Нравственное воспитание.Воспитание доброты.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект занятия по нравственному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_poddubnoy_a._e.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №10 г. Россошь
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Нравственное воспитание.
Воспитание доброты.
Воспитатель: А.Е. Поддубная
Россошь 2013 год
В настоящее время от правильного духовно-нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества.
Одним из недостатков современного дошкольного воспитания является то, что большинство детей ценит в себе только такие качества, как ум, физическую силу и ловкость, послушание и др. На вопрос «Какой ты?» ребенок обычно отвечает: «Умный, послушный, сильный, ловкий, красивый, хорошо считаю, умею читать и т.п.».Такие характеристики, как «добрый», «честный», «справедливый» встречаются реже.
Работая по данной теме, мною были поставлены следующие задачи:
1. Учить детей быть добрыми. Познакомить с различными ситуациями, где дети узнают о добрых поступках. Вспомнить и уточнить слова, выражающие добрые чувства.
2. Учить понимать какой человек считается добрым.
3. Развивать морально-личностные качества детей с чрезмерной застенчивостью, эгоизмом, упрямством, жадностью, притворством, трусостью, склонностью к ябедничеству, знающих моральную норму, но не следующих ей.
4. Воспитывать привычки правильного поведения.
5. Знакомить детей с русскими народными сказками. Показать великое значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра.
Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является искусство. Это наши занятия по художественному творчеству, музыкальные занятия. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию. А если ребенок приобретает это, то будет и успех в формировании морально-личностных качеств.
Искусство показывает столкновение между собой добра и зла, счастья и горя и т.д. Считается, что искусство произошло от игры, от подражания, и этим оно близко ребенку. Основное условие положительных морально-личностных качеств - «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. Это, в принципе, проходит «красной нитью» у нас на всех занятиях и, особенно на занятиях по коммуникации.
Если мы не научим детей сопереживать, не привьем любовь и уважение друг к другу, не научим любить этот мир, то потом будет поздно.
На занятиях по коммуникации и ознакомлению с художественной литературой стараемся дать понять ребенку, что к его мысли, мнению относятся с уважением. У детей формируется умение передать в слове свои ощущения, переживания, формируются навыки общения.
Проявляя интерес к данному направлению, мною был проведен ряд развлечений, этических бесед, элементов непосредственно-образовательной деятельности. В качестве примера предлагаю конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Если добрый ты - это хорошо».
Перспективное планирование по теме «Неделя добра» в старшей группе
Цель: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
- Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей); углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
День недели | Мероприятия |
Понедельник |
|
Вторник |
|
Среда |
|
Четверг |
|
Пятница |
|
В течение всей недели читать стихи, рассказы, сказки: С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»; Г. Остер «Вредные советы»; В. Осеева «Рыжий кот», «Добрые слова»; В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; ненецкие сказки «Айога», «Три сына»; Е. Благинина «Подарок», «Как светлячок друга искал».
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №10 г. Россошь
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Открытое занятие
в старшей логопедической группе №4
«Если добрый ты - это хорошо»
Воспитатели: А.Е. Поддубная
М.Н. Перцель
Россошь 2013 год
«Если добрый ты – это хорошо!»
Цель: сформировать в сознании детей понятие «доброта», расширить знание
детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека; продолжать
формировать представление о том, что доброта, вежливость есть
проявление красоты души; расширить словарный запас детей;
подвести их к пониманию доброты как основы взаимоотношений
между людьми.
I. Воспитатель : - «Доброта». Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия
люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна,
достойна почтения или смешна.
Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их
жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь,
какими недружелюбными и равнодушными бывают порой
люди по отношению друг к другу. Даже вежливость, и та,
иногда не сближает, а разъединяет их.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой….
- Дети, как вы думаете, что такое доброта ?
Воспитатель: - В словаре С.И. Ожогова слово «доброта» определяется как
«отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
делать добро другим».
Добро – это все положительное, хорошее, полезное.
Воспитатель: – А как вы понимаете выражение «быть добрым человеком»?
а) Быть заботливым, стараться сделать людям что-нибудь хорошее.
б) Разговаривать с людьми вежливо.
в) Если товарищ не знает, как правильно поступить или что-то сделать, надо показать ему, научить его.
г) Если человек добрый, он заметит, что что-то грустит, придумает, как развеселить человека, вместе с ним порадуется.
д) Добрый человек щедрый, делится всем, чем может, замечает, что кому-то нужна помощь.
е) Добрый человек уважает старших, не дерзит, не перебивает во время разговора.
ж) Он любит природу, бережно к ней относится.
з) Добрый человек заботится о родителях.
и) При разговоре с людьми смотрит в глаза ласково.
к) Добрый человек – добродушный.
Чтение стихотворения.
Воспитатель: - Дети, послушайте стихотворение и скажите, где живет доброта?
Ребенок: В доме добрыми делами занята.
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Воспитатель: - Дети, а где еще может жить доброта?
( в доме, на улице, в транспорте…)
- А где должна жить доброта в первую очередь?
- Да, в первую очередь доброта должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – это корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
II. Воспитатель: - Сегодня мы с вами попробуем «создать сад доброты». Но для
этого потребуется ваша доброта, любовь и доверие. Вместе,
дерево за деревом, мы создадим этот сад.
- Дерево первое «Где спряталось добро?»
Воспитатель : - Дети вспомните слова и словосочетания, в которых «спряталось «добро». (Добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и т.д.)
(силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).
- Дерево второе «Пословица о добре».
Воспитатель: - В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром
говорят: «Доброе слово и кошке приятно».
Я буду называть 1-ю часть пословицы, а вы – вторую.
