Значение ручного труда для всестороннего развития
консультация (подготовительная группа)

Шевко Людмила Викторовна

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение ручного труда для всестороннего развития детей.

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

Труд формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. В ручном труде основа мастерства и любви к профессии, приобщение ребёнка к трудовой деятельности складывалась веками.

   Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами. Психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы.

Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной труд рассматривается, как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.

Для того чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребёнка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечает ручной труд. Формирование у ребёнка определённой позиции «Я сделал сам» важно для его развития. Получение результата становится для ребёнка, критерием по которому он может судить о себе, своих возможностях.

  Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

  В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

 Ручной труд по изготовлению различных поделок из бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребёнка, связанные с необходимостью овладеть разными приёмами и способами обработки бумаги, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Всё это позволяет рассматривать как средство подготовки детей к обучению в школе.

   Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддаётся обработке. Если ребёнку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать.

   Маленьким детям я предлагала бумагу для выполнения поделок способом сминания и разрывания. При этом ребёнок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Я предлагала детям младшей группы тонкую и толстую бумагу, и наблюдала, как дети сминали её в комочки, бросали, катали, складывали, собирали. Постепенно я включалась в игру и предлагала им смять бумагу в шарики и разложить в конфетницы. Оля говорит: «Я сейчас угощу свою куклу конфетами»

  Детям среднего возраста я советовала сминать бумагу, создавать определённые предметы. Дети сминали одну бумажку сильнее, другую меньше и получали разнообразную фактуру. Маленькими цветными комочками мы украшали шапочку кукле, красивую бумажную птицу или овечку. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели результат своей работы.

  В старшей группе путём сминания бумаги создавали определённые формы: хвост бумажного змея, силуэт человека, животного.

  В подготовительной группе применяем фольгу. Она легко сминается и красива. Делали интересные игрушки для новогодней ёлки.

  Но бумагу можно не только мять, её можно разрезать на полоски разной длины и ширины, и выполнять различные композиции. Эти поделки я делала с детьми в старшей и подготовительной группах. Сначала учила детей скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего получались всевозможные овалы и угловые неправильные формы. Но дети радовались возникновению этих форм и пытались многократно это повторить. Повторяя, приходили к новым открытиям, и радости не было придела.

  Изготовление поделок сгибанием бумаги – самый распространенный способ. Он пришёл к нам из Японии и называется «оригами» (ори – сгибание, гамии – бумага), но я не заостряю внимание на этих словах, мы называем просто бумажная пластика.

   Эту работу начала со средней группы. Учила детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. Полученная поделка у нас превращалась в альбом, где мы наклеивали овощи, фрукты, игрушки.

  В следующий раз такой же сложенный лист у нас превращался в автобус, приклеив окна и колёса. В дальнейшем, закрепляя умение складывать лист бумаги пополам, мы сделали дома, грузовики.

  Следующий этап – выполнение поделок из квадратов. Учу детей складывать квадрат по диагонали, чтобы совпадали углы и стороны: поднимаем углы наверх – получился цветок и вот у нас уже запестрел коврик разноцветными тюльпанами. Дети любуются разноцветьем, а Лиза восхищённо говорит: «Как у бабушки на даче!». В следующий раз также складываем квадрат, но углы опускаем вниз. Дети определяют, кого они увидели в своей поделке. Лера видит собачку, а Антон – поросёнка.

   Когда мы отогнули нижнюю полоску до середины, дети сразу сказали, что это лодочка. Так у нас поплыли лодочки по морям, по волнам. Конечно, не у всех детей в средней группе, получается, чётко совместить углы, стороны, но эта работа продолжается в старшей и подготовительной группе. Задачи в этих группах усложняются.. Сгибание в определённой последовательности в сочетании с надрезами, склеиванием, для получения изображений бабочек, птиц, цветов, животных. Несмотря на условный, обобщённый характер таких поделок, они вызывают неизменный интерес ребенка, и желание самому научится создавать подобные изображения.

  Работа с бумагой формирует у ребёнка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становится для ребёнка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях.

   Если результат успешен, ребёнок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берётся за новую, более сложную работу. Поэтому я в своей работе старюсь подбирать посильные по объёму и сложности выполнения различные задание, чтобы у ребёнка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Стараюсь поддержать у него уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

     В своей работе использую бросовый материал. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Так же использую в работе с детьми природный материал. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагаю вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

  Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

 Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общение в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития, нравственного воспитания. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный весёлый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

  Из всего мною рассказанного следует, что художественный ручной труд является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

 "Лучшей игрушкой для ребёнка будет та,которую он создал своими руками".

                                                                                  Джон Локк    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение ручного труда в умственном и эстетическом развитии дошкольников

К чему самостоятельно мастерить из бумаги, бросового или иного материала? Ведь в магазинах богатый выбор самых разных игрушек на любой вкус. Всем эти игрушки хороши – и качественные, и яркие, и веселы...

Значение ручного труда в развитии детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей детей - одна из актуальных задач образования. Среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить бумагопластику. Оригами как средство развити...

«Значение ручного труда для всестороннего развития ребёнка»

                                                     ...

Значение ручного труда в умственном и эстетическом развитии дошкольника.

Теоритические основыобучение детей на занятиях по ручному труду.Приобщения к ручному труду и развития творческих способностей....

Ручной труд – средство всестороннего развития личности ребенка дошкольника

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития  личности ребенка  дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию дей...

Ручной труд - средство всестороннего развития ребенка

Ручной труд в детском саду- это лаборатория, в которой ребенок путем своего личного опыта черпает практические знания, изощряет и развивает все свои силы и способности.Старший дошкольный возраст – это...