивающей среды является педагогическая цель, идея, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

Предлагается гибкое и вариативное использование пространства путём создания развивающих зон, уголков для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей и всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной,  театрализованной,  конструктивной и т.д.,  которые содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий.. Пространство должно давать детям возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, притом не  мешая друг другу.

Развивающая среда обеспечивает детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, свободно выбирать материалы и игровые пособия для привлекающего их вида деятельности. Все основные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физкультурно-оздоровительного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного развития детей.