Нравственное воспитание.Воспитание доброты.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Поддубная Анна Ефимовна

Конспект занятия по нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_poddubnoy_a._e.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №10 г. Россошь

Россошанского муниципального района

Воронежской области

Нравственное воспитание.

Воспитание доброты.

                                                                        Воспитатель:  А.Е. Поддубная

 Россошь 2013 год

       

  В настоящее время от правильного духовно-нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества.

          Одним из недостатков современного дошкольного воспитания является то, что большинство детей ценит в себе только такие качества, как ум, физическую силу и ловкость, послушание и др. На вопрос «Какой ты?» ребенок обычно отвечает: «Умный, послушный, сильный, ловкий, красивый, хорошо считаю, умею читать и т.п.».Такие характеристики, как «добрый», «честный», «справедливый» встречаются реже.

            Работая по данной теме, мною были поставлены следующие задачи:

1. Учить детей быть добрыми. Познакомить с различными ситуациями, где дети узнают о добрых поступках. Вспомнить и уточнить слова, выражающие добрые чувства.

2. Учить понимать какой человек считается добрым.

3. Развивать морально-личностные качества детей с чрезмерной застенчивостью, эгоизмом, упрямством, жадностью, притворством, трусостью, склонностью к ябедничеству, знающих моральную норму, но не следующих ей.

4. Воспитывать привычки правильного поведения.

5. Знакомить детей с русскими народными сказками. Показать великое значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра.

          Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является искусство. Это наши занятия по художественному творчеству, музыкальные занятия. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию. А если ребенок приобретает это, то будет и успех в формировании морально-личностных качеств.

           Искусство показывает столкновение между собой добра и зла, счастья и горя и т.д. Считается, что искусство произошло от игры, от подражания, и этим оно близко ребенку. Основное условие положительных морально-личностных качеств - «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. Это, в принципе, проходит «красной нитью» у нас на всех занятиях и, особенно на занятиях по коммуникации.

          Если мы не научим детей сопереживать, не привьем любовь и уважение друг к другу, не научим любить этот мир, то потом будет поздно.

           На занятиях по коммуникации и ознакомлению с художественной литературой стараемся дать понять ребенку, что к его мысли, мнению относятся с уважением. У детей формируется умение передать в слове свои ощущения, переживания, формируются навыки общения.

Проявляя интерес к данному направлению, мною был проведен ряд развлечений, этических бесед, элементов непосредственно-образовательной деятельности. В качестве примера предлагаю конспект открытого занятия в старшей логопедической группе  «Если добрый ты - это хорошо».

 Перспективное планирование по теме «Неделя добра» в старшей группе

 

Цель: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи:

  1. Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей); углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
  2. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
  3. Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

 

День недели

Мероприятия

Понедельник

  • Акция «Напутствие феи Добра»;
  • НОД «Тропинка добра»;
  • Игры: «Я не должен – я должен», «Секрет», «Мост дружбы»;
  • Сквозная акция «Цепочка добрых дел».

Вторник

  • Акция «Подари улыбку прохожему» (изготовление аппликации «Улыбка»);
  • Занятие с элементами тренинга «Поделись своей добротой»;
  • Беседы о добрых поступках и делах, прослушивание песен о дружбе.

Среда

  • «Книжкина больница» - организация работы по ремонту старых книг;
  • Операция «Кормушка» - сотвори добро, накорми птиц (совместно с родителями и детьми изготовление кормушки, вывешивание на участок);
  • Выставка творческих работ «Тепло наших рук».

Четверг

  • Просмотр мультфильма «Сказка про доброго носорога»;
  • НОД «Случаи из жизни и копилка добрых дел»;
  • Игры: «Добрые и вежливые слова», «Ласковое имя»;
  • Акция «Поможем малышам» (создание книжек – малышек).

Пятница

  • Акция «Посылка детям в детский дом» - сбор и отправка посылки;
  • Подведение итога сквозной акции «Цепочка добрых дел»;
  • Акция «цветочная поляна» - подведение итогов недели доброты.

 

В течение всей недели читать стихи, рассказы, сказки: С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»; Г. Остер «Вредные советы»; В. Осеева «Рыжий кот», «Добрые слова»; В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; ненецкие сказки «Айога», «Три сына»; Е. Благинина «Подарок», «Как светлячок друга искал».

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №10 г. Россошь

Россошанского муниципального района

Воронежской области

Открытое занятие

 в старшей логопедической группе №4

«Если добрый ты - это хорошо»

                                                                        Воспитатели:  А.Е. Поддубная

                                                                                              М.Н. Перцель

Россошь 2013 год

«Если добрый ты – это хорошо!»