1.Делать добро - … (спеши).
2. На добрый привет - …(добрый ответ).
3. Про доброе дело - …. (говори смело).
4. Жизнь дана на - … ( добрые дела).
5. Учись доброму - … ( дурное на ум не пойдет).
6. Спасибо – великое …. (дело).
7. Лениться да гулять - …. (добра не видать).
8. Доброе слово человеку -… (что дождь в засуху).
9. Доброе слово железные ворота … (отворяет).
10. Добрые дела … (красят человека).
11. Без добрых дел … (нет доброго имени).
12. Злой не верит, что есть … (добрые люди).
(силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).
- Дерево третье «Улыбка доброты».
Воспитатель : - Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с
добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим
человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости
пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая. Я
хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой.
Дети : (динам. пауза), Игра «Улыбка» (музыкальная). Дети передают шар «с улыбкой».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите:
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись
Руками коленей коснулись.
Сели, встали,
Сели, встали,
И на место побежали.
Воспитатель: - Я сейчас одному из вас передам свою улыбку. Он должен
улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний
игрок должен снова передать улыбку мне.
(звучит песня В. Шаинского «Улыбка»)
(силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).
- Дерево четвертое «Добрые сказки».
Воспитатель: - Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным,
добрым человеком: идете ли вы по улице, садитесь ли вы в
автобус, делаете ли какие-либо домашние дела.
Издавна фантазией людей были созданы представители зла.
- Кто это? ( Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч,
Соловей-разбойник…).
- А кого из представителей добрых сил вы знаете ? (Василиса
Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная,
Марья- искусница…).
- Представьте, что вы стали обладателем волшебных предметов.
Игра «Волшебный сундучок»
Воспитатель : - Вот наш волшебный сундучок.
- Давайте его откроем.
- Увы! Не открывается.
- А-а.. Понятно. Чтобы сундучок открыть, надо добрые слова
произносить.
Дети : называют слова
Воспитатель : - Видите, какие здесь предметы: зернышки, порванная книга,
листок бумаги и фломастер, сломанная игрушка, игла.
Вам задание : придумать добрые дела, которые можно совершить
с помощью данных предметов.
(зернышками накормить птиц, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку, сшить кукле платье и т.д.)
(силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).
- Дерево пятое «Копилка добрых поступков».
Воспитатель: - Дети, в группе мы завели альбом добрых поступков, Эти
фотографии рассказывают о ваших добрых делах. Дома вы тоже
можете завести такой альбом или тетрадь, где делать зарисовки о
добрых делах. Давайте рассмотрим фотографии.
- О каких добрых делах можно говорить, глядя на фотографии?
Ученые считают, что осознание сделанного добра – это уже
награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать
благодарности.
(силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).
- Дерево шестое «Дерево дружбы».
Воспитатель : - Дети внимательно послушайте стихотворение и скажите, с чем
сравнивается доброта? (с солнцем)
«Доброта» ( Н. Тулупова)
Ребенок: Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта то роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель : - Дети, а у какого человека больше друзей - у доброго или злого?
А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим в
наш сад «дерево дружбы».
(силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).
Воспитатель : - Наш танец тоже будет называться «танцем дружбы», в котором
вы проявите заботу друг о друге.
- Дерево седьмое «Добрые слова»
Воспитатель: - Дети, а какие слова могут обидеть?
- Правильно, плохие.
- А что делает доброе, ласковое слово? (согревает душу)
- А мы сейчас сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
Мы сейчас поиграем.
Игра «Ромашка»
Воспитатель : - Подойдите, пожалуйста, к этой ромашке (на мольберте
прикреплена ромашка). С обратной стороны лепестков ромашки
написаны слова. Я вам помогу их прочитать. Снимайте по одному
лепестку.
- Хорошее это слово?
- Давайте его заменим на доброе, хорошее слово, противоположное
по смыслу:
1. грубый – ласковый
2. злой – добрый
3. жадный – щедрый
4. грустный – веселый
5. горе – радость
6. вражда – мир
7. обман – правда
8. жестокость – милосердие.
Ты лети, наш цветок,
Через запад на восток.
И по всей земле лети,
Семена добра дари
(силуэт дерева прикрепляется к магнитной доске).
III. Воспитатель : - Вот у нас и получился сад доброты. Давайте наполнять его
солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
- Доброта- это важное человеческое качество. Она нашла
отражение во всех видах искусства: в поэзии, фильмах, музыке и,
конечно, в песнях.
- Вы помните мультфильм «День рождения кота Леопольда»? А
песенку, которую он пел? Давайте завершим наше занятие этой
замечательной песенкой.
Песня «Если добрый ты»
Итоги мониторинга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по социально-нравственному воспитанию "Фея доброты"
Конспект занятия по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста "Фея доброты" Цель: формирование положительного отношения к другим людям, развитие социальных чувств и пр...
Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника
Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания....
Родительское собрание на тему: "Нравственное воспитание. Воспитываем добротой".
Очень актуальная тема. В нашем мире, агрессия процветает. Необходимо побуждать родителей, воспитывать своих детей в доброте!...
Статья по воспитанию духовно-нравственной культуры детей "Доброта в нас и вокруг нас"
Статья по воспитанию духовно-нравственной культуры у детей "Доброта в нас и вокруг нас"Цель : Побудить родителей и педагогов к целенаправленному воспитанию д...
Духовно-нравственное воспитание, воспитание любви к Родине через наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста
laquo;Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках». В. А. Сухомлинский.Целью духовн...
КОНСУЛЬТАЦИЯ: “СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.”
Одним из средств создания положительнвх нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка....