Ручной труд – средство всестороннего развития личности ребенка дошкольника
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Степанова Надежда Николаевна

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития  личности ребенка  дошкольника приобрела особую актуальность. 

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. 

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

В.А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района

Санкт-Петербурга

Статья

Ручной труд – средство всестороннего развития

личности ребенка  дошкольника

                                                 Над темой работала

                                                                                             Воспитатель ГБДОУ д/с №2

                                                                              Степанова Надежда Николаевна

                                             Санкт-Петербург

                                                        2014 г.

Тема работы:   Ручной труд – средство всестороннего развития

                                        личности ребенка  дошкольника

Введение

Все начинается с детства – истина, не требующая доказательств, поэтому и мы педагоги и родители современных дошкольников все более озабочены проблемой эффективного развития ребенка (М.В. Крулехт, А.А.Крулехт).

Перед нами стоит центральная проблема, как воспитывать, обучать и развивать малыша, чтобы это соответствовало его природе, уникальным возрастным особенностям, индивидуальным склонностям и интересам. Начиная с дошкольного возраста нужно готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, нам взрослым необходимо создать такие условия жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству и преобразованию себя.

В этом контексте, особый интерес представляет содержательная творческая деятельность, реализуемая в детском художественном ручном труде.

Актуальность

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития  личности ребенка  дошкольника приобрела особую актуальность.  

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.  

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

В.А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».

Ручной труд способствует решению следующих задач:

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики;

Развивающие задачи:

  1. Развитие конструктивных, изобразительных, творческих, оформительских, театральных способностей у  старших дошкольников;
  2. Развитие трудовых умений и навыков в работе с инструментами;
  3. Развитие внимание, памяти, воображения, речи;
  4. Развитие сенсомоторики, мелкой моторики кистей рук;
  5. Развитие пространственного воображения, зрительного восприятия;
  6. Развитие ориентировки в пространстве и на листе бумаги, а также ЭМП.

            Образовательные задачи:

  1. Учить детей создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению, отрабатывать варианты конструктивного решения, выбирая наиболее оригинальный и простой;
  2. Познакомить детей со свойствами различных материалов: бумаги, ткани, природного материала;
  3. Учить детей «читать» простейшие чертежи и схемы, пооперационные карты;
  4. Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий;
  5. Обучать специальным трудовым умениям и способам: сгибать бумагу  в разных направлениях, делать надрезы, соединять детали из природного материала с помощью клея и пластилина, пользоваться простейшими инструментами под контролем взрослого;
  6. Формировать элементарные математические представления дошкольников, представления  об окружающей действительности;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалам;
  2. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, формировать самооценку детей;
  3. Формировать желание участвовать в совместных творческих проектах, с построением отношений сотрудничества с их участниками;
  4. Воспитывать желание делать поделки из бумаги, ткани, ниток, природного материала, как для своего удовольствия, так и в подарок, доставляя радость друзьям, малышам, родным и близким;
  5. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации художественного замысла;
  6. Воспитывать стремление к поддержанию порядка;

Теоретическая значимость работы по теме, заключается в обобщении, систематизации и расширении современных представлений об использовании  различных технологий ручного труда  в детском саду, для  всестороннего развития дошкольников.

Практическая значимость работы по теме, определяется тем, что различные технологии   ручного труда: изготовление поделок из бумаги, природного материала и ткани, позволяют решать поставленные выше задачи  и развивать целый ряд умений и  способностей у детей дошкольников.

Художественный ручной труд  – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически  значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.

В программе детского сада, ручной труд включает работу  с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.

        Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду,  у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и  их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские  способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности - обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения.

Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц).

Еще В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное  влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка.

Опыт работы

С любовью и интересом, я занимаюсь ручным трудом с дошкольниками уже девятнадцать лет, и все это время стараюсь развивать интерес у детей к изготовлению поделок своими руками, тем самым формировать у них практические умения и навыки.

        Целью непосредственной образовательной деятельности в детском саду, а именно, ручного труда, является развитие у дошкольников целого комплекса навыков. В своей работе я стремлюсь не только научить детей работать с бумагой, природным материалом, тканью, но развивать  у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение  длительного времени.

В процессе работы над изготовлением поделок большое внимание уделяю развитию устной речи ребенка, стремлюсь сделать её красивой, грамотной, учу ребят свободному общению.

Так как, я работаю на группе, которую посещают дети с тяжелым нарушением речи, в основном с диагнозом ОНР и сама имею высшее образование по специальности «Логопедия», то развитию речи уделяю особое внимание.

Учитывая сложность диагноза, принимаю во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребенка. Имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук.

Ещё В.М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. Многочисленные исследования М.М. Кольцовой подтвердили данные о том, что движения руки тесно связаны с функцией речи.

Таким образом, в своей работе, для развития мелкой моторики, а также,  для развития речи у детей с речевым диагнозом, я применяю методику Н.А Чевелевой, которая предлагает развивать речь ребенка в процессе ручного труда. Основа этой методики заключается в укреплении речевого механизма сначала в ситуативной речи, а затем при плавном переходе в контекстной речи. Работа осуществляется поэтапно.

- 1-ый - этап сопровождающей речи. На этом этапе, в процессе изготовления детьми поделки, мною задаются вопросы, требующие однословных ответов. Например: «Что ты сейчас делаешь?»  Ребенок отвечает одним словом, н: «вырезаю». Здесь, в процессе работы, внимание ребенка сконцентрировано на изготовлении поделки, однако происходит активизация речи, включаются простейшие речевые механизмы.

- 2-ой - этап завершающей речи, осуществляется детьми по окончании работы.

На этом этапе вместе с детьми проводится обсуждение того, как делалась поделка. Для детей с тяжелыми нарушениями речи - это совсем непростая задача. Здесь, перед ребенком интегрируются многие задачи. Чтобы ребенок смог рассказать, как он делал поделку, он должен обладать многими знаниями, умениями и навыками. Например:  математическими представлениями: знать геометрические фигуры, цвет, форму; уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; иметь представления об окружающей действительности: знать свойства различных материалов и способы их соединений;  знать названия инструментов используемых в работе и т.д.  Только после того, как дети свободно овладевают завершающей речью, мы переходим к этапу – предваряющей речи.

- 3-ий - этап предваряющей речи. Перед тем, как начать делать поделку, я задаю вопросы ребенку. Например: «Как ты будешь делать фигурку, расскажи?» Таким образом, перед детьми ставится еще более сложная задача, требующая умственного планирования своей будущей деятельности, а также умения формулировать свои знания и мысли и отражать их  в речи, таким образом, активный словарь детей становится шире.

- 4-ый - этап закрепления. На этом этапе дети готовы уже сравнивать свои работы, оценивать их.

В результате практической деятельности, занимаясь ручным трудом, укрепляется речевой механизм детей и осуществляется плавный переход от ситуативной речи к контекстной.  Ребенок уже может свободно рассказать, как делать поделку и оценить работу других детей.

Таким образом, занятия ручным трудом с дошкольниками  направлены на развитие речи, что является первоначально для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Кроме того, занимаясь ручным трудом, мы с ребятами учимся не только создавать поделки из разнообразного материала, но и в процессе работы изучаем сказки, поем песни, играем, сочиняем истории, знакомимся с персонажами русского фольклора. Фигурки,  выполненные в технике оригами, бумагопластики, из природного материала, ткани дополняют занятия, иллюстрируют их.

Для того, чтобы достичь положительных результатов в развитии детей в данной практической деятельности, передо мной стояла задача, которая заключалась в том, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них желание самим делать чудесные поделки. Для этого я сначала сама делала и дарила детям подарки, выполненные  из бумаги, ткани и природного материала. Не заставил ждать себя и вопрос детей: «А как это делать?», и просьбы научить их делать такие поделки.

Для начала,  я познакомила детей с понятиями, что такое оригами, бумагопластика, киригами, где зародились эти виды искусства складывания бумаги. На первых этапах знакомила детей со свойствами бумаги, мы отрабатывали точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проходили эмоционально с интересом, в игровой форме. Тут же закреплялись и элементарные математические представления детей о геометрических фигурах и формах таких как: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, конус, цилиндр, формировались умения ориентировки в пространстве и на листе бумаги.

Только после этого мы приступили к изготовлению простейших поделок. Сначала, складывание проводилось в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации мною применялись  в преподавании оригами, начиная с освоения детьми базовых форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Например: есть такие базовые формы, как «книжка», «шкафчик», «мороженое» и др. Для развития интереса у детей использовались игровые ситуации типа «Загадочные превращения квадрата и прямоугольника». Складывание и изготовление поделок сопровождались пояснениями, точно определяющими действия. Важное место занимали игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы.

Вместе с умениями у детей появилась уверенность в себе, в своих силах и желание работать дальше.