Цель:  сформировать в сознании детей понятие «доброта», расширить знание      

            детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека; продолжать  

            формировать представление о том, что доброта, вежливость есть

            проявление красоты души; расширить словарный запас детей;

            подвести их к пониманию доброты как основы взаимоотношений      

            между людьми.

I. Воспитатель :  - «Доброта». Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия    

люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна,  

достойна почтения или смешна.

 Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их

 жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь,

 какими недружелюбными и равнодушными бывают порой

 люди по отношению  друг  к другу. Даже вежливость, и та,

 иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой….                      

- Дети, как вы думаете, что такое доброта ?

Воспитатель:  - В словаре С.И. Ожогова слово «доброта» определяется как

                         «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление  

                          делать добро другим».

                         Добро – это все положительное, хорошее, полезное.

 Воспитатель:  –  А как вы понимаете выражение «быть добрым человеком»?

             а) Быть заботливым, стараться сделать людям что-нибудь хорошее.

             б) Разговаривать с людьми вежливо.

             в) Если товарищ не знает, как правильно поступить или что-то сделать,   надо показать ему, научить его.

             г) Если человек добрый, он заметит, что что-то грустит, придумает, как развеселить человека, вместе с ним порадуется.

             д) Добрый человек щедрый, делится всем, чем может, замечает, что кому-то нужна помощь.

             е) Добрый человек уважает старших, не дерзит, не перебивает во время разговора.

             ж) Он любит природу, бережно к ней относится.

              з) Добрый человек заботится о родителях.

              и) При разговоре с людьми смотрит в глаза ласково.

              к) Добрый человек – добродушный.

 Чтение стихотворения.

Воспитатель: - Дети, послушайте стихотворение и скажите, где живет доброта?

Ребенок:          В доме добрыми делами занята.

                         Тихо ходит по квартире доброта.

                         Утро доброе у нас,

                         Добрый день и добрый час,

                         Добрый вечер, ночь добра,

                         Было доброе вчера.

                         И откуда, спросишь ты,

                         В доме столько доброты?

Воспитатель:   - Дети, а где еще может жить доброта?

                          ( в доме, на улице, в транспорте…)

                          - А где должна жить доброта в первую очередь?

                          - Да, в первую очередь доброта должна жить в ваших сердцах.

                          Добрые сердца – это сады.

                          Добрые слова – это корни.

                          Добрые мысли – цветы.

                          Добрые дела – плоды.

 II. Воспитатель: - Сегодня мы с вами попробуем «создать сад доброты». Но для  

                                  этого  потребуется ваша доброта, любовь и доверие. Вместе,  

                                  дерево за  деревом, мы создадим этот сад.

  1. Дерево первое «Где спряталось добро?»

Воспитатель :  - Дети вспомните слова и словосочетания, в которых «спряталось       «добро». (Добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный,  доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и т.д.)

(силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).

  1. Дерево второе  «Пословица о добре».

Воспитатель: - В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром

                           говорят: «Доброе слово и кошке приятно».

                           Я буду называть 1-ю часть пословицы, а вы – вторую.

      1.Делать добро - … (спеши).

      2. На добрый привет - …(добрый ответ).

      3. Про доброе дело - …. (говори смело).

      4. Жизнь дана на - … ( добрые дела).

      5. Учись доброму - … ( дурное на ум не пойдет).

      6. Спасибо – великое …. (дело).

      7. Лениться да гулять - …. (добра не видать).

       8. Доброе слово человеку -… (что дождь в засуху).

       9. Доброе слово железные ворота  … (отворяет).

       10. Добрые дела … (красят человека).

       11. Без добрых дел … (нет доброго имени).

       12. Злой не верит, что есть … (добрые люди).

 (силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).

  1. Дерево третье  «Улыбка доброты».

     Воспитатель : - Я думаю, вы согласитесь со мной: если  к человеку отнестись с  

                              добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим                                      

                              человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости  

                              пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая.  Я

                               хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой.

Дети :  (динам. пауза), Игра «Улыбка» (музыкальная). Дети передают шар «с улыбкой».                                

             Быстро встаньте, улыбнитесь,

                 Выше, выше потянитесь.

                 Ну-ка плечи распрямите:

                   Поднимите, опустите.

              Влево, вправо повернулись

               Руками коленей коснулись.

                         Сели, встали,

                         Сели, встали,

                    И на место побежали.

                     

Воспитатель: - Я сейчас одному из вас передам свою улыбку. Он должен      

                          улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний  

                          игрок должен снова передать улыбку мне.

(звучит песня В. Шаинского «Улыбка»)

(силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).

  1. Дерево четвертое «Добрые сказки».

Воспитатель:  - Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным,    

                           добрым человеком: идете ли вы по улице, садитесь ли вы в  

                           автобус, делаете ли какие-либо домашние дела.

                           Издавна фантазией людей были созданы представители зла.

                                 - Кто это? ( Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч,  

                                 Соловей-разбойник…).

                                - А кого из представителей добрых сил вы знаете ? (Василиса

                                Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная,

                                Марья- искусница…).

                                - Представьте, что вы стали обладателем волшебных предметов.

Игра «Волшебный сундучок»

Воспитатель : - Вот наш волшебный сундучок.

                         -  Давайте его откроем.

                          - Увы! Не открывается.

                          - А-а.. Понятно. Чтобы сундучок открыть, надо добрые слова  

                             произносить.

Дети :  называют слова

Воспитатель :  - Видите, какие здесь предметы: зернышки, порванная книга,  

                            листок бумаги и фломастер, сломанная игрушка, игла.

                            Вам задание : придумать добрые дела, которые можно совершить  

                             с помощью данных предметов.

(зернышками накормить птиц, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку, сшить кукле платье и т.д.)

 (силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).

  1. Дерево пятое «Копилка добрых поступков».

Воспитатель: - Дети, в группе мы завели альбом добрых поступков, Эти  

                          фотографии рассказывают о ваших добрых делах. Дома вы тоже

                          можете завести такой альбом или тетрадь, где делать зарисовки о

                          добрых делах. Давайте рассмотрим фотографии.

                        - О каких добрых делах можно говорить, глядя на фотографии?

                          Ученые считают, что осознание сделанного добра – это уже  

                          награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать  

                          благодарности.

 (силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).

  1. Дерево шестое  «Дерево дружбы».

Воспитатель : - Дети внимательно послушайте стихотворение и скажите, с чем

                           сравнивается доброта? (с солнцем)

«Доброта»   ( Н. Тулупова)

Ребенок:                   Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта то роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Воспитатель : - Дети, а у какого человека больше друзей - у доброго или злого?

                          А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим в  

                           наш сад «дерево дружбы».

 (силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).

Воспитатель : - Наш танец тоже будет называться «танцем дружбы», в котором

                           вы проявите заботу друг о друге.

  1. Дерево седьмое «Добрые слова»

Воспитатель: - Дети, а какие слова могут обидеть?

                        - Правильно, плохие.

                        - А что делает доброе, ласковое слово? (согревает душу)

                        - А мы сейчас сделаем так, что плохих слов вообще не будет.                        

                            Мы сейчас поиграем.

Игра «Ромашка»

Воспитатель : - Подойдите, пожалуйста, к этой ромашке (на мольберте

                           прикреплена ромашка). С обратной стороны лепестков ромашки

                           написаны слова. Я вам помогу их прочитать. Снимайте по одному  

                           лепестку.

                         - Хорошее это слово?

                         - Давайте его заменим на доброе, хорошее слово, противоположное  

                            по смыслу:

1. грубый – ласковый                                          

2. злой – добрый

3. жадный – щедрый

4. грустный – веселый

5. горе – радость

6. вражда – мир

7. обман – правда

8. жестокость – милосердие.

Ты лети, наш цветок,

Через запад на восток.

И по всей земле лети,

Семена добра дари

 (силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).

 III. Воспитатель : - Вот у нас и получился сад доброты. Давайте наполнять его

                           солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

                           - Доброта- это важное человеческое качество. Она нашла  

                             отражение во всех видах искусства: в поэзии, фильмах, музыке и,  

                              конечно, в песнях.

                            - Вы помните мультфильм «День рождения кота Леопольда»? А

                              песенку, которую он пел? Давайте завершим наше занятие этой

                              замечательной песенкой.

Песня «Если добрый ты»

Итоги мониторинга

                   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по социально-нравственному воспитанию "Фея доброты"

Конспект занятия по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста "Фея доброты"  Цель: формирование положительного отношения к другим людям, развитие социальных чувств и пр...

Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника

Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания....

Родительское собрание на тему: "Нравственное воспитание. Воспитываем добротой".

Очень актуальная тема. В нашем мире, агрессия процветает. Необходимо побуждать родителей, воспитывать своих детей в доброте!...

Статья по воспитанию духовно-нравственной культуры детей "Доброта в нас и вокруг нас"

Статья по воспитанию духовно-нравственной культуры у детей  "Доброта в нас и  вокруг нас"Цель : Побудить родителей и педагогов к целенаправленному воспитанию д...

Духовно-нравственное воспитание, воспитание любви к Родине через наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста

laquo;Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках». В. А. Сухомлинский.Целью духовн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: “СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.”

Одним из средств создания положительнвх нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми  и детьми в семье и в детском саду является сказка....