Сюжетно-ролевая игра «СЕМЬЯ» «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ АЛЕНКИ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие направлено на воспитание положительных взаимоотношений между детьми, закрепление культурных навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра «СЕМЬЯ»
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ АЛЕНКИ»
Программное содержание:
Учить детей взаимодействовать в сюжете, объединяться в игре, распределять роли; выполнять ролевые действия в соответствии с игровым замыслом; развивать у детей умение самостоятельно подбирать и использовать атрибуты для игры, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, дружелюбие. Закрепить культурные навыки.
Предварительная работа:
- Чтение Е. Благинина «Аленушка»;
- Рассматривание иллюстрации на тему «Семья»;
- Игры-занятия: «Куклы собираются на прогулку», «Приготовим малышу обед», «Как будто мамы нет дома», «День рождения»;
- Наблюдения за тем, как мамы гуляют с детьми;
- Детские игры «Кому что нужно», «Все работы хороши»;
- На занятиях по конструированию построение мебели;
- Беседы с детьми: « Как с мамой ходил(а) в магазин, в парикмахерскую», «Вежливые дети».
Материал:
- Кукла-именинница;
- Посуда игрушечная;
- Мебель (стол, стулья), скатерть;
- Прилавок для магазина, халат, накидки;
- Сумочки, «деньги», кошельки;
- Строительные модули, руль, билеты;
- Магнитофон, записи песен.
Игровые роли: мама, папа, бабушка, сестренка, братик, продавец, строители, шофер, кондуктор, гости.
Деятельность взрослого | Предполагаемая деятельность детей |
Воспитатель с детьми входит в группу. Здороваются с гостями. - Ребята, сегодня к нам пришли гости посмотреть, как вы умеете играть. - В какие игры вы любите играть? - Какими игрушками вы любите играть? - Как можно с ними играть? - А с кем вы любите играть? -Ребята, посмотрите, все игрушки ждут вас. Они соскучились и готовы с вами играть. - А в какую игру вы хотели бы поиграть? Стук в дверь, появляется кукла. - Ребята, смотрите, к нам в гости пришла кукла. Ее зовут Аленушка. Какая она нарядная, красивая. У нее сегодня день рождения. Но почему она грустная?! Вы не знаете? - А давайте мы ей устроим праздник – день рождения. И у нее поднимется настроение. - Ребята, скажите, а что нужно сделать для этого? |
- В магазин. В больницу. В шофера. В парикмахерскую. - С куклой. С машинами. С модулем, конструктором. - Куклу кормить, лечить, спать укладывать, гулять. Из конструктора строить дом. Машины катать. - Я люблю играть с Настей. Вадим: «Я люблю играть с Полиной». - В семью. В магазин. В парикмахерскую. В конструктор. - А я рисовать хочу. Дети разошлись по уголкам. - Да, давайте ей праздник устроим. - Накрыть праздничный стол. Навести порядок в комнате. Купить продукты в магазине. |
Распределение ролей. Куклу-именинницу посадить на стул. Она наблюдает, как идут приготовления к празднику. | |
- Кто хочет быть мамой? Папой? Бабушкой? - А кто хочет быть сестренкой или братиком? Остальные дети – гости. - Мама чем будет заниматься? (накрывать на стол, расставлять посуду, готовить). - А бабушка? (тряпочкой протирать пыль, потом маме будет помогать готовить праздничный обед). - А где вы возьмете продукты? - А кто сходит в магазин? - А кто хочет быть продавцом? Уголок конструирования - А вы, мальчики, что хотели бы подарить кукле Аленке? | - Я буду мамой. - А я буду папой. - Я хочу быть бабушкой. - Я буду сестренкой. - А мы будем гостями, мы будем подарки готовить. - Будет готовить. - Будет порядок наводить в комнате (пыль протирать, аккуратно сложит вещи). - В магазине. - Папа с дочкой ( с сыном). (Берут корзинку, сумку, кошелек, «деньги»). - Ребенок (продавец) идет к прилавку. - Мы хотим ей построить дом. |
Самостоятельная деятельность детей | |
По предложению воспитателя гости едут на автобусе на день рождения. - Кто будет шофером? Кондуктором? Дети поздравляют именинницу, дарят подарки. - Что бы вы хотели пожелать имениннице? Мама, папа говорят спасибо от имени куклы. Мама предлагает гостям выпить чаю. По желанию куклы Аленки дети исполняют любимые стихи, песни. Хоровод «Каравай». Мама от имени «дочери» Аленки поблагодарила гостей за поздравление и подарки. | Построить автобус из стульчиков и строительного модуля (или готовый). - Не болеть. Слушаться маму, папу. - Счастья, радости. Хорошего настроения. - Хорошо заниматься. - Спасибо. (Гости садятся за столы, «пьют чай, кушают», можно включить музыку). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский.
Условия формирования личного вклада п едагога в развитие образования Научно – исследовательские условия исследования особенностей развития связной речи дошкольников с использованием мнемотехники: Е . И. Тихеева, Ф. А. Сохин, О.С. Ушакова, Н. Ф. Ладыгина , М. С. Лаврик , Т. А. Ладыженская , А.М. Бородич , Т. Б. Филичева, Е.А.Смирнова , Е.А. Флерина , Е.И. Радина , Э.П.Короткова , В.И. Логинова, Н.М. Крылова, В.В. Гербова , Г.М. Лямина . Методические условия изучение научно-педагогической литературы, передового опыта коллег; организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и возрастом детей; постановка цели и задачи; поиск наиболее эффективных методов работы с детьми; сотрудничество с семьями воспитанников . Организационно-педагогические условия выступление на педсовете мастер класс
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; развития звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой». Актуальность Мнемотехника позволяет решить вышеописанные проблемы развития речи, согласно ФГОС ДО. Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным, позволяя успешно формировать связные высказывания у детей. Мнемотехника, схемы-модели, планы-схемы заметно облегчают детям овладение связной речью.
Применения мнемотехники, использование обобщений, позволяет ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт Р ебёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление Значимость мнемотехники Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций Систематическое использование мнемотехники приводит к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, помогающих в социальной адаптации ребёнка.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Проблема связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах известных педагогов: Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, О.С. Ушакова, Н. Ф. Л адыгина Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста рассматриваются в работах: М. С . Лаврик , Т . А. Ладыженской , А.М. Бородич , Т . Б. Филичевой Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались Е.А. Флериной , Е.И. Радиной , Э.П.Коротковой , В.И . Логиновой , Н.М . Крыловой , В.В . Гербовой , Г.М. Ляминой ; методы и приемы обучения дошкольников связной речи — Е.А . Смирновой и О.С.Ушаковой . Методы и приемы обучения дошкольников связной речи — Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой .
Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста «Мнемотехника – искусство запоминания» Цель
Задачи Способствовать развитию памяти, внимания, образного мышления Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств мнемотехники Способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей Способствовать развитию мелкой моторики рук Способствовать развитию творческих способностей детей Создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира
У детей не будут возникать трудности в построении монолога. Сформируется умение грамматически правильно строить распространённое предложение Усовершенствуются психические процессы (память, внимание, мышление, воображение) Сформируются навыки культурного общения Пополниться словарный запас Обогатиться диалогическая речь Сформируются творческие способности у детей Ожидаемые результаты
Ведущая педагогическая идея Использование приёмов мнемотехники способствует расширению и обогащению словарного запаса ребёнка, развитию грамматического строя, связной речи.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования с равнительная диагностика а нализ использования мнемотехники в образовательном процессе выступление на педсовете I этап Организационный а нализ психолого-педагогической литературы и практического опыта д иагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста р азработка методического материала (перспективный план, мнемотаблицы , схемы – модели и др.) о богащение РППС материалом для развития связной речи II этап Практический о рганизация работы с мнемотаблицами о рганизация взаимодействия с родителями III этап Рефлексивный
57 % 30 % 20 % 45 % 42 % 23 % Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста По результатам проведенной диагностики, показатели речевого развития детей недостаточно высоки. Предполагается, что работа средствами мнемотехники позволит скорректировать полученные данные о состоянии связной речи у детей . словарный запас навыки культурного общения связная монологическая речь, диалогическая речь творческие способности детей психические процессы правильное построение предложения
Результаты анкетирования родителей воспитанников подготовительной группы № 12 65% 65% 8 5% 90% 90% Знаете ли вы, что такое мнемотехника? Как понимаете значение этого слова? Для чего используется мнемотехника? 90% Хотели ли бы вы узнать больше о мнемотехнике? Как вы считаете, необходимо ли проводить такую работу в дошкольном учреждении? Хотели ли бы вы, чтобы с вашим ребёнком проводилась такая работа ?
Фрагмент перспективного плана работы «Развитие связной речи у детей с использованием мнемотехники»
Обогащение РППС для организации работы с мнемотехникой Центр речевого развития
Организация работы с мнемотаблицами Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Начиная работу с простейших мнемоквадратов а затем и к мнемотаблицам последовательно переходим к мнемодорожкам
Перекодирование информации – преобразование абстрактных символов в образы . Организация работы с мнемотаблицами
Составление рассказа. Пересказ или рассказывание по данной теме. Организация работы с мнемотаблицами
Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов Мнемотаблицы -схемы Дидактический материал в форме мнемотаблиц , схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы, сказки, стихи четкими, связанными, последовательными.
Взаимодействие с родителями Задачи Мероприятия Ознакомление родителей с методами и формами работы по ис пользованию мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Анкетирование «Правильно ли говорит Ваш ребенок» Совместная деятельность родителей и детей по составлению мнемотаблицы и заучиванию по ней стихотворения Е. Трутневой «Осень» Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях». Родительское собрание на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы мнемотаблицами Памятка «Принципы работы по мнемотаблице» Памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» Акция «Вместе с ребенком» — создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение» Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам» Поощрение родителей в виде «Благодарственного письма» и поощрение детей медалями «За стремление к знаниям».
Взаимодействие с родителями Совместная деятельность родителей и детей по составлению мнемотаблиц « Вместе с ребенком» — создание мнемотаблиц по теме: «Любимое стихотворение» Изготовление карточек для отгадывания загадок
Сравнительная диагностика Исходные показатели на начальном этапе использования мнемотехники По результатам сравнительной диагностики стоит отметить, что показатели речевого развития с использованием средств мнемотехники на конечном этапе повысились связная монологическая речь, диалогическая речь 57 % 30 % 20 % 45 % 42 % 23 % словарный запас навыки культурного общения творческие способности детей психические процессы правильное построение предложения 78 % 54 % 47 % 58 % 65 % 38 % Достигнутые показатели на конечном этапе использования мнемотехники
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи детей » Мастер – класс для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях» Н O Д для педагогов с использованием приёмов мнемотехники Выступление на педсовете из опыта работы «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»
Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Выводы и результаты У детей расширился круг знаний об окружающем мире, а также словарный запас Появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории Усовершенствовалась мелкая моторика рук Обширно проявились творческие способности детей в ходе самостоятельного создания мнемотаблиц Усовершенствовались память, внимание, образное мышление Развитие с вязной речи
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., 2002 Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных расказов / Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21 Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115 Подлиняев О.Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун -та, 2003 Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2000 Большева Т.В . Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011 Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обоазования / Н.Е.Веракса , Т.С.Комарова , М.А.Васильева .- М.: Мозаика-Синтез, 2012. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова . - Мозаика-Синтез, 2012 Интернет-ресурсы : Международный образовательный портал «МААМ.РУ» Социальная сеть работников образования « nsportal.ru » Обучение детей дошкольного возраста « melkie.net » Литература
Контактная информация: Патрогина Зинаида Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2» т. (83130) 5 -07 -57 Адрес электронной почты: zpatrogina@mail.ru Спасибо з а в нимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе «День рождения куклы Кати».
Цель: Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы - заместит...
"День рождения куклы" (сюжетно-ролевая игра для детей 2-й младшей группы)
Цель: Учить детей отражать в играх события реальной жизни. Развивать и обогащать мгровые действия с игрушками. Обогащать сюжет игры. Формировать умение детей играть сообща. Побуждать детей творчески р...
Проект сюжетно-ролевой игры с элементами творчества в младшей группе «День рождения куклы Маши»
Педагогическая актуальность Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определя...
Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Кати»
Цель. Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр....
Конспект сюжетно-ролевой игры: "День рождения куклы Кати"
Расширять представление детей об окружающем мире; воспитывать любознательность и интерес, любовь и сочувствие; формировать положительно-эмоциональные отношения...
сюжетно-ролевая игра "Магазин" "День рождение куклы Маши"
Конспект сюжетно-ролевой игрыВо второй младшей группе«Магазин», «День рождение куклы Маши»...
Методическая разработка - Сюжетно - ролевая игра: «День рождение куклы Кати»
Методическая разработка - Сюжетно - ролевая игра: «День рождение куклы Кати»...