В своей работе, несомненно, учитываю опыт работы и других специалистов в этой области: М.Н. Силаевой, О.А. Сафоновой, Г.И. Долженко, И.М.Петровой и др. В литературе по ручному труду и конструированию из бумаги, объясняются международные условные знаки, с помощью которых записывается последовательность изготовления любой, даже самой сложной фигурки и  наши дети имеют о них представления. Но для эффективной работы  в детском саду с детьми, имеющими и моторные и речевые проблемы, мною разработаны пооперационные карты, содержащие последовательность изготовления поделки, с помощью которых, ребенок легко может разобраться, каким образом изготовить фигурку,  и как грамотно её оформить.

А знакомство детей с тканью я начинала с общего разговора о тканях, рассказывала детям об их происхождении, из чего они состоят и чем они отличаются друг от друга. Знакомила детей с тем, как получается ткань – со способами её изготовления, а также с её свойствами и качествами. Конструирование из маленьких фрагментов тканей различной фактуры, состава и расцветок является очень увлекательным занятием для детей. В непосредственно образовательной деятельности, а именно в создании художественных образов из лоскутков ткани, можно легко менять уровень сложности работы  и выстраивать занятие, с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки группы. Так, например дети 5-6 лет выполняют задания, следуя инструкциям, ребята постарше могут использовать лоскутки ткани для составления своих композиций. Материалы, используемые нами, самые обычные, они всегда найдутся в каждом доме: шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и искусственные ткани, к тому же они имеют весь широкую цветовую гамму, что позволяет воплощать любые, самые смелые идеи.

Эта работа дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. Здесь есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Конечно же, чтобы заниматься такой работой от детей потребуется терпение, аккуратность и определенные навыки работы с ножницами и клеем, что, несомненно, им пригодится в дальнейшем.

 Работа с природным материалом: листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой,  дала мне возможность познакомить детей с богатым разнообразием его качеств : цветом, формой, твердостью. Кроме того дети учились фантазировать, различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы. В процессе работы я учила детей обдумывать процесс деятельности до ее начала, подбирать заранее весь необходимый материал, основные части конструкции, продумывать процесс их соединения. Такое предварительное продумывание работы дает возможность ребенку в процессе самого труда направить силы на усложнение конструкции, тщательную её отделку, а также быстрее получить нужный результат.

Хочется отметить, что природный материал – кладовая для развития детского творчества. Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того, чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе.

С прогулки дети нам часто приносят в детский сад желуди, шишки, каштаны  и др. материал, мы подолгу рассматриваем его, перебираем, ощупываем, обследуем его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Конечно, изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и вначале движения руки неточные, но в последствие, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Благоприятный настрой детей присутствующий у нас во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят детям замысловатые поделки.

А вот для того, чтобы интерес детей к ручному труду не остывал, мною созданы необходимые условия в группе: организован уголок художественного ручного труда, где имеются шкафы с поделками выполненными руками самих детей, стеллажи с материалами и оборудованием для работы. Организуя работу по художественному ручному труду и подбирая материал для работы, обязательно учитываю безопасность жизни и здоровья детей.

В работе с детьми  я предоставляю им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость  изготовления игрушек.

Несомненно, работа приведет к большему успеху, если в работу подключить родителей. В своем учреждении я организую, выставки работ из природного материала, бумаги, ткани, в создании которых принимают участие родители со своими детьми. Для родителей провожу консультации на темы: «Значение ручного труда для формирования личности ребенка», «Ребенок мастерит с родителями», «Театр на столе». Проводится работа родителей с детьми в «Мастерской Деда Мороза». Цель таких мероприятий: заинтересовать родителей, объяснить значение и значимость ручного труда для формирования личности ребенка и подготовке его к школе.

Своевременное обучение детей воспитателями и родителями трудовым умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становится посильными более высокие требования: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому материалу отдать предпочтение.

Таким образом, есть все основания рассматривать  ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение ручного труда для всестороннего развития

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее....

«Значение ручного труда для всестороннего развития ребёнка»

                                                     ...

Ручной труд - средство всестороннего развития ребенка

Ручной труд в детском саду- это лаборатория, в которой ребенок путем своего личного опыта черпает практические знания, изощряет и развивает все свои силы и способности.Старший дошкольный возраст – это...

Сказка как средство всестороннего развития личности ребенка

Определении форм и методов работы со сказкой направленных на всестороннее развитие личности ребенка в предшкольном возрасте...