Занятие в подготовительной группе, посвященного 70-тилетию полного освобождения Ленинграда от блокады
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Костоусова Елена Леонидовна

Занятие с использованием ИКТ .

 "Дети блокадного Ленинграда"

. Подготовительная группа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА Блокада… Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова- Голодных умирающих детей . Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ №34 Приморского района Санкт-Петербурга Костоусова Е.Л.

Слайд 2

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде осталось почти 400 тысяч детей. И, конечно, взрослые стремились сберечь детей, укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой. Только отстояв город, можно было спасти детей.

Слайд 3

Единственной дорогой, связывающей город со страной, стала «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать больше миллиона ленинградцев , в основном женщин, детей и стариков. По этой дороге под бомбежками и артобстрелами везли в город продовольствие и медикаменты.

Слайд 4

Умерших от голода и убитых отвозили на кладбище на санках и самодельных тележках. Фашисты круглосуточно обстреливали и бомбили город. Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.

Слайд 5

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним из грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.

Слайд 6

У детей Ленинграда было особое военное блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. « У пятилетнего Ильюши Р. ампутировали раздробленную голень левой ноги. Проснувшись после наркоза, мальчик понял, что произошло, и разрыдался. Но несколько минут спустя, вытер слезы и сказал: «А что это я реву-то? Отрастет же нога! Вон у ящериц отрастает же оторванный хвост, а я что – хуже ящерки?!» Две докторши, стояли рядом, гладили его вихрастую голову и молчали. Не могли же они сказать сейчас милому малышу, что именно потому, что он намного «лучше» ящерки, нога у него не отрастет.» (из книги «Опаленные блокадой» М.М. Кольцовой)

Слайд 7

Твоя душа взметнулась в небо, Голодное покинув тело. А мать несла краюшку хлеба Тебе, сынок… Да не успела…

Слайд 8

За свой недолгий путь земной Узнал малыш из Ленинграда Разрывы бомб, сирены вой И слово страшное – блокада. Его застывшая слеза В промёрзшем сумраке квартиры - Та боль, что высказать нельзя В последний миг прощанья с миром…

Слайд 9

На развороченном пути Стоит мальчишка лет пяти. В глазах расширенных истома, И щеки белые, как мел. “Где твоя мама, мальчик”? - “Дома”. “А где твой дом, сынок”? - “Сгорел”. Он сел. Его снежком заносит. В его глазах мутится свет. Он даже хлеба не попросит. Он тоже знает: хлеба нет.

Слайд 10

. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Записей не вели, так как в холодных классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Слайд 11

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Не было таких событий и дел, в которых они не участвовали.

Слайд 12

В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Слайд 13

Дети помогали раненым в госпиталях.

Слайд 14

27 января 1944 года За залпом залп гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, Ни утешать людей не надо. Их радость слишком велика — Гремит салют над Ленинградом! Их радость велика, но боль Заговорила и прорвалась: На праздничный салют с тобой Пол-Ленинграда не поднялось... Рыдают люди, и поют, И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе салют. Сегодня ленинградцы плачут... Юрий Воронов



Предварительный просмотр:

ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА.

Занятие, посвященное 70-тилетию полного освобождения Ленинграда от блокады. (с использованием ИКТ)

Подготовительная группа.

ГБДОУ детский сад №34

Приморского района Санкт-Петербурга.

Воспитатель Костоусова Е.Л.

Цели:

- Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду.

- Воспитывать любовь к родному городу, гордость за него.

 - Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

- Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца;

- Активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, Дорога Жизни.

Оборудование:

Проектор и экран для презентации.  Слайды. Карта-схема «блокадного кольца». Проигрыватель и диски с музыкой военных лет.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукций картин о ВОВ, блокаде Ленинграда;

2. Чтение литературных произведений о Великой Отечественной Войне.

3. Прослушивание музыкальных произведений и песен военных лет.

4. Постройка макета города.

Ход занятия: 

Воспитатель:- Ребята, давайте с вами вспомним, в каком городе мы живём?

 (ответы детей).

В.- Да, мы живём в Санкт- Петербурге. А как назывался наш город раньше?

 (ответы детей)

В.- - А вы знаете, что наш город ещё называют Городом – героем? Почему?

(ответы детей)

В.- - Почти 73 года  назад на нашу страну напал враг, фашисты. Было это 22 июня 1941 года. Был летний день, воскресенье. Люди отдыхали.  Вдруг вся страна узнала, что началась война. Враг наступал со всех сторон к нашему городу, и вскоре Ленинград оказался в блокадном кольце.

В.-  - Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего "города". Звучит  «Священная война» (стихи  В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова)

В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу.

В.- Ребята, а какой праздник отмечают  в нашем городе 27 января?   (ответы детей)

В.- Правильно. День Полного снятия блокады Ленинграда.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты  направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город.

Слайд 1.

Блокада – далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Слайд 2.

      Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде осталось почти 400 тысяч детей. И, конечно, взрослые старались  сберечь детей, укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой. Только отстояв город, можно было спасти детей.

Слайд 3.

      Единственной дорогой, связывающей город со страной, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. За дни блокады по этой дороге удалось эвакуировать больше миллиона ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. По этой дороге под бомбежками и артобстрелами везли в город продовольствие и медикаменты.

Слайд 4.

       В апреле 1942-го немецкие самолеты разбрасывали над нашими частями листовки: «Ленинград — город мертвых. Мы стерли этот город с лица земли».

       Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. На целый день выдавали маленький кусочек черного хлеба.

Слайд 5.

      Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним из символов блокады.

Слайд 6.

    У детей Ленинграда было особое военное блокадное детство.

Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб..

      У пятилетнего  Ильюши Р. ампутировали раздробленную голень левой ноги. Проснувшись после наркоза, мальчик понял, что произошло, и разрыдался. Но несколько минут спустя,  вытер слезы и сказал: «А что это я реву-то? Отрастет же нога! Вон у ящериц отрастает же оторванный хвост, а я что – хуже ящерки?!» Две докторши, стояли рядом, гладили его вихрастую голову и молчали. Не могли же они сказать сейчас милому малышу, что именно потому, что он намного «лучше» ящерки, нога у него не отрастет.

Слайд 7  

Твоя душа взметнулась в небо,
Голодное покинув тело.
А мать несла краюшку хлеба
Тебе, сынок.… Да не успела…

(Коковкина Е.Н.)

Слайд 8

     Почти все детские сады в Ленинграде работали круглосуточно, т.к. матери  трудились на оборонных заводах по 2-3 смены. 

За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – блокада.

 (Коковкина Е.Н.)

Разминка: 
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)

Слайд 9.

      У многих ленинградских детей не стало в те дни дома, семьи.  Детский сад обязан был заменить им все: отца, мать, привычную жизнь.

     Детский сад стал для таких ребят надежным убежищем. «Не пойду домой, - говорил мальчик, - дома холодно и страшно. Мой папа перед смертью очень стонал и просил хлеба, а мама плакала долго». ( Из книги «Рисуют дети блокады», Э. Голубева, А. Крестинский)

 На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
“Где твоя мама, мальчик”?
- “Дома”.
“А где твой дом, сынок”?
- “Сгорел”.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.

 

Слайд 10.

         Кроме детских садов работали и школы. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, они были голодными и обессиленными.  В тетрадках не писали, так как в холодных  классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Девчонка руки протянула

И головой - на край стола...

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

                                                                     ( Ю. Воронов)

Слайд 11

     В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Слайд12 

     Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда.

     

Слайд 13

     Дети старались ни в чем не уступать взрослым. Не было таких дел. В которых они бы не участвовали.

Слайд 14

     18 января 1943 советские войска прорвали блокадное кольцо, а 27 января 1944 окончательно разгромили фашистские войска под Ленинградом. Юрий Воронов, поэт-блокадник написал замечательное стихотворении о праздничном салюте в честь снятия блокады.

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось...

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного тематического занятия для детей подготовительной к школе группы посвященного 69 годовщине полного снятия блокады Ленинграда Тема: «Наш любимый Петербург»

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей ст...

Тематическое занятие, посвящённое 70-тилетию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: - формировать патриотические чувства у детей; - уточнить, расширить и обобщить знания детей о ВОВ; - развивать речь, мышление детей; - воспитывать уважение к воинам-освобод...

Сценарий в форме литературно-музыкальной композиции,для детей подготовительной группы, посвященной 75-летию со дня прорыва Блокады Ленинграда "Никто не забыт и ничто не забыто!"

Методическая разработка. Сценарий в форме литературно-музыкальной композиции для детей подготовительной группы, посвященной 75-летию со дня прорыва Блокады Ленинграда "Никто не забыт и ничто не з...

Досуг в старшей и подготовительной группах, посвященный 75-й годовщине полного снятия блокады в 1944 г.

Досуг, посвященный 75-й годовщине полного снятия блокады в 1944 г. в старшей и подготовительной группах...

"Полное освобождения от Блокады Ленинграда"

Сценарий тематического занятия для подготовительной группы....

Сценарий театральной постановки на основе рассказа о Максиме Емельяновиче Твердохлебе для детей старшей и подготовительной групп- посвященная памяти Великой Отечественной войне и 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Сценарий театральной постановки на основе рассказа о Максиме Емельяновиче Твердохлебе для детей старшей и подготовительной групп-   посвященная памяти Великой Отечественной войне и 80-летию ...

Конспект занятия в старшей группе «Блокадная ласточка», посвященное 80 -летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

По всей России проходит патриотическая акция «Блокадная ласточка», посвященная 80-летию снятия блокады Города-Героя Ленинграда.Распространяйте «Блокадную ласточку» и рассказыва